Поэт и художник. Ахматова и Врубель
А вообще шиповник ассоциируется у меня с именем Анны Ахматовой. Вернее, циклом ее стихов под названием "Шиповник цветет", посвященных, как считают, последней любви поэта - сэру Исайе Берлину.
По той дороге, где Донской
Вел рать великую когда-то,
Где ветер помнит супостата,
Где месяц желтый и рогатый,—
Я шла, как в глубине морской...
Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово,
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал.
<1956>
Оставим пока оксфордского аристократа в стороне и поговорим об Ахматовой и Врубеле. Нет, скорее о Врубеле и Ахматовой, поскольку он был старше и относился к другому, более раннему поколению. Однако, выражаясь ахматовским стилем, имела место «невстреча». В апреле 1910 года Анна Горенко вышла замуж за Николая Гумилева, и почти в это же время отошел в мир иной Михаил Александрович Врубель. И как не покажется странным, объединил их Киев. Именно там, в Кирилловском храме оставил свой след художник.
Позднее Ахматова сделала запись: «Киевский Врубель. Богородица с безумными глазами в [Кирилловской церкви]. Дни, исполненные такой гармонии, которая, уйдя, так ко мне и не вернулась".
В данном случае речь идет об иконе Богоматерь с младенцем, написанной еще молодым Врубелем в 1884—1885 годах для оформления одноярусного мраморного иконостаса
Кирилловской церкви. Именно эта работа сделала его знаменитым. Интересно, что лики Богородицы и Христа-младенца были списаны Врубелем с жены и младшей дочери искусствоведа А. В. Прахова. Посмотрим на фрагмент.
Пребывая уже в преклонном возрасте Ахматова написала следующее четверостишие под названием «Конец Демона»:
Словно Врубель наш вдохновенный,
Лунный луч тот профиль чертил.
И поведал ветер блаженный
То, что Лермонтов утаил.
<1961>
Важно другое. К образу Демона, созданному Врубелем, поэтесса пришла через пласт культурного наследия, оставленного Лермонтовым, а не живописью. Поэт почти всегда лучше понимает поэта.
Иллюстративный материал: Фрагменты.
М.А. Врубель. Шиповник. 1884. Бумага, акварель, 34х19 Частное собрание.
М.А. Врубель. Богоматерь с младенцем. Икона. 1884—1885. Выполнена на цинковом листе маслом, с элементами золочения. Размеры 202 х 87 см.
Свидетельство о публикации №217050400937
Спасибо большое!!!
С глубоким и неизменным уважением,
Игорь Тычинин 31.08.2020 13:11 Заявить о нарушении