Гурий Иванович Марчук учёный, патриот, просветител

Мои незабываемые встречи

 Биография
Гу;рий Ива;нович Марчу;к родился восьмого июня одна тысяча девятьсот двадцать пятого года —
академик Российской академии наук СССР.
1941—1942 — помощник комбайнёра в с. Духовницкое
1942—1949 — студент, затем аспирант матмеха ЛГУ
1943—1945 — служба в армии

Участник Великой Отечественной войны, служил в артиллерийской разведке; в 1949 г.
 окончил математико-механический факультет Ленинградского государственного университета;
 после завершения учебы в ЛГУ работал в Московском геофизическом институте АН СССР,
где окончил аспирантуру (1952, тема кандидатской диссертации: "Динамика крупномасштабных полей
 метеорологических элементов в бароклинной атмосфере", работа была выполнена под руководством
члена-корреспондента АН СССР И.А.Кибеля, создавшего первую математическую модель прогноза погоды);
 в 1952 г. был приглашен в Лабораторию "В" Первого главного управления Совета Министров СССР
(позже переименованную в Физико-энергетический институт (ФЭИ) Госкомитета СССР по использованию атомной
 энергии), возглавляемую Д.И.Блохинцевым; в Обнинске, где находился ФЭИ, в 1953-1962 гг.
 руководил математическим отделом института, здесь он выполнил исследования, связанные с созданием
теории ядерных реакторов и методов их расчета; докторская диссертация посвящена численным методам
решения задач расчета ядерных реакторов (1957); в 1959-1961 гг. принимал участие в разработке
требований к ядерной безопасности для заводов и других предприятий атомной промышленности,
проводившейся по инициативе И.В.Курчатова; в 1962 г. переехал в Новосибирск, где возглавил
Вычислительный центр Института математики СО АН СССР; 1964-1979 - директор выделившегося в
 самостоятельную организацию Вычислительного центра Сибирского отделения АН СССР;
 член-корреспондент АН СССР по Сибирскому отделению (1962, специальность "Атомная энергетика");
 действительный член АН СССР (1968, Отделение наук о Земле (физика атмосферы));
 вице-президент АН СССР и председатель Сибирского отделения АН СССР (1975-1980);
 с 1980 по 1986 год работал заместителем Председателя Совета Министров СССР и
 председателем Государственного Комитета СССР по науке и технике; в 1986 г.
был избран Президентом Академии наук СССР, работал в этой должности по 1991 г.;
 на 25-27-м съездах КПСС избирался кандидатом и членом ЦК КПСС; депутат
 Верховного Совета СССР 10-11-го созывов.

Марчук отмечает:

Создавая институт в 1980 году в Москве, я руководствовался опытом организации Вычислительного центра
 СО АН.  Это уникальное учреждение.
 
В нем нет традиционных отделов и лабораторий, вся работа осуществляется в творческих
 коллективах по проектам. Проект может предложить любой сотрудник и пригласить для его
 выполнения любого члена коллектива. Для подготовки молодых ученых мы имеем свою кафедру в
 Московском физико-техническом институте, где я преподаю много лет. Каждый год 6—8 лучших
 студентов поступают к нам в аспирантуру, после её окончания приглашаем к нам на работу самых
талантливых молодых ученых. Нам удалось добиться отсутствия проблемы утечки мозгов —
во всяком случае в нашем институте. Наоборот, к нам нередко приезжают по контракту
талантливые ученые из других стран — США, Франции, Германии
Вопросы и ответы на девяностолетии: -
Гурий Иванович, как вы сами боретесь со старостью? — Я не чувствую себя старым.
 У меня много интересной работы, хорошие ученики, которые не дают мне скучать.
Каждый день приносит новые задачи и открытия
 И что нужно делать, чтобы быть здоровым? — Все очень просто. Надо вести здоровый образ жизни,
 много ходить, дышать свежим воздухом, правильно питаться, не курить, легко относиться к трудностям,
 не лениться. Это, конечно, упрощенно. . Я по-прежнему люблю приезжать к себе на Волгу,
задираю штаны, залезаю на острова и рыбачу, как в юности.
Всё, что мною написано о Гурии Ивановиче по каким -то политическим причинам было не включено в его
служебном досье. Дело в том,что Гурий Иванович в начале шестидесятых годов был ректором Барнаульского
политехнического института. Мы же с ним познакомились в одна тысяча девятсот шестьдесят втором году
 (в начале года) в Барнаульском индустриально - педагогическом техникуме, где он был преподавателем
основ электротехники. Я же был студентом заочного факультета этого техникума. Гурий Иванович
 на  спаренных уроках на доске по два часа
делал вычисления по формулам. Дежурный по класу стирал с доски, то, что ему было уже ненужно.
Во время моего дежурства я спросил у него: "Гурий Иванович какие вы тут каракули пишите"?
Он мне потихоньку сказал вывожу формулу твёрдого топлива. А зачем она вам нужна спросил я.
Да чтобы ракеты выводить в космос, а то они взлетают и падают не достигиая цели.
 А как же Гагарин - он посмотрел на меня и сказал: - вот поэтому я  здесь.
Я его успокоил словами- к концу второго часа вы найдёте эту формулу и пошёл за парту.
 И действительно за пятнадцать минут до конца второй пары Гурий Иванович позвал меня
и когда я подошёл он пожал мне руку и сказал спасибо. Я её вычислил затем как и обычно
в правом углу доски написал нам тоже формулу сказав при этом - Вот эту формулу запомните
 и хорошей оценкой будете обеспечены.  Утром следующего дня по радио сообщили, что Марчук
Гурий Иванович приступил к выполнению своих обязанностей в ...
Повстречались мы с Гурием Ивановичем в городе Новосибирске в  магазине из стекла и бетона в одна тысяча девятьсот шестьдесят третьем году
когда я проездом ехал в Барнаул. Встреча невдалеке на скамейке от Новосибрского академгородка
 продолжалась в предеах часа. Больше с Гурием Ивановичем мы не встречались хотя я и работал в
 Министерстве сельского хозяйства старшим инспектором Гостехнадзора  Москва. В заключении своего повестнования хочу сказать - Гурий Иванович
был добрый, общителен и прекрасный собеседник. Занимая высочайшее положение в структуре государства
 он нашёл время для собеседования с таким ещё очень молодым юношей. И главное беседа то была
о простых житейских делах. Царствие небесное этому труженнику земли, ведь это он
вывел космическую ракету в космос.


Рецензии