Где-то в верховьях Усы. Глава 8

- Слушай  Владимир, - дружелюбно обратился ко мне Фёдор. -  Как ты смотришь на то, чтобы съездить попариться?
У нас ведь  сегодня банный день. Вот пару тоней сделаем и домой. А утром назад.  Сеть   надо будет проверить. Ну и тебя доставим в лучшем виде.  Так что, собирайся.
Я,  сполоснул   посуду, и отнёс  её в балок.  Потом начал собираться..  Надел клетчатую рубашку. Сверху свою зелёную геологическую  куртку.   Прихватил с полки свои документы с деньгами, и сунул их в карман рубашки.
Положив, в сумку, чистое бельё и кусок хозяйственного мыла, я вышел  и запер балок. Белке на ночь, в остатки ухи,  накрошил по больше хлеба, от начатой булки. Спустившись к воде мы отплыли, и Фёдор, направил свою лодку на другой берег Усы, почти напротив моего временного  приюта.Два Ивана пристали метров на 50 выше нас.И сразу начали выпускать невод.

Я с удовольствием помогал мужикам придерживать, и вытягивать на берег невод, а потом выкладывать из кошеля  невода  рыбу в ведро. Потом относил и перекладывал её, в большую оцинкованную ванну, что была  в лодке у Феди. Вместо двух заходов сделали три. Последний третий, заводили, почти,  напротив  деревни,  на галечной косе. Здесь взяли около ведра.  Уса была в ту пору богата рыбой. Не то, что сейчас.
Пристав к деревне, мы вытащили  на берег лодки и зачаляли  их, каждую на свою  цепь. Чужие здесь не ходят, но волна  от буксирного парохода может и  и впрямь стащить лодки, назад, в реку.

Деревенские дома  на севере Коми,все идут в одном  исполнении. Сам дом ставится в полтора этажа с высоким крыльцом и незамерзающим подполом.Хотя, двери,никогда не заметает снегом, все они открываются вовнутрь. Сзади к стене  пристраевается , тёплый хлев, для скотины и другой деревенской  живности.
           Поделив рыбу, мужики разошлись по домам. Я тоже, прихватив оставшееся ведёрко, пошёл вместе  с Фёдором к нему в гости на ночлег. Нас встретила многочисленная детвора и очень приятная на лицо, его жена.Антонина  Ивановна, - улыбнулась она мне

В доме у них,  была сложена настоящая  русская печь, которая, занимала треть самой кухни. Обогревателем она согревала большую комнату. Комната делилась ещё  на две половины.  «Детская» и «взрослая». Были и полати куда, тотчас, лихо  взобрались трое пацанов. Старшему было лет десять, остальные лесенкой вниз.Ещё  было две дочери. Одной лет пять и  маленькой - года полтора. Я поздоровался и присел на лавку. Вёдра с рыбой мы с ним оставили в сенцах. – Слушай  Фёдор, я вас тут наверное стесню. Может,быть, у кого- нибудь, из Иванов, заночую. – Ладно не парься! Он засмеялся.- Вот в баню пойдём, там и напаришься. Он что-то спросил по коми у жены. Потом, сказал: Володя, ты побудь дома. Я сбегаю, дров подброшу, да замочу веники. Вон, чаю пока попей. А я быстро.

Я неторопливо пил чай, который мне,принесла хозяйка и посматривал на пытливые мордашки ребят.  Они о чём-то тихо перешёптывались, глядя на меня.Антонина  Ивановна,которой было, где-то  за тридцать, принесла из сеней  ведро с рыбой и  не спеша аккуратно, начала её чистить.Тут же у её колен закружил и зурчал громадный серый котище. Со мной она  не разговаривала, видя моё смущение.  Вернулся Фёдор. Налив себе в стакан чаю, он заговорил со мной, про мою работу, про Печору, про нашу экспедицию.

Надолго ли мы зашли в эти края. И что мы здесь ищем. Потом упрекнул нас за то, что, после буровых остаётся много мусора, мазута и ядовитого раствора. Как, мог, я его успокоил. - Во, первых, Фёдор, у нас бурение разведочное. Никакую нефть мы там, качать не  собираемся. А после бурения мы делаем рекультивацию всей территории буровой.-Это у нас строго и обычно наезжает  комиссия,по надзору за пользование землёй.

Ты с ребятами, чего не познакомился?- спросил он меня. –Эй,- кивнул  он сыновьям -  все ко мне! Ребята, слезли с полатей и подошли к отцу. Знакомьтесь с дядей Володей.Он вас не укусит. Ребята, по взрослому, подавали руку: Миша, Федя, Саша. А там, у нас – сказал он, нежно улыбаясь: -Поленька, и Анечка. В  большой комнате в деревяной кроватке стояла беленькая девчушка, похожая  лицом и глазами  на мать. Постарше, которая Анечка, была без сомнения точной копией отца. Ну что, мы однако пойдём  – сказал Фёдор.

Забрав  сумки  с бельём  мы вышли из дома.Тропинка, по которой мы шли,  спускалась на берег речонки Макариха, где стояли редкой цепочкой небольшие, в два окошка, деревенские баньки. Все они курились  дымками. В деревне был очередной субботний банный день.

                Продолжение следует.


Рецензии