Слепой и Зрячий

Столкнулись как-то на улице слепой, доверенный своим четырем чувствам и погруженный в размышления, и видящий,  ведомый непонятно откуда и куда своими инстинктами и обывательскими нуждами. Оба сконфузились. Один тем, что может задеть не тем словом и тоном за больное место неполноценного человека, однако он извинился, прикинувшись почтительным и сострадательным:

« О! добрый день! Простите меня за мою неповоротливость, надеюсь, я не причинил вам никакого вреда, - слепой махнул рукой, дав понять, что все хорошо, -  не правда ли сегодня прекрасный день, солнечно, на небе ни облачка, - пролепетал зрячий»; незрячий будто опасался смутить благонамеренного незнакомца своим видом:

- Здравствуйте! Прошу и меня извинить, это я виноват и более неповоротлив. Да-да погода, я чувствую, благоприятная. Только жаль будет дождь!
- Как дождь? Я же говорю: небо ясное, солнце светит, - громко сказал ему собеседник, забыв, что на самом деле тот слеп,  а не глух, - ах да… простите…- опомнился он.
- Я прошу вас, не обращайте внимания на мой недостаток. Его наличие не лишает меня возможности судить о простых явлениях,- успокоил его слепец.
- Что вы, что вы? Да я не это имел в виду, я только намекнул на то, что ничего не предвещает непогоду; вам я глубоко сочувствую,- скорбно сказал зрячий.
- Благодарю за доброе слово, но мне очень даже хорошо. А вот вашей душе недостает покоя,- бодро ответил слепец.
- С чего вы взяли? Я вполне удовлетворен.
- Удовлетворены?- удивился слепец.- Значит вам недостает удовольствий и радости.

Очки слепого были направлены на лицо зрячего, заставляя того то озираться по сторонам, то уткнуться глазами в землю.

- Вы шутите? Я не собираюсь заниматься всякими глупостями и получать от этого удовольствие, как последний чудак!
- Но ведь это при условии, что всякие глупости не имеют значения для чудака, ведь так?
- Я, думаю, не имеют,- уверенно ответил зрячий.
- Уверяю вас, еще как имеют, точно так же, как для вас имеют значение серьезные вещи.
- Но почему?- недоуменно спросил тот.- Все очевидно: есть глупые и умные, и их как раз различает осмысленность ими жизни, у первых она не имеет смысла, у вторых он есть, в итоге одни не смыслят ничего и всегда дурачатся, вторые смыслят и скорбят. И вообще это относится ко всем противоположностям, у одних что-то есть, вторые не имеют ничего. Большие и маленькие, высокие и низкие, здоровые и увечные, наконец,- разгорячился зрячий.
- Думаете, я являясь увечным лишен чего-то, что может сильно влиять на мою судьбу?- спросил слепой у него, но тот не нашел что ответить.- Скажу вам, что я думаю по этому поводу: противоположности абсолютны, а недостаток не имеет к ним отношения. Ваши примеры несостоятельны.
- А что же тогда?
- Бытие и небытие. Например, ваша противоположность на самом деле не чудак или кто-нибудь еще, а отсутствие вас в этом мире. Недостатки и достоинства это лишь часть нас, как частиц целого и идеального, в нашем случае бытия. И это целое и идеальное от начала времен зовется Богом.
- Ага, бог! Причем тут бог, я не верю в бога, еще скажите, что он создал мир, Адама и Еву!
- Это ваше дело, верить или не верить, это не имеет значения. Этот бог, о котором вы упомянули, всего лишь сказка и миф. Еще раз говорю, Бог – это нечто целое и идеальное, к которому стремится стать ближе все, начиная от мельчайших частиц до вселенной, для того чтобы стать им, то есть целым и идеальным. Мы как частицы этого целого, тоже стремимся к Богу, чтобы в итоге стать им. Но не становимся.
- Почему?
- В этот процесс вмешивается противоположность бытия – небытие.  Оно сдерживает желание сущего стать Богом.
- Значит богом не стать?
- Да, и это бессмысленно. Бог может быть только один. И жизнь наша предназначена для бесконечного совершенствования и развития на пути к нему.
- Я вас не понимаю, похоже, вы заблуждаетесь!
- Я абсолютно убежден в этом, и потому жизнь моя лишена каких бы то ни было сомнений. Созерцание, а не видение дает возможность осознания идеального, проникните в суть хоть одной вещи и вам откроется это знание всех вещей в мире.
- Это нереально, все познать невозможно и вообще суть вещей  - это их назначение!
- Это верно для вас; пока вы слепы умом, вы ничего не поймете. У человека есть разум и он должен воспользоваться им для осознания себя в этом бесконечном становлении Богом и все вопросы о недостатках, достоинствах, значениях, признаках, смысле жизни, ценностях  и так далее отпадут сами собой.
- Ничего не понимаю, объясните еще раз.
- Нет. Вы поймете это однажды сами,- таинственно сказал слепец и снял очки.- Оставьте их себе на память.
- Так вы видите? – недоуменно спросил зрячий.
- Да. Зрение отвлекает от созерцания бытия. Если хотите истинного знания, ослепните тоже. А теперь мне пора, до свидания!

 Пожав руку собеседнику, бывший слепец раскрыл зонт  и пошел своей дорогой и вскоре исчез из виду. Его собеседник долго смотрел ему в след, пока не начался проливной дождь с грозой.


Рецензии