О любви не говори Глава 1

1.
Какая девочка не мечтает о любви с самого детства? Какие-то увлеченности, влюбленности начинают проявляться у большинства, даже если они еще этого не осознают. Кто-то нравится больше, кто-то меньше. Ведь и играют они с большим интересом в куклы, в семью, чем в воинственные игры мальчишек. Хотя Галине приходилось играть как раз в воинственные игры, уступая старшему брату. В детский садик они оба не ходили, считалось, что за ними присматривает бабушка. Но у бабушки всегда было много домашних дел, дети росли, как и большинство их сверстников, сами по себе.

Первую настоящую влюбленность Галя пережила в шестом классе, гораздо позднее многих своих одноклассниц. Потом было еще много влюбленностей, серьезных и не очень. А самая сильная влюбленность на третьем и четвертом курсе университета стала для нее катастрофой. На довольно длительное время Галина вообще утратила интерес к жизни, была попытка самоубийства, она чуть не бросила университет в конце четвертого курса. Конечно, здесь сыграла роль не только влюбленность, было много других причин: обстановка в семье, сложности с учебой, отношения с соседками по комнате в общежитии. Жить она осталась, но незаживающий рубец на сердце не позволил ей создать полноценную семью. Она потеряла уверенность в себе, которой и до того у нее было не слишком много. Но детей Галя любила, всегда хотела иметь, в двадцать шесть лет она родила первого сына, через двенадцать лет второго. Отцы от своих детей отказались сразу же, растить первого сына Галине помогали ее отец и мать, растить второго - только мать, отца уже не было в живых.

Детство Саши прошло в том же городе, где и детство Гали, но жили они в разных районах, учились в разных школах, никогда не пересекались. Хотя, благодаря тому, что городок их небольшой, общие знакомые у них все-таки были. В пять лет Саша заболел непонятной болезнью, поразившей сустав левой ноги. Врачи от него просто отказались, списали, как безнадежного, вылечила бабушка-травница, поставила его на ноги. Хромота осталась на всю жизнь, но мальчик  ходил, занимался спортом и даже отслужил в армии. После армии Саша женился, уехал с женой и еще несколькими семейными парами  в Набережные Челны на строительство автомобильного завода. Там они получили квартиру, у них родился сын, но семейная жизнь не складывалась.  Жена Саши работала третьим секретарем в горкоме партии. У нее постоянно были какие-то комиссии, встречи, застолья. Саша оставался с маленьким сыном, а жена порой возвращалась поздно ночью. Саше это активно не нравилось, один раз он даже запер дверь и не хотел пускать жену домой: «Где гуляла, там и ночуй!» Пустил только потому, что сильно расплакался сын.  А тут у Саши серьезно заболела мать, он поехал к ней. Когда уезжал, Саша не думал, что не вернется больше в Набережные Челны, но именно так и произошло. С женой он разошелся, стал жить с матерью.

Первый раз Галина увидела Сашу, когда ее подруга Валентина попросила забрать ее из больницы.  В больнице Валя оказалась под Новый год после очередного сильного приступа астмы. Ей не хотелось встречать Новый год в больнице, но домой ее не отпустили, живет слишком далеко от больницы, вдруг что случится. А Галин дом рядом с больницей, сюда Валю отпустить согласились. Саша в это время жил со своей бывшей одноклассницей Людмилой, сотрудницей Вали. Люда работала медсестрой рентгенологического  кабинета, а Валя была врачом-гинекологом. Саша зашел к Люде на работу и вызвался проводить Валю.  Вдвоем с Сашей Галя довела подругу до своего дома. В тот раз она обратила внимание на страдание в его глазах.

Младший сын Гали Павлик в это время был еще совсем маленький, но ей пришлось выйти на работу, когда ему не было еще года из-за нехватки денег. Мать Гали работала в котельной по сменам, сутки дежурила, потом двое суток отдыхала. Она оставалась с ребенком во время своего отдыха, а в ее рабочие дни Галя брала отгулы в счет своего отпуска. Так и выкручивались.

У Вали  личная жизнь тоже не складывалась. Ее старшая дочка от первого мужа была ровесницей старшего сына Гали Алеши, сын от второго мужа Гоша был младше их на четыре года. Во время своего отпуска летом Валя отдыхала с Гошей в лагере за Волгой, взяла с собой и Алешу. Галя приезжала их навещать, но ненадолго, надо было возвращаться к Павлику. Людмила тоже отдыхала в этом лагере. С Сашей они были в ссоре, но Люда надеялась помириться с ним именно в лагере. А Валя проявила свою инициативу, она предложила Гале позвонить Саше и пригласить его в лагерь, в их вагончик. Галя  выполнила поручение подруги, Саша приехал. В этот день у Гали был день рождения, решили отметить в вагончике. Женщины обычно замечают заинтересованные взгляды мужчин, заметила и Галя взгляд Саши. Но ей надо было возвращаться к Павлику, она уехала, Саша остался с Валей.  С Людмилой он не помирился, а с Валей стал периодически встречаться. Дружба Валентины и Людмилы на этом закончилась, Людмила перестала здороваться и с Валентиной и с Галиной, хотя Валя уверяла, что отношения у нее с Сашей чисто дружеские, просто надо же ему с кем-то общаться. Позднее Валя призналась Галине, что Саша ей нравится, она бы с удовольствием стала с ним жить, но он не проявляет инициативу, делать это самой ей неудобно. А потом вдруг Саша сошелся с женщиной, которая была моложе его на шестнадцать лет и имела троих детей. Тем не менее Валя продолжала поддерживать с Сашей и его сожительницей дружеские отношения. Саша с Ольгой  бывали у Вали в гостях, Валя у них, иногда и Галя присоединялась к подруге.

Жили Саша с Ольгой и ее детьми бедненько, но Ольга всегда была рада гостям, особенно если они приходили с бутылкой. Это было начало перестройки, Саша держал видеосалон, занимался видеосъемкой. Конкурентов у него тогда было мало, он неплохо зарабатывал, но экономил на всем, собираясь купить дом в деревне.  Небольшой дом со сравнительно большим участком он купил, купил еще старенький Запорожец, старался наладить свое хозяйство. Ольга с детьми согласилась переехать в тот дом, Саша жил то в деревне, то в  городе, работа у него была и там, и здесь.

Выпить Ольга действительно любила. Когда она еще жила в городе, Галя и Валя пришли к ней как-то в отсутствие Саши. Взяли с собой бутылку, закуску. У Ольги в доме, как всегда, шаром покати. Дети голодные, ходят мимо стола:
– Можно кусочек колбаски взять?
Ольге и Вале хоть бы что, а у Гали кусок в горло не лезет, жалко детей. Но рюмки ей наливают наравне со всеми. Перед телевизором сидели, смотрели КВН. Потом Гале сказали, что она  еще разговаривала, что-то отвечала, сама она не помнила ничего, отключилась полностью. Пить в таком количестве и без закуски ей раньше не приходилось. Они остались ночевать у Ольги, ночью Гале было очень плохо, ее выворачивало в туалете. Когда возвращалась на диван, запомнился взгляд откуда-то появившегося Саши.

Перестройка набирала обороты. Кого-то это радовало, они легко вписались в изменившуюся действительность, Гале пришлось очень тяжело. Работала она программистом в научно-испытательном отделе воинской части, была начальником отделения программирования, старшим инженером, имела приличный оклад. Сначала изменилась структура отделов, убрали все должности старших инженеров у гражданских работников, оставили только у военнослужащих.  Потом повысили оклады в связи с инфляцией только военнослужащим, у гражданских оклады остались  прежние. То есть солдатка, писарь в штабе, стала получать больше, чем квалифицированный инженер. Снабжение в магазинах на территории воинской части всегда было лучше, чем в городе, но в перестройку значительно ухудшилось и оно. Почти все стали выдавать по талонам вплоть до макарон и бюстгальтеров. Нелегко было уходить их коллектива, где Галя проработала уже четырнадцать лет, но другого выхода не оставалось. Когда Галине предложили в коммерческой организации оклад в два раза больше, чем она имела в воинской части, Галя все-таки решилась. Завершила все начатые программы, составила подробные инструкции по каждой, передала все другому программисту и перешла на новое место работы.

Называлась эта организация «Промышленная ассоциация», располагалась в здании бывшей городской машинно-счетной станции, планы  начальника ассоциации Багирова  были грандиозные. Он взялся в короткие сроки перевести все расчеты  с табуляторов на персональные компьютеры, а также организовать рыбоводческое хозяйство, стеклодувный цех, заниматься перепродажами.  Табуляторы – это даже не электронно-вычислительные машины, что-то более примитивное. Программы для них задаются с помощью каких-то проводов, данные вводятся с перфокарт, печатают они только цифры, никаких букв. Начальником вычислительного центра Багиров взял своего  бывшего сотрудника Ефимова, тот его заверил, что много времени на перевод расчетов не потребуется. Вот только программированием Ефимов никогда не занимался, а расчетов оказалось довольно много. Прежде всего, Галина поняла, что с помощью тех языков программирования, которыми она владела, эти задачи не решить, надо осваивать язык баз данных. Около месяца у нее ушло на освоение языка, хорошо,  что у Ефимова нашлась нужная литература. Потом она занялась непосредственным программированием.  Ефимов ей в этом не помогал, а только мешал. Ему надо было объяснять и доказывать очевидное, теряя на это время. Кроме того надо было обучать операторов работать на компьютерах, что тоже было нелегко, поскольку они еще продолжали работать на табуляторах, да и не всем освоение нового оказалось под силу.  Галина работала на пределе всех своих возможностей, но уложиться в оговоренные сроки никак не получалось. А Багиров торопил, он, поверив обещаниям Ефимова, сократил персонал, обслуживающий табуляторы, те стали выходить из строя.

Кончилось тем, что Багиров окончательно разругался с Ефимовым,  Ефимов уволился, Галина осталась за начальника вычислительного центра. Ценой неимоверных усилий она выполнила все поставленные задачи, но Багиров решил, что вычислительный центр ему не выгоден, надо от него избавляться. Да и предприятия, пользовавшиеся услугами центра, поняли, что гораздо удобнее приобрести компьютеры и вести расчеты у себя, чем собирать и возить куда-то документы. Для компьютеров не требовалось столько места и обслуживающего персонала, как для табуляторов и электронно-вычислительных машин. Галине снова пришлось поменять место работы, ее взяли на один из заводов, пользовавшихся услугами вычислительного центра.  Но предприятия разваливались одно за другим. Место работы Галина меняла еще три раза, пока не вернулась снова в почти полностью расформированную, но частично восстановленную воинскую часть. Этот возврат совпал с окончанием ХХ века, начинался двухтысячный год.

Денег в перестройку Галине постоянно не хватало, зарплату задерживали, пособия на детей не платили, пенсии тоже. Но детей она все-таки настраивала на учебу, а не на коммерцию. Алеша окончил школу, поступил на механико-математический факультет университета. В своей группе он оказался единственным иногородним, доучившимся до конца. Все пять лет он жил на квартирах, потому что жить в общежитии оказалось невозможно. Старшекурсники врывались в комнаты первокурсников в любое время дня и ночи, заставляли бежать за бутылкой, выполнять другие поручения. Замки в комнатах выламывались, ничего там оставлять нельзя. Алеша не жаловался матери, но один из его соседей по комнате написал обо всем в письме домой. Мать этого мальчика приехала, помогла найти ребятам квартиру, затем Алеша менял квартиры уже сам. Начиная со второго курса, он стал подрабатывать, порой, конечно, в ущерб учебе. Павлик с шести лет учился в специальной начальной школе с обязательным продленным днем. Такая школа была спасением для Галины, после рабочего дня в десять – двенадцать часов сил на занятия с сыном у нее уже не оставалось.

Сашина коммерция вскоре перестала приносить ему какие-то доходы. Сначала ему пришлось отказаться от видеосалона, затем уменьшить, а потом и закрыть прокат видеокассет. Хозяйство в деревне прибыли также не давало. Пробовали держать кур, поросят, но чем их кормить? Самим бы прокормиться!

Галине тогда Саша казался совершенно необыкновенным. Другие мужчины бросают своих детей и не вспоминают о них, взять хотя бы отцов ее сыновей. А этот взял на себя заботу о чужих детях. Разве это не удивительно?

продолжение
http://proza.ru/2017/05/05/1011


Рецензии