Интеллект и нравственность

Одним из наиболее важных вопросов бытия человека является вопрос соотношения интеллекта, нравственности и духовности человека.
Как взаимодействуют между собой указанные категории, что первично, как влияет интеллект на духовность и нравственность, их развитие и наоборот.
Википедия дает следующие определения:
Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида
Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
При рождении человек наделяется наследственными признаками и качествами, к одному из которых, безусловно, следует отнести интеллект как врожденная способность к самоорганизующимся и саморазвивающимся мыслительным процессам. Наука достаточно давно и убедительно установила, что интеллект человека с момента его рождения имеет способность к развитию, границы развития интеллекта каждого конкретного человека являются разными так же как врожденные качества интеллекта к самоорганизации и саморазвитию, унаследованные от рождения.
Изучение истории человечества дают основания полагать, что человек эволюционирует в популяции, происходит эволюция популяции в целом, одновременно эволюционируют интеллектуальные возможности человека. От чего зависит указанная эволюция и почему на разных этапах жизни человеческой цивилизации процессы эволюции интеллекта то замедлялись, то ускорялись, никто не знает.
Вопрос- являются ли нравственность и духовность также врожденными способностями человека?
Скорее ответ «да», чем «нет».
Являются ли нравственность и духовность проявлениями интеллекта человека?
Скорее ответ «нет», чем «да».
Трудно оценить мотивацию поступков человека в период, когда он, человек, лишен в силу ограниченности своего интеллекта способностью сформулировать и объяснить, почему он в той или иной ситуации поступил определенным образом.
Новорожденный ребенок не может с помощью своего неразвитого интеллекта проявить свою волю и объяснить причину своего поведения.
Уже на первых ранних стадиях своего развития (3-5 лет) человек совершает поступки, которые можно объяснить как проявлениями генетических качеств и интеллекта, а также как проявлением инстинктов.
Инстинкт (Википедия)— совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных (человек – автор) инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.
Действительно, часть врожденных качеств человека являются природными реакциями организма на окружающий мир и его проявления (физиологическими реакциями - инстинктами), которые, опять таки, генетически у каждого человека индивидуальны.
Вместе с тем человек безусловно рождается с определенными заложенными уровнями нравственности и духовности (дуща?), которые впоследствии во – первых определяют мотивацию его поступков, а во- вторых в период последующей жизни человека могут как развиваться, так и угасать (деградировать).
Безусловно, на развитие и (или) деградацию указанных качеств человека определенным образом влияют и интеллект человека (его развитие) и окружающая среда.
Очень важным фактором развития духовности и нравственности человека является осознание человеком необходимости работы над собой в вопросах развития своей нравственности и духовности.
Неправильно было бы поставить вопрос: а надо ли человеку развивать свою нравственность и духовность?
Указанный вопрос относится к основополагающим вопросам сохранения жизни на Земле- только нравственно и духовно развитая личность способна противостоять в борьбе за выживание.
Новорожденный человек до определенного периода живет исключительно инстинктами – спит, ест, оправляет естественные надобности, совершает движения конечностями и так далее.
Для совершения указанных действий человек не нуждается в интеллекте, нравственности и духовности.
Однако жизнь человека в окружении себе подобных и в условиях, когда необходимо обеспечить свое выживание заставило человека целенаправленно развивать свой интеллект.
Очевидно, что первоначальные действия человека по развитию интеллекта были неосознанными, на уровне повторяющихся инстинктивных реакций- сорвать плод и положить в рот. Повторяющиеся реакции закреплялись на генетическом уровне и формировали связи мозга, отвечающие за регулярное, осмысленное повторение реакций. Естественно первоначально на неосознанном уровне, а затем на уровне осмысления (воспроизведения в памяти как было и как надо) и повторения указанных реакций осознанно.
Когда мы едим мы не думаем - как подносить ложку ко рту – за нас это делает подсознание. Однако и эта функция, действие заложено у нас в интеллекте как сформированное в результате эволюции и многократно повторенное.
Но вот как заставить себя, такого умного, признать, что интеллект это еще не все и не самое главное?
Что есть вещи, которые важнее признаков наличия интеллекта.
Вспоминаю 80 летнюю бабушку с 2 –мя классами образования и свои мысли – как подняться до ее уровня нравственности, уровня отношения к людям и окружающему миру, почему этот человек без высшего образования может жить в гармонии с окружающим миром, не доставляя проблем окружающим.
  А дальше приходит мысль – не дан ли нам интеллект как инструмент для того, чтобы мы могли, осознав себя и свое место в этом мире, заставить себя развиваться духовно и нравственно.
Ведь это так не просто – признать свое несовершенство и целенаправленно изменять себя, смиряя свою гордыню (вот я какой - лучше всех, что еще надо), попробовать по новому взглянуть на окружающий мир и самого себя.
Понятно, что здесь нет стандартных критериев и простых способов – каждый день три раза подумать и все изменится.
Понятно, что очень трудно изменять себя и бороться с самим собой – таким привычным.
Вспомним, как писал в 20 веке Петр Успенский:
 «Затем нам требуется понимание также того, что развиться и стать другими существами могут не все люди. Эволюция есть вопрос личных усилий, в человеческой массе эволюция представляет собой редкое исключение. Это может показаться странным, но мы должны осознать, что оно не только редкое, но и становится все более редким.
Главная идея состоит в том, что для того, чтобы стать иным существом, человек должен очень сильно желать этого на протяжении длительного времени.   
Преходящее или случайное желание, опирающееся на неудовлетворенность внешними условиями, не дает достаточного импульса.
Если человек не хочет или хочет недостаточно сильно, не предпринимая необходимых усилий, то он никогда не разовьется. Так что тут нет никакой несправедливости.
…став другим существом, человек обретает многие новые качества и силы, каковых он лишен сейчас.
Самое важное и самое обманчивое из этих качеств — сознание. И перемены в человеке начинаются вместе с изменениями в понимании смысла сознания, а затем и постепенном обретении контроля над ним.
В обыденном языке слово "сознание" в большинстве случаев используется как эквивалент слову "интеллект" в смысле умственной деятельности. В действительности сознание есть особого рода отдавание себе отчета, осведомленность о том, кто я, где я, а затем — о том, что я знаю, чего не знаю и т.д.»
Таким образом, работая над собой через сознание (осознание себя) с применением интеллекта в качестве инструмента человек может и должен изменять себя в духовно - нравственном отношении, воспринимая это как процесс своей личной эволюции в этой жизни.
И если кто – то думает, что интеллект ему дан только для того, чтобы уметь зарабатывать деньги и успешно (удачно) их тратить, получить власть и с помощью власти умножать свои доходы, то очень жаль такого человека.
Примитивность такой жизни очевидна, никогда и никого власть и деньги не сделали счастливыми в истинном понимании слова «счастье».
Не случайны гениальные строки М. Лермонтова:
«Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.»
В этих стихах поэт интуитивно выразил мысль о возможности человеческой эволюции, которая существует только тогда, когда есть работа человека над собой как существа творческого, осознающего себя и свое предназначение в этой жизни, понимающего смысл жизни, работающего над собой и стремящегося жить исходя из понимания смысла жизни.


Рецензии