Незабвенны их имена

   Давно отгремели последние залпы Второй мировой - самой масштабной и кровопролитной войны в истории человечества. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война, ставшая для нашей страны священной, освободительной. Победа над фашизмом досталась советскому народу дорогой ценой. Мы - потомки героев той страшной войны - обязаны помнить об этом.
   В нашей семье бережно хранят память о трех старших братьях моего дедушки - Эрдни и Басанге Картаевых, защитниках блокадного Ленинграда, и Анатолии Картаеве, участнике движения Сопротивления, югославском партизане. Когда началась война, все три брата добровольцами ушли на фронт. Эрдни и Басанг, до войны работавшие механизаторами, стали танкистами и воевали на Ленинградском фронте в составе дивизии генерала М. Е. Катукова.
   В начальный период войны враг имел численное превосходство как в живой силе, так и технике. Немецкие "тигры" и "пантеры", по мнению их военных специалистов, были "стальным тараном рейха". И, действительно, в лобовой атаке они были неуязвимы. Но советские танкисты нашли способ выведения их из строя: по бокам дороги ставили свои танки в укрытие и, когда первый и замыкающий танки вражеской колонны попадали под прицел, подбивали их.
   Серия поражений, нанесенных врагу при прорыве блокады Ленинграда, сильно обескровила немецкую армию, и до самого конца войны она была вынуждена отступать и обороняться. Эрдни Анджаевич Картаев погиб в ноябре 1942 года, защищая блокадный Ленинград. Басанг Анджаевич Картаев погиб на Ленинградском фронте в 1943 году.
   К началу войны младшему из братьев Анатолию исполнилось 17 лет. Зима 1941 года выдалась очень суровой. Как раз в эту пору Анатолий Картаев после окончания военно-воздушной десантной школы принимает боевое крещение в качестве пулеметчика 212-й военно-воздушной десантной бригады. Ее часто перебрасывали то в тыл врага, то на передовую. Нередко приходилось вступать в бой прямо с многокилометрового марша.
   Устройство и технические характеристики пулемета требовали от стрелка особого умения и выносливости. Последнее особенно необходимо было при смене огневых позиций, так как вес оружия был значительным. Во время непрерывной стрельбы ствол сильно нагревался, патронная лента была тканевой, поэтому в дождь или на снегу она намокала, из-за чего пулемет начинал "захлебываться". Как всегда, выручала солдатская смекалка: чтобы быстрее просохла, ленту обматывали портянками и носили под одеждой. Когда пулемет давал очередь, пули ложились на расстоянии 30 см друг от друга, поэтому успех боя во многом зависел от интенсивности стрельбы.
   Фашисты в первую очередь старались уничтожить пулеметную огневую точку. Приходилось часто менять позиции, причем быстро и расчетливо. Бойцы старались уберечь пулеметчика во время боя, помогая ему во всем. "Нет ничего крепче и вернее, чем солдатская дружба и взаимовыручка, - говорил Анатолий Анджаевич после войны. - Своей жизнью я обязан многим своим однополчанам".
   Летом и осенью 1942 года 212-я военно-воздушная десантная бригада принимала участие в боях на подступах к реке Дон. Здесь военные действия носили особенно ожесточенный характер, силы были неравными, часто сходились с врагом в рукопашную. В этих боях Анатолию не раз пришлось с близкого расстояния отражать натиск врага огнем своего пулемета, но он не дрогнул, сохраняя твердость характера и выдержку.
   За мужество и героизм, проявленные в схватках с гитлеровскими захватчиками, за успешно проведенные в тылу врага диверсионные операции бойцы 212-й военно-воздушной десантной бригады были награждены боевыми орденами и медалями. Анатолий Картаев был удостоен орденов Красного Знамени, Красной Звезды, а также медали "За отвагу".
   Осенью 1942 года в одном из ожесточенных боев близ города Калач-на-Дону Анатолий был ранен и попал в кольцо окружения. Потом были плен, концлагерь.
   Но и в плену Анатолий не склонил головы перед фашистами. Благодаря помощи югославских партизан ему удалось совершить побег из концлагеря. Вместе с земляками Н. Монтыковым и К. Лиджиевым и еще 30 узниками, принимавшими участие в организации этого побега, они перебили охрану, захватили оружие и ушли к партизанам. В ту пору 13-й ударной Приморской горной дивизией Югославии командовал полковник Душан Воясевич, комиссаром был полковник Джуро Мотыч, начальником штаба - майор Ево Лончар.
   В боях с фашистами в горах Югославии отличились русские, калмыки, казахи, таджики, представители других народов бывшего СССР, своим ратным трудом преумножив славу своей Родины.
   Вот только один эпизод из боевой истории югославских партизан.
   Село Босильво - крупная железнодорожная узловая станция, соединявшая многие города, усиленно охранялась крупными силами фашистов и местных усташей (полицаев). На рассвете 26 апреля 1944 года отряд партизан, окружив расположение противника, в наступательном бою освободил село от захватчиков.
   В этом сражении пулеметчик А. Картаев и Н. Монтыков были ранены. За проявленные мужество и героизм правительство Югославии наградило орденом "За храбрость" многих наших земляков - Анатолия Картаева, Бембю Мулаева, Шаврту Бораева, Николая Монтыкова, Ашкана Манджиева и других.
   Второго ордена "За храбрость" Анатолий Картаев был удостоен за бои близ озера Плитвиличко, в ходе которых он проявил исключительное мужество, отвагу и героизм. Всего же у него было три таких ордена.
   День Победы Анатолий Анджаевич Картаев встретил в госпитале, в Хорватии.
   После окончания войны он остался в Югославии, женился на медсестре Зоре, с которой служил в одной дивизии. Он воспитал трех детей: сына Александра, дочерей Елену и Софию.
   Несмотря на то, что на долю Анатолия Картаева выпало немало испытаний, он оставался человеком жизнелюбивым, оптимистичным, добрым. Знал 6 языков, на которых свободно общался. Увлекался фотоделом, имел много друзей и сам был надежным другом. Много путешествовал, часто приезжал в родную Калмыкию, ездил к сыну в Америку, к дочери - в Болгарию. По приглашению однополчан побывал в Венгрии, Чехословакии, Норвегии, Англии, Франции. Ушел из жизни Анатолий Анджаевич 5 марта 1999 года, похоронен он в городе Черномель (Республика Словения).
   В честь старшего брата моего дедушки Анатолия Анджаевича Картаева был назван мой папа - Анатолий Николаевич Картаев. Я с гордостью ношу свое отчество и благодарю судьбу за то, что в нашем славном роду были такие замечательные люди, как Эрдни Анджаевич, Басанг Анджаевич, Анатолий Анджаевич Картаевы!

   Мой рассказ основан на материалах книги "Калмыкия в годы Великой Отечественной войны 1941  - 1945 гг", записи телеинтервью А. А. Картаева, взятого у него журналистом Андреем Абешевым в 1990 году, а также на воспоминаниях моих родителей и моих родственников.

   24 марта 2016 года Элистинским городским Собранием пятого созыва на 14 заседании было принято Решение № 22 о присвоении наименования улицы "Имени партизана Анатолия Картаева" в городе Элиста, Республика Калмыкия, Российская Федерация, за подписью Председателя Элистинского городского Собрания Вячеслава Хозыковича Намруева.


Рецензии
Здравствуйте, Алина! С очень большим интересом прочитал статью о дедушке.Удивительно, но от вашего рассказа еще больше окрепла убежденность, что общая, Великая Победа складывалась из таких вот эпизодов, подвигов, и людей, как складываются великие реки из малых ручейков-притоков. Спасибо вам за рассказ!

Постскриптум.
¨В начальный период войны враг имел численное превосходство как в живой силе, так и технике. Немецкие "тигры" и "пантеры", по мнению их военных специалистов, были "стальным тараном рейха".¨ - вот тут бы написал пожалуй вместо ¨тигры и пантеры¨ - просто ¨немецкие танки¨. ¨Тигры¨ и ¨Пантеры¨ массово появились в 1943 году на Курской дуге. И хотя были они грозными машинами... Но им это не помогло, хотя остальные вражеские танки, даже в начальный период войны, тоже не были безобидными коробочками на гусеницах.
В остальном, - замечательная память о замечательном человеке!

Негорюй   28.04.2023 12:16     Заявить о нарушении