Кроха хлеба-сухаря

У забора- у прохода мальчик умирающий лежал
И в руке своей дрожащей кроху сухаря держал.
Он пытался, он старался чтоб часок еще пожить
Тот сухарик драгоценный себе в ротик положить...

Много глаз на то смотрело -ожидая  "кто -чего"
Арестанты и охрана понимали то кино.
Подошла к нему старуха- наклонилась , потянула на себя
И  себе в беззубый рот вложила- тот кусочек сухаря...

Арестанты- бабы с малыми  внимали
Лай собак и крик охраны и мелькание сапог
Била зло ее охрана- кто прикладом, кто ногами
Человека Человеки добивали - кто "как мог"...

Не прошло и получаса как утихла вся возня
И  у мальчика  из края глаза
В пыль, блеснув тоской по маме,
Медленно  сползла  последняя слеза..... 
 
 Это стихотворение  я  написал переживая во сне  встречу, которая прошла  2 дня назад(3 мая) в помещении библиотеки имени А.П. Чехова, что на московском проспекте. Было нас человек 15 поэтов и неравнодушных к этой стязи.
И когда встреча подходила к концу попросили мы  самого пожилого из нас человека рассказать нам  что - нибудь про войну, так как    ему стукнуло уже 84 года и он был в концлагере  у немцев.   В своем рассказе он поведал, что зовут его Николай  Е. и был он в лагере вместе со своей мамой и братом( или сестрой - точно не помню- за то, что жили с партизанами) было очень , ну очень голодно- в край. И однажды он увидел вот такую историю. Мальчик тот , после того как забили эту бабушку перед смертью потянулся ручонками к ней и даже как-то   пытался подползти к ней - ведь она еще была теплая( а тепло, как и хлеб -это все таки жизнь)...
Другой раз  к ним подошла одна женщина и присела на нары. И без слез сказала тяжело:"Все.... Мои оба.... умерли." Потом она растегнула ворот своей рубахи и достала на шнурочке сухарик и протянула его маме: "На, возьми своим...."
И  мама дала детям по маленькому кусочку прямо в рот и ему тоже и он почувствовал как какая-то неведомая сила влилась в него- от этого сухарика. Потом, когда они ждали освобождения, когда уже грохотала канонада  в лагере говорили - это Сталин  к нам идет нас спасать надо держаться и жить. И когда их освободили они в толпе встретились на миг с той женщиной и та  сказала: Слава богу, что тот сухарь , что я для своих берегла - твоим выжить  помог." Больше они не встречались.
А еще через несколько дней проходил мимо них какой-то пожилой солдат, весь в черном. Остановился и протянул ему сухарик и ушел. Он же побежал к матери с криком:" Мама, хлеб!" Она взяла сухарик- разломила его на кусочки и дала всем детишкам в ротик- и ему, конечно положила в ротик. Тут опять в него влилась какая-то невиданная сила и ,как он сказал, до самой смерти буду помнить того  черного солдата!
К слову сказать, судьба сложилась  у Николая Е. сложная. Был он и в тюрьме  среди воров.Были времена, когда сильно стал пить- много встреч с детьми ( с рассказами о войне), а потом воспоминания под водочку.Мама умерла не дожив до 50 из за проблем с желудком. Сейчас он состоит в поэтическом объединении, является почетным членом  областной организации, помогает  поэтам и очень любит общаться с молодыми и каждый день ведет "дневник своих мыслей" уже чуть ли не 50 лет. Жизнь не ожесточила его и он верит в силу добра и следует ему...


Рецензии