Философский материал с книг
ПЕДАГОГИКА.
История. Для учеников - как бы они поступили на месте персонажа. Свободный выбор последствий. (№241, с.133.)
Сердцеведение. (№359, с.188.)
Воспитывать умение читать книги. (17.)
Ввести в школе беседы о причинах и следствиях. Следствия придумывают ученики. Выявление их качеств. У одной причины много следствий. (21).
Ученики.
Разрозненные предметы без понимания их необходимости и преимуществ.
2. Незнание цели, смысла.
Нужны увлекательные введения к предметам. Изложение синтеза. Перед лицом великих проблем. (58.)
Испытывать себя. Подражать высокому. Обсуждение, а не осуждение. (59.)
БРАТСТВО.
Не убежище, а сторожевая башня, маяк света (62.) Не товарищество - без устава, принуждения. (66.) Школа мысли. (67.)
ЭТИКА.
ИЕРАРХИЯ.
Добровольное её признание. Иначе разложение. (10.) Чем выше сфера, тем более проявляется начало иерархии. (23.) -МА.-
ПОДВИГ.
Каждый подвиг связан с гонениями. “Поединок с тьмой”. (_МА_ №14, с.90.
ПОМОЩЬ БРАТЬЕВ.
В минуту опасности. 2. Профилактика неполезного. 3.Творчество, труд, знание. 4. Содействие добру. (№18, с.93.)
ВЛАСТЬ - жертва. (№19, с.94.)
СТРАДАНИЕ И РАДОСТЬ.
“Но только в принятии страдания и образуетсязародыш мудрой радости”. (№21, с.95.)
=============
Н.Бердяев. “Судьба человека. Опыт парадоксальной этики”.
ДОБРО.
Мало добра в добродетели. Ад уготован со всех сторон. (с.358.)
С различения добра-зла начинается “проявление и испытание свободы”. (47.)
ЭТИКА ЗАКОНА. Приспособление к общественной повседневности. Условности, лицемерие, деспотизм. Оценка всего с точки зрения временных нужд. Садистские элементы в законности Нечистое подсознание в основе строгих правил. Попечение о дальнем за счёт ближнего. Нет любви к личности.(307-308.)
А есть и трасцендентальная мораль.
ЭТИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ. (Там же.)
Иерархия качеств: 1. Святой. 2. Пророк. 3. Творческий гений. 4. Социальный реформатор.
Я и ДРУГИЕ.
Рай для “Я” возможен, если нет ада для “Других”. Отдельно никто не спасается. (309.) Нужно всеобщее спасение (апокатастазис).
========
Лосский.
ЦЕННОСТИ. 1. Абсолютные внутренние принципы. 2. Аспекты целого, частичное. (Личности и т.д.) (329.)
Ценность не есть дополнение к существованию, не качество, а единство существования и смысла. (329-330.) Система сущностей (мир).
Относительная ценность - хорошая в одном отношении, дурная в другом.
Абсолютные ценности - духовные.
ЭГО-ЛЮБОВЬ, СЕБЯЛЮБИЕ. Он же.
Любовь к определённой ценности, любить полноту жизни ради себя. Свой путь к благой цели - гордость, возвышение над другими, соперничество с Богом, при поражении - ненависть к Богу.
Эгоизм отделяет от Бога. Отсюда неразумие людей и их взаимовражда.
Эгоизм обедняет жизнь. Разрыв, распад, унасание творчества. (334.) Болезни, уродства, смерть и пр.
Потенциальные личности и их медленная эволюция (перевоплощение) до небесной личности. (335.)
========
Шопенгауэр.
ПСИХОЛОГИЯ-АНТРОПОЛОГИЯ.
Что человек для себя, то он и на самом деле. Чужая оценка второстепенна. (“Афоризмы житейской мудрости”.)
========
(+++)
ПСИХОЛОГИЯ.
ВЕРА - уверенность в истине без доказательств.
ЗНАНИЕ.
Иррациональное - смутное, непостижимое многообразие вне закона.
Главные вопросы - Что могу знать, что должен делать, на что надеяться, во что верить?
========
ГЕГЕЛЬ.
ГЕНИЙ - говорит людям, что они хотят, но не сознают; открывает необходимое, созревшее.
===========
ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ,
“Жизнь - полночь. Пузыри на волнах. Труды, горести, болезни, служба посторонним. (“Бхартрихари”, стансы, нач. хр.эры.)
Надежда приводит к разочарованию, наслаждение к пресыщению и отвращению.Страданий больше, счастье недостижимо. (Гегезий (прозвище - Пейдитанит - “советник смерти”, Философ при Птолемее. Изгнан. 3 в. до Р.Хр.
Жизнь жалка, толпы бедствий. (Сенека).
Цель жизни - пустяки и затем ничто. Злобная шутка Бога. (Вольтер.)
Жизнь - горечь и скука, мир - прах, всеобщее разрушение. Презирай себя и природу. (Леопарди Джакомо, фр. лирик, 1889 г.
Природа - чудовище, порождающее чтобы убить. Леонарди. Болел чахоткой.)
Поэты мировой скорби - Николай Ленау, Гейне… Подчас и Пушкин (“Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты нам дана? / И зачем судьбою тайной / Ты на казнь обречена? / Кто меня враждебной властью / Из ничтожества воззвал? / Сердце мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взолновал? / Цели нет передо мною… / Пусто сердце, празден ум. / И томит меня тоскою / Однозвучный жизни шум…
Гейне: Жизнь - бедствие, ложь, лицемерие.
Удовольствие меньше удовлетворяет, чем страдание мучит. Страдание преобладает и в любви. (Гартман Эд.)
Хорошее настроение и мания величия у прогрессивных паралитиков.
Основы для веры на земле уже нет. “Остался эпилог”. Новый мир антихриста - сытости, довольства, аморализма, суеверия, обмана. (Вл. Соловьёв - кн. “Русская философия Серебряного Века, с.45.)
“Гляжу на этот мир, как на комедию, которая изредка становится трагичной. (Вольтер, ему 73 года. - В.Джемс. “Многообразие религиозного опыта”.)
“Мир - забавная фейерия… Если мир дурной фарс, то веселием мы превращаем его в хороший”. (Ренан.)
“Жизнь - убогое блаженство”, капризное дитя. (Фридрих Локкер Лампсон, Соч. “Признания”.)
ОПТИМИЗМ ПЕЧАЛЬНЫХ.
(В. Джемс. “Многообразие религиозного опыта”.)
АВРЕЛИЙ МАРК.
“для меня прекрасно всё то,что прекрасно для тебя, о вселенная!”
Не выделяй себя из общего мирового порядка. Принимай радостно и непрятное. Всё ведёт к процветанию вселенной. Не изменяй естественного течения вещей. Долг - что случается, согласно с природой. “Если боги не заботятся обо мне и моих детях, то у них есть к тому основание”.
Свидетельство о публикации №217050401488