Что когда-то означало быть ленинградцем!
Последнее слово из заглавия в сознании многих сильно потускнело, потому начну с нескольких вводных предложений. В СССР, в период, когда я мог уже с твёрдостью заявить, что обрёл некоторые черты ленинградца (осмыслив это понятие), я часто слышал из уст представителей разных уголков этой огромной страны (моих соотечественников) очень уважительные слова о городе Ленинграде и его жителях (не только блокадников – вообще уникального явления в мире). А тот факт, что я сам живу в этом городе, вызывал в их глазах море симпатии ко мне (заочным образом). А для многих сейчас (в XXI веке) эти мои слова – пустые звуки.
О С. – Петербурге, заложенном Петром I как "окно в Европу" (три века назад) написано огромное количество исторических материалов и художественных произведений, что невозможно одолеть обычному человеку за всю свою жизнь. В этом городе творило столько гениев и выдающихся личностей, что их простое перечисление потребует толстенной книги.
Но эту статью я пишу о Ленинграде, под именем которого этот город пробыл не очень большой срок. То время воспринимается людьми весьма противоречиво: многие его клянут, но немало и тех, кто пока ещё помнит о славном времени, которое тот город им дарил. Теперь этот город снова С. – Петербург, и он сильно изменился, как и люди в нём.
Вот я и решил напомнить о прошлом, которое может вообще исчезнуть из памяти. Статью же я собираюсь написать очень короткую и, сразу признаюсь, с корыстной целью, о себе: хочу заикнуться о мечте получить каким-то образом звание "почётного жителя города Ленинграда", причём понимаю, что его надо заслужить. А поскольку я уехал из этого города молодым человеком (в 27 лет, абсолютно из себя ничего не представляющим), то должен очень постараться, чтобы объяснить – в связи с чем же я, набравшись нахальства, мечтаю о такой чести!
Прежде всего скажу о том, что моё ленинградское прошлое – дело случая, я этот город мог вообще никогда не увидеть, но случилась Великая Отечественная война, а я, родившись в Украине, мальцом потерял отца, военного лётчика, и оказался в эвакуации, где прожил страшных 4 года (в голоде и холоде), а поскольку мать была ленинградкой, то полным несмышлёнышем после окончания войны я оказался в её родном городе (наш дом в Запорожье разбомбили), и его роль в моём формировании надо считать чудом, которое город мог проделать с человеческим существом. Речь, ни в коем случае, ни о каких-то сверх естественных делах героического свойства, а о чисто житейском, о воздействии на затравленное существо, не способное мыслить в свои 9 лет, города, в каком я оказался, с его фантастическими достопримечательностями и человеческим окружением, что позволило мне сформироваться каким-никаким гражданином. Причём, повторю, никаких сверх естественных (кроме воздействия на меня фантастически прекрасного города) приключений со мной не было – лишь общение с самыми обычными в том городе людьми, а получился, в чём, надеюсь, не заблуждаюсь, человеком с необычной биографией.
Как уже обмолвился выше, покинул я этот город молодым человеком, не успев сделать ничего вообще, только выучился на инженера и начал приобщаться к научно-технической деятельности. Обстоятельства же, которые заставили меня переехать на постоянное местожительства в Киев, я никак не мог проигнорировать, хотя уехал из Ленинграда с тяжёлым сердцем.
А теперь о главном, что, как мне кажется, позволяет завести разговор о том, чему посвящена статья (о проявлении немалым числом ленинградцев особых качеств в советское время, когда самых простых людей воспринимали как замечательных). Живя в Киеве в советское время, мне в голову не приходило думать о себе, имеющим какие-то отклонения от нормы. Но постсоветская действительность, в которую я стал жить не так, как моё окружение, мне кажется, позволяет написать эту статью. Осмыслив прожитое, могу сказать, что я получился как бы "посланцем Ленинграда" в городе Киеве, где (надеюсь, это не нахальная самонадеянность) до сего дня так и остаюсь ленинградцем, который в упомянутое советское время честно трудился в другом городе, не роняя чести великого города, который меня воспитал. Можно, конечно, сказать, что я эту мысль "притянул за уши", постараюсь коротко это опровергнуть.
Говорить о моём особом вкладе в крупном масштабе, конечно, нелепо. Моя биография очень скромна. И вообще я не касаюсь судеб великих людей, только обычных граждан страны, которые составляют подавляющее большинство в любом обществе, и на Западе, и на Востоке. А уж из себя вундеркинда я никогда не корчил, даже наоборот, многие (хорошо узнавшие меня) просто из себя выходили за моё самоуничижение. Но чувство собственного достоинства я никогда не терял.
Затеянный мной разговор можно бы было не воспринимать серьёзно, если не принимать в расчёт произошедшей со мной метаморфозы, в результате которой, после ликвидации СССР, я в корне изменил свою жизнь (несмотря на возраст), исступлённо пытаясь стать писателем. Об этом в данном разделе Интернета написано так много, что повторятся излишне. Конечно, моя эпопея "О жизни советских людей в СССР" – художественное произведение, но подоплекой его созданию явилась моя жизнь в том плане, чтобы понимать мои слова о "посланце Ленинграда в город Киев". Увы, я не смог опубликовать свою эпопею (частично подробности об этом тоже есть в моих статьях), потому и пишу эту статью. Я понимаю, что для знакомства с моей эпопеей надо затратить немало времени, а её публикация – это вообще вроде немыслимое дело. Нужны недюжинные способности суметь растормошить современную публику, чтобы она смогла воспринять тексты романов таким образом, в результате чего в корне изменилось бы представление о стране СССР (а оно превратное у огромного числа людей), ибо (после её уничтожения) жизнеописание в той стране представляют скопищем кошмаров. Жизнь же, которую я представляю в эпопее (о чём постоянно твержу), не сага о невероятных деяниях людей, о каких-то их невероятных поступках – а обычная человеческая жизнь людей, которые существовали в укрепляющемся (по меркам здравого смысла) государстве, причём совестливость, порядочность для очень многих были не пустые фразы, а это "сидело в крови", над чувством же коллективизма подшучивали только сатирики, а для многих оно являлось подспорьем.
Свою заслугу я вижу в том, что (при массовом поношении ликвидированного уклада жизни) я очень старался передать правду о быте советских людей, и ничего более. И на фоне лжи и извращений того, что ушло в небытие, это уже есть полезное дело. А из моей эпопеи, персонажи которой вроде лишь художественные образы, можно однако сложить мнение, что мечта её автора о звании "почётного гражданина города Ленинграда", возникла всё же не на пустом месте. И ещё могу о себе сказать то, что многие сотрудники (то, что я был их начальником, не перечёркивает моих слов) говорили мне, что я в организации не похож ни на кого, и при этом на их лицах не было печати лести…
А на закуску к статье, пользуясь случаем, добрым словом помяну большого норвежского писателя Юхана Боргена, который привёл в одной из статей книги: "Слова, живущие во времени. Статьи и эссе", в статье "По следам Анны Франк" такую фразу: "Ведь писатель – человек, заставляющий оживлять действительность". У меня есть статьи и о том, чего мне стоило приобрести способность написать свою эпопею. При этом я встретил не просто неприязнь, а даже ненависть к тому, за какую тему взялся (о стране СССР, с изложением правды о той жизни). Так вот, в полном соответствии со словами Ю. Боргена я попытался оживить ту действительность, которую пережил на собственном опыте. А про Ю. Боргена добавлю, что на фоне того, что неслось со всех сторон в мои уши после ликвидации СССР (причём, в том числе и от уважаемых людей, населяющих современную Россию) отвратительного об этой стране и вообще об историческом пути России (в котором СССР – один из этапов её многотрудного пути), этот норвежец, "до мозга костей человек Запада", так проникновенно высказывается о России, её истории, о том, что классики великой русской литературы XIX века – есть величайшее достижение мировой цивилизации. Особенно же меня потрясло его глубокое проникновение в роман Шолохова "Поднятая целина". Я имею в виду его статью "Великий Шолохов" (из той же книги). Сам я такой статьи написать бы не смог (дело не в таланте), ибо считал в глубине души, что в этом романе Шолохов (нобелевский лауреат) всё же "сделал уступку" большевикам, живя в стране, в которой они правили. И вообще в моей эпопее об СССР я затронул лишь события, в которых всё противоречивое, жестокое, кровавое, связанное с противостоянием народа России, уже было позади, ибо когда я начал писать свою эпопею, тот период жизни России поносили в части, касающейся "красных", "большевиков" и всей "диктатуры пролетариата" такие уважаемые люди новой России, что надо было быть уже полным идиотом, чтобы говорить о них без презрения и ненависти. А вот Ю. Борген написал столько впечатляющего (кстати, и не он один из мировых авторитетов) про Россию и в частности про СССР, что мне впору каяться, что я не так принципиален, каким бы должен был быть. Но и без этого ни одну мою книгу (а я всё же издал 4 штуки с упоминанием в названии страны СССР) ни один литератор (из уважаемых в новое время) не взял для прочтения. Впрочем, об этом разговор не в данной статье.
А закончу статью тем, что в моих статьях, опубликованных в данном разделе Интернета, всё же можно почувствовать, что их автор "пропитан" духом "Русского мира", без которого Ленинград не стал бы тем городом, каким был для многих советских граждан, и это не должно уйти в небытие. Интернет, конечно, великое достижение рода человеческого, но открыть глаза на литературное творчество того, кто говорит непопулярные в данное время вещи, и он не может (лишь фактом публикации) – нужен солидный комплекс мер. Это подтверждает ситуация в России, где "либералы" и "патриоты" (первые с оголтелым, а вторые с отчаянным пылом) выясняют отношения по поводу того, кто истинные мудрецы, а кто корыстные лжецы, но дело в смысле обретения народом единства во мнении по поводу исторического пути России с места не сдвигается. Впрочем, этим мои статьи буквально пестрят… На том ставлю точку в статье!
Свидетельство о публикации №217050400037