Вечер
- Александр, как хорошо ты пахнешь! – прошептал правнук, уткнувшись ему в бок, с той нежностью, на которую способны только дети.
- Чем же я пахну? – тихо рассмеялся он, высокий, сухой и лёгкий как подросток.
- Ты пахнешь звёздами…
Он наклонился, коснулся губами тёплой макушки, ласково заглянул в чуть раскосые глазки:
- Эспер! Как тебе наш новый антигравитат?
- Я так много увидел всего за несколько часов! И ты красиво назвал его «Вета»! Это был волшебный полёт, Александр! Спасибо! О, этот розовый дворец Великого города! Как, как звали его владельцев, напомни ещё раз!
- Князья Белосельские-Белозерские! Но потом они обеднели, дворец отошёл в казну и был подарен брату императора.
Знал бы правнук, что смириться с его необычным именем Александру помогло упоминание зятя-историка о князе Эспере Белосельском-Белозерском, проходившем по делу о декабристах. Восторженные всхлипы женской части семьи – ах, вечерняя звезда, звезда вечерняя! - его не пронимали.
- Ну что, ложимся спать, Эспер? Звёзды будут смотреть на нас в окно!
Он был рад, что правнук запомнил именно этот дворец, а не тот, заброшенный в непроходимой чаще. Эспер удивился, как может вырасти такое большое дерево прямо на причудливой крыше полуразвалившегося дворца, и он, не подумав, рассказал ему, что берёза эта растёт прямо из тела растерзанной владелицы дворца, так и брошенного на той крыше.
Эспер тогда ещё спросил, почему одни дворцы в таком прекрасном состоянии, а за другими никто не ухаживает, не ходит в них на экскурсии.
И он не смог объяснить маленькому, что в истории любимой страны были и героические страницы, и позорные. Дворцы князей и дворцы воров – это совсем разные дворцы.
…Елизавета, Вета, Ветка – студенческая платоническая любовь с первого курса осталась у сердца комком нежности, хотя вышла она замуж за комсомольского функционера, остервенело делающего карьеру и деньги. Она не вылезала из Европы, и дети её там уж прижились, пока политическая ситуация не заставила их вернуться на родину. Это к нему, на свидание с юностью она спешила тогда, пятьдесят лет назад…
Ах, этот первый день мая! Да, она нарушила запрет мужа, она одна, без охраны в этом городе её юности! Сергей будет ругаться, но какой нынче тёплый, вольный день! Площадь трёх вокзалов, а народу почти нет, ведь она - молодец, явилась сюда на рассвете!
Она раскраснелась, помолодела, глаза её заблестели, ах, как хорошо!
Вдруг из-за угла неверной походкой поспешно вышел человек, маленький, плохо одетый, с распухшим лицом. За ним гонится другой, догоняет, сбивает с ног, начинает бить ногами по голове, по лицу…
Кровь бросается ей в голову, ноги подкашиваются, тошнота подкатывает к горлу, она видит за углом спину полицейского, беззвучно открывает и закрывает рот… Рвота хлынула на любимое пальто.
Как они могут, как они смеют быть такими? Такие же люди работают тихо и старательно в их с Сергеем дворце, ухаживают за парком…
И зазвонил телефон. «Мама, ты можешь сейчас же встретиться со мной?» Вечером она узнает, что мужа больше нет, и будет целовать капли крови на мраморных ступенях роскошной лестницы.
«Прости, Ветка, не успел уберечь, отвести беду! Не увидели ни ты, ни твои дети чудес новых технологий - плодов невиданного расцвета науки, не узнали о невероятных достижениях медицины…Ну что я мог (или всё-таки мог???), если эти уроды воровали, воровали и не могли уже остановиться.»
…Вета…ветка берёзы…корни берёзы…сквозь щёку… сквозь горло…
- Александр, проснись! Ты кричал во сне! Ты плачешь?
- Сон приснился. Эспер, прости, что потревожил тебя…
- Я не спал, вспоминал твой рассказ про князя Белосельского. Как наказывал его Грозный Царь за неудачные битвы, как чуть не казнил однажды за поражение. Хорошо, что он смог доказать свою тяжёлую болезнь в это время, да?
- Да, но всё имущество у него отобрали и в ссылку отправили. А вскоре снова позвали на битву с врагом! И князь снова принял бой, принесший победу!
Александр дождался сладкого сопенья правнука и решился заснуть…
…Как прекрасна жизнь в этой стране! Она любима и любит! А этот роскошный розовый дворец – подарок на свадьбу их с Сергеем Александровичем, - вот уж действительно царский подарок! Жаль только, что мужа посылают в Москву губернатором, придётся редко бывать в любимом дворце.
А другой город она так и не смогла полюбить. Тому виной неожиданная для глаза сцена пьяной драки двух мужиков у кабака. И хотя пристав сразу же бросился наводить порядок, у Елизаветы Фёдоровны долго болела голова при воспоминании.
Брак их с Сергеем Александровичем был счастливым, хоть и бездетным. Растили двух детей его опального брата. Он стал им отцом. Он был ей прекрасным супругом… А его взорвали. И она собирала кусочки любимого тела на мостовой.
Через несколько лет, сброшенная ещё живою в шахту, она шептала слова молитвы и высматривала в небе вечернюю звезду.
… Проснулся от собственного стона. Взял в руку ладошку спящего правнука. «Ну что за идиоты они были? Таких женщин загубили, такую страну…»
И наступила ночь. Он заснул.
Свидетельство о публикации №217050400612
Глебыч 23.02.2019 10:37 Заявить о нарушении