Опаленные войной

Всё дальше уходят от нас вглубь времен «сороковые грозовые». И всё меньше остается в живых тех, кто испытал на себе тяжесть фронтовых лет. Об одном из таких людей мне хочется рассказать.
Родился Павел Николаевич Таюрский в марте 1924 года в Иркутской области, в простой крестьянской семье. Осенью 1931 года Паша пошёл в школу. А с десяти лет уже начал работать. Летом в колхозе вместе с отцом пахал, сеял, жал. После седьмого класса работал уже наравне с взрослыми и даже был назначен бригадиром полеводческой бригады.
А потом началась война. Павел Николаевич рассказывает:
– Я хорошо помню этот день, 22 июня 1941 года. Было воскресное утро, моросил слабый дождь, погода унылая, поэтому люди сидели по домам. И вдруг сонную тишину взорвало сообщение: «Война!» Мужчин стали призывать в армию, в деревне остались только старики, женщины и дети.
В августе 1942-го, в разгар войны, призвали в армию и Павла Николаевича. Его отправили учиться в Забайкальское пехотное училище, на станцию Дивизионную, под Улан-Удэ. Шесть месяцев он изучал азы военного дела, и станковый пулемет «Максим».
В начале 43-го его часть отправляют на фронт. Боевое крещение молодой солдат Павел Таюрский принял под Ельней, Смоленской области. Бой за освобождение Ельни был жестоким, в нем Павел получил первое ранение и попал в госпиталь. После Ельни было много других городов и деревень, тяжелые ранения в шею, плечо, госпитали, и новые бои на Ленинградском фронте.
Остался в памяти Павла Николаевича, к тому времени младшего лейтенанта, один бой в Литве. Взвод, которым он командовал, поднялся в атаку, но немцы начали артобстрел. Свистели пули, гремели взрывы и, казалось, что нет клочка земли, куда бы ни попал вражеский снаряд. Солдаты вжались в землю, не было такой силы, которая могла бы их поднять. Перед командиром взвода, младшим лейтенантом Таюрским, за несколько секунд промелькнула вся его недолгая жизнь. Собрав последние силы, он поднялся во весь рост с автоматом в руке и что есть мочи крикнул: «За Родину, вперед, ребята!» Нет людей, не знающих страха, есть те, которые умеют его перебороть. Солдаты стали нерешительно подниматься, а потом кинулись за бегущим впереди командиром.
Победу встречали в Латвии.
– Восьмого мая 1945 года, во время затишья от боя, - вспоминает Таюрский, - нашему батальону выдали сухой паёк. Привал устроили у подножья холма. На его вершину взобрался один из бойцов. Вдруг мы услышали его крик: «Братцы, вижу белые флаги над окопами немцев!» Связной командира батальона, отправившийся оценить обстановку, сообщил, что немцы идут в нашу сторону с поднятыми руками. Наступила тишина – ни одного выстрела, ни одного возгласа. Так вся немецкая группировка, прижатая нами к Балтийскому морю, без дальнейшего сопротивления сдалась в плен. А девятого мая в нашей армейской газете был опубликован приказ Верховного Главнокомандующего товарища Сталина об окончании войны. Какое у нас было настроение! Все ликовали!
Демобилизовался Павел Николаевич в 1953 году. За свою жизнь побывал на строительстве Куйбышевской, Мамаканской, Хантайской и Зейской ГЭС, имеет много наград. Сегодня солдат «распечатал» девятый десяток лет, но его неугомонности можно позавидовать: он художник, заядлый грибник, огородник. А как он до сих пор любит свою жену Веру Андреевну, с которой прожил 58 лет!
Счастья и здоровья вам, прошедшим через всё и сохранившим силу русского духа!

2005

Умер 14.01.2006


Рецензии