C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Игра в карты по мелочи

Во времена начала моей педагогической работы государство проявляло заботу о селе, пусть и скромную, но несравнимо большую, чем сейчас, если можно назвать это "заботой". Сейчас это совершенно не представимо, но тогда массово строились сельские школы, больницы, дороги, поступала новая техника для села, строились гаражи и фермы, пилорамы и детские сады.
Строили много - из бруса, кирпича, кругляка. Строили за хорошие деньги, и не местные мужики, а завозные. Почему-то своему, русскому, местному мужику, заработать не давали! Строили армяне, азербайджанцы, реже грузины. Молдавские бригады были, западно-украинские. Белорусских и восточно-украинских бригад – не встречал!
Почему-то, заезжим хлопцам позволялось сколачивать бригады и откровенно "шабашить" в наших краях, а местным мужикам – нет! Не давали. Это потом уже, на излете советской власти, было дозволено и им, заниматься подобным ремеслом, но поздно, - народ, и не только по этому поводу, уже пропитался чувством вопиющей несправедливости, массово рванул из северного села, а все процессы там всегда имеют очень большую инерцию. Тенденция стала уже необратимой!
Такие тонкости там, наверху не замечаются и не просчитываются, а надо бы. Это же, элементарные вещи и надобно быть глуповатым правителем или откровенным врагом, чтобы свой народ в "черном теле" держать, а чужакам – потрафить, преимущества дать. С таких вещей и гибель деревни северной началась. Сейчас-то она, считай, совсем опустела и перспективы потеряла, а тогда еще почти не заметно было таких предпосылок, но вот, такие фактики – мужики местные, замечали. К тому же, телевизор в деревню пришел, и кнопочка "контрастность" на нем реальному пониманию действительности помогла, пусть народ и казался кому-то, простым да покладистым. Прежняя, советская система власти, что бы тут не говорили сейчас - Россию, все же, обустраивала - нынешняя власть Россию просто использует, выгоду ищет, обустраивает только местами, для своей же, пользы. Про остальную Россию - не обременяет себя думами...

Так вот, в Теребаево, в то время регулярно и несколько лет уже, работала бригада хохлов. Три человека. Выходцы с западной Украины. С Галиции - Вася, Богдан и Леша. Старшему, Васе-бригадиру, было лет сорок пять, а Богдан с Лешей примерно ровесники, двадцати пяти, двадцати семи лет. Фамилии их не запоминал. Ни к чему. 
Возводили несколько двухквартирных домиков из бруса, а жили в, свободной тогда, одной из учительских квартир. Внизу, в нашем доме.
Стоял морозный январь, темнело рано, дела домашние не всегда были увлекательными, а работнички редко куда выходили, кроме своей стройки - искали развлечений дома.
Вечером, после работы уже, они топили печь с подтопком, жарили что-то на плите, слушали радиоприемник "ВЭФ", поскольку телевизора у них не было, немного читали книги, а больше играли в карты. В подкидного "дурачка", в "тысячу". Раскладывали пасьянсы, играли в домино и шашки. Были и шахматы, но за игрой в них, мною никогда замечены не были.
Довольно часто, коротая долгие, зимние, северные вечера, "заробитчане" приглашали и меня провести время за игрой в шашки или домино, в "подкидного дурака".  Иногда играли в карты "на интерес", каждый, как я потом уже понял, с тайной надеждой выиграть у меня некоторую сумму по мелочам, поскольку выигрывать друг у друга, резона не было.
Я был не против, рассматривая эту игру, как своеобразную и занимательную тренировку памяти, логического мышления, хладнокровия и познания людской психологии - тем более, что студенческая жизнь в общежитии, дала мне богатый опыт в этом деле. Что говорить - тот, кто жил в общаге, знает, о чем это я говорю.
В зависимости от настроения, работнички играли в польскую "секу" (у нас эту игру иногда называют "бурой") или в "три карты". Иногда играли в "двадцать одно", или в просто, в "очко" – старинную русскую карточную игру. Игры простые и популярные в России.
Предлагал им, как-то, сыграть в "покер", любимую мной карточную игру, - не стали - правила показались сложными и привыкать к ним не захотели. Хватит и этих, привычных уже игр, - говорят!
Я никогда не ставил цели - выиграть обязательно; задача была – не проиграть, не стать источником легкого и доступного дополнительного заработка для заезжих работяг. Заодно изучал типажи, совершенствовал умение разбираться в людях. Знакомился и с этой, довольно своеобразной и "темной", как считается, стороной народной жизни.
Конечно, я почти никогда не допускал в этом деле азарта, держал себя в руках, следил за собой. Примеры из повести Пушкина "Пиковая дама" и романа Достоевского "Игрок" были тогда на слуху, стояли в памяти и добавляли хладнокровия.
Карточная игра обманчива своей простотой, а на самом деле - это такое же искусство, как и игра в шахматы. Помимо хорошего знания правил игры, умения разбираться в характерах участников - требуется хорошее знание тонкой психологии, особенностей невербальной мимики и языка непроизвольных жестов! Нужно уметь вовремя взять прикуп или скинуть карту, сказать: "Пас" и сбросить карты совсем, не выставляя свои деньги на кон, или, наоборот, поднять ставки, проявить неочевидный блеф.
Иногда требовалось проявить не натуральные и скромные, но именно такими кажущиеся партнерам по игре, чувства, – почти явную озабоченность, внутреннюю радость, наивную искренность, скромное простодушие! И всегда – проявлять умение не повторяться, владеть собой, держать свои эмоции в руках или же, наоборот, специально, и дозировано проявлять их в нужных местах!
Надо уметь проявить приличную волю и вовремя выйти из игры - наконец!
Все это совершенно необходимые качества для человека, взявшегося играть в карты "на интерес" и не собирающегося проигрывать.

Очень часто эти качества бывают востребованы и в жизни. Спросите себя, всегда ли, вы бываете сдержаны, скрываете ли, совершенно неуместные эмоции, бываете ли вежливы и не "показушны" с людьми, от которых зависимы.
К азартным играм человечество относиться противоречиво, а надобно – с опаской! Согласно теории вероятности выигрыш и проигрыш только при бросании монетки равновероятны, а в картах вероятность выигрыша уже гораздо ниже.
В руках шулера она снижается до абсолютного нуля!
А вообще, если Вы, хоть чуточку не знаете себя и не уверены в себе, не умеете сдерживать себя, самоуверенны – за игровой стол не садитесь вообще! Категорически это Вам советуют не только я, а вся история человечества!
Проиграетесь в "пух и прах"!

Игра, с регулярностью до трех-четырех раз в неделю, продолжалась почти всю зиму моего последнего года работы в Теребаево, перед переводом в Никольск.
Играли "по мелочам" и "мелочью", - вот только выигрыш или же – проигрыш, были все равно приличными. За вечер приходила или наоборот, уходила, - что бывало гораздо реже, -  сумма в пятнадцать-двадцать рублей, а это заработок в школе за несколько дней!
Не думаю, что мне везло - скорее всего, сказывались физико-математическая специализация и студенческий опыт, но проигрыши были у меня крайне редкими и обычно, к концу вечера, я уходил с пятнадцатью-двадцатью рублями в кармане. Почти всегда. Ребята понимали, что регулярно проигрывали, но желание отыграться, вернуть свое, заставляли их снова и снова приглашать меня посидеть за игрой.
Я, если был свободен, охотно соглашался.
Садясь с ними за игру "на интерес" впервые, сразу же сказал:
- Мужики, правила строго соблюдаем. Каждый имеет право прекратить игру в любой момент, не нарушая правила, хоть сразу же после того, как сорвет большой куш. Замечаю шулерство или нечестность – прекращаю игру с вами навсегда. Скрытых или явных угроз в свой адрес не потерплю, поскольку они здесь со стороны вас - не уместны. Согласны с такими условиями?
- Согласны! – Почти хором произнесли "заробитчане" и игра "на интерес" началась.
С разговорами "по душам" о житье-бытье, об особенностях национальных характеров, климата, образа жизни, о женщинах - все как обычно между мужчинами…
В общем и целом, пользуясь стратегией "не проиграть", я почти каждый вечер уносил из гостей десять – двадцать рублей под немного невеселые взгляды партнеров по игре. Ими предпринимались попытки хитрить с условными знаками, с меченой колодой карт, с переменой мест для сидения игроков, - все, что было против правил игры или было откровенной нечестностью, пресекалось мною "на корню", без особых возражений, сопровождалось снисходительными улыбками. Был момент, когда шабашники, оставив идею меня обыграть, даже бросили это занятие. Недели на две. Потом опять продолжили.
Общий мой выигрыш к апрелю, по моим самым скромным подсчетам, уже составил тысячи две с половиной, - хороший задел для продолжения строительства своего дома, если учесть, что машина "жигули" тогда стоила шесть тысяч двести рубликов! Я даже сберкнижку завел в местном отделении сбербанка, что было при здешнем отделении почты.
Все было хорошо, но обиды на регулярные проигрыши копились, действовали на партнеров угнетающе…
Я говорил им – Хватит играть! – тем более световой день становился длинным, морозы отступали, строительной работы у них прибавилось, но желание отыграться было неодолимым.
Отыгрались. Немного. Все проигранное ими ранее, далеко не вернули…

Как-то раз, уже в апреле, я рано пришел с небольшой вечеринки по поводу юбилея коллеги, Анатолия Александровича, нашего историка, которому исполнилось тридцать лет и он немного "проставился", ответил на поздравления мужской части школьного коллектива, после уроков уже. Немного посидели в школьной кочегарке.
Под вечер разошлись.
Пришел домой выпивши, навеселе. Это было тут же замечено "заробитчанами", которые, - не успел я подняться к себе в квартиру, - тут же и пригласили меня поиграть.
Нет бы, отказаться, сославшись на усталость, желание поспать. Согласился. Переоделся в домашнее и спустился к ним. Внимание, хладнокровие и осторожность были уже не теми, что у трезвого.
К тому же, что я определил не сразу, колода была "меченой"!
Играли в "двадцать одно", а в уголках некоторых карт, приносящих мало очков, стояли аккуратные и малозаметные игольчатые проколы, по числу очков -  отличное подспорье для банкующего, кто понимает!
Большая часть из нас, заметив крапленые карты, тут же прекращает игру и уходит, если колоду не меняют. Лишь некоторые отваживаются на продолжение осторожной игры, быстро и незаметно разбираясь в системе маркировки. Это уравнивает шансы…
Я не замечал метки на картах, но заметил, спустя некоторое время после начала игры, что регулярно проигрываю! Это не насторожило, настроение мое оставалось веселым...
Что говорить, но за два часа игры "спустил" около ста рублей – чуть больше половины моего месячного жалования! Только потом уже заметил уколы тонкой иглой на картах и понял их последовательности. Поздно.
Ребята уже откровенно радовались, подначивали, предлагали в займы.
Про замеченные метки на картах ничего не сказал. Сослался на отсутствие денег и усталость. Ушел спать и больше играть с ними не садился, несмотря на уговоры. Игра в карты "по мелочам" прекратилась.
Как оказалось, эти вечера были лишь хорошей тренировкой!..

май 2017


Рецензии