Поэт и художник. Ахматова и Врубель

Странно... Никогда ранее не видела этой картины. Забыла, не обращала внимания? Чуточку напоминает нашу жизнь: одиночество даже в дружной семье (все мы разные), стремление к простоте и изысканности. В тоже время где-то спрятаны шипы коварного шиповника, уколы которого мы постоянно ощущаем. В данном случае "белое одиночество" показано на фоне восточной роскоши, возможно даже старинной. Сам цветок уже немного поник в чуждой среде, хотя листья его еще сопротивляются удару судьбы - прихоти художника.

А вообще шиповник ассоциируется у меня с именем Анны Ахматовой. Вернее, циклом ее стихов под названием "Шиповник цветет", посвященных, как считают, последней любви поэта - сэру Исайе Берлину.

По той дороге, где Донской
Вел рать великую когда-то,
Где ветер помнит супостата,
Где месяц желтый и рогатый,—
Я шла, как в глубине морской...
Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово,
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал.

<1956>

Оставим пока оксфордского аристократа в стороне и поговорим об Ахматовой и Врубеле. Нет, скорее о Врубеле и Ахматовой, поскольку он был старше и относился к другому, более раннему поколению. Однако, выражаясь ахматовским стилем, имела место «невстреча». В апреле 1910 года Анна Горенко вышла замуж за Николая Гумилева, и почти в это же время отошел в мир иной Михаил Александрович Врубель. И как не покажется странным, объединил их Киев. Именно там, в Кирилловском храме оставил свой след художник.

Позднее Ахматова сделала запись: «Киевский Врубель. Богородица с безумными глазами в [Кирилловской церкви]. Дни, исполненные такой гармонии, которая, уйдя, так ко мне и не вернулась".

В данном случае речь идет об иконе Богоматерь с младенцем, написанной еще молодым Врубелем в 1884—1885 годах для оформления одноярусного мраморного иконостаса
Кирилловской церкви. Именно эта работа сделала его знаменитым. Интересно, что лики Богородицы и Христа-младенца были списаны Врубелем с жены и младшей дочери искусствоведа А. В. Прахова. Посмотрим на фрагмент.

Пребывая уже в преклонном возрасте Ахматова написала следующее четверостишие под названием «Конец Демона»:

Словно Врубель наш вдохновенный,
Лунный луч тот профиль чертил.
И поведал ветер блаженный
То, что Лермонтов утаил.

<1961>

Важно другое. К образу Демона, созданному Врубелем, поэтесса пришла через пласт культурного наследия, оставленного Лермонтовым, а не живописью. Поэт почти всегда лучше понимает поэта.

Иллюстративный материал: Фрагменты.
М.А. Врубель. Шиповник. 1884. Бумага, акварель, 34х19 Частное собрание.
М.А. Врубель. Богоматерь с младенцем. Икона. 1884—1885.  Выполнена на цинковом листе маслом, с элементами золочения. Размеры 202 х 87 см.


Рецензии
Очень необычно сопоставление А. Ахматовой и М. Врубеля! Но Вы нашли точки их соприкосновения, и получилось очень хорошо!!!
Спасибо большое!!!
С глубоким и неизменным уважением,

Игорь Тычинин   31.08.2020 13:11     Заявить о нарушении
Игорь, благодарю Вас!

Галина Магницкая   01.09.2020 18:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.