Вруша

                "Болтун речист, да на руку нечист." (русск. пог.)

             Познакомились мы в толпе зевак, когда смотрели, как молодёжь танцует брейк. Ирина мне сразу понравилась и нравится до сих пор своим оптимизмом, жизнелюбием, вездесущностью. Своих проблем на других не вешает, никогда не ноет.О себе говорить не любит. Куда ни пойдёшь, ни поедешь в городе – она там! У неё какой-то нюх на событийность – даже не зная о мероприятии, она непременно окажется в центре происходящего! Одевается она аккуратно, всегда в чём-то свежем – белом или розовом, симпатичная, с улыбкой на лице, но зубы в таком состоянии, что рта бы ей лучше не открывать – он пустой, и сверху с одной стороны - три больших косых обломка… Но рот она "открывает" - болтает без умолку, повторяя без конца одно и то же. Красится изрядно…
           - Ты почему всегда одна? У тебя есть семья? – спросила её как-то.
           - А как же! Но муж всегда на рыбалке, а у сына свои дела – ты же знаешь молодёжь…
           - Мне дали двух котят, надо хотя бы одному найти хозяев… - как-то жалуюсь ей в парке. Мы обе пришли потанцевать.
          - Я тебе помогу! У меня есть подруга, она хочет котёнка, да не знает, где взять… - предлагает мне Ирина.
          - Ой, как ты меня выручишь! Пойдём, я  тебя пивом угощу! –  радуюсь я. Покупаю ей и себе  пива, пакеты с сушёной рыбкой, сидим  за столиком открытого кафе, угощаемся, глазеем на танцующих. Танцплощадка рядом, звучит музыка. Танцуют те, кому за тридцать, есть и молодёжь, даже парочка настоящих бомжей – мужчина и женщина - танцуют. Энтузиасты! Они присутствуют на  каждом подобном мероприятии, и двигаются хорошо, как профессионалы! Мы с Иркой болтаем, я рада, что пристроила котёнка.
         Когда позже я попытаюсь найти её по с трудом названному адресу, окажется, что её там нет и никогда не было. Хозяин найденного ДОМИКА (а моя новая знакомая говорила, что живёт в благоустроенной квартире) ругает меня и говорит, что здесь  часто ищут какую-то Ирину… Я недоумеваю, и при встрече пытаюсь выяснить настоящее место пребывания подруги – напрасно! Но не настаиваю – наверное, есть причины скрывать… А котёнок подруге подруги уже, оказывается, и не нужен… Начинаю сомневаться, была ли вообще таковая?
         - Вчера познакомилась в библиотеке с мужчиной, бывший преподаватель. Интеллигентный! - говорю Ирине как-то. - Во дворе у себя организовал компанию подростков, научил их играть в настольный теннис, теперь там такие баталии разыгрываются! Предлагает мне и на даче помочь, и дома, если что понадобится, сделать…
         - Ой, моей подруге надо прибить полку! Он не поможет?
         - Не знаю, спроси его самого. Вот его телефон…
        Через некоторое время узнаю, что приезжал, помог и полку прибить самой Ирине, и участок  вскопать, что-то ещё… Но доброго слова и благодарности не заслужил – всё сделал не так, оказывается… Только позже я догадаюсь – не оправдал каких-то других надежд…
          - У меня есть перспективный жених – обеспеченный и одинокий, ищет женщину, жениться хочет, - говорю ей в другой раз. - Твоим подругам не надо? – я по-прежнему делаю вид, что продолжаю верить в Ирины  басни про мужа и сына, хотя начинаю предполагать, что она одинока.
         - Мне не надо - у меня же муж есть! А вот подруге…
         Я даю ей телефон. Через некоторое время встречаю мужчину, спрашиваю:
         - Вам не звонила Ирина?
         - Звонила, встретились. Я ей сразу сказал: "Да у тебя же зубов нет!.." - и мы расстались...
         Встречаю Иру:
         - Ну, как жених, по вкусу ли подруге пришёлся?
         - Да он же старый!..
         Зато другому кавалеру она пришлась сильно по душе, прямо влюбился! О нём у меня рассказано в рассказе "Романтик". Он пылко выражал свой восторг по поводу Иры, но был ею забракован:
         - Дурак какой-то!
         - Дурак? Не заметила. А внешне вы очень подходите друг другу!
         - Скажешь тоже – где я и где он?..
         Узнав, что послезавтра у меня день рождения, Ирина «обрадовала», что непременно придёт поздравить, и с подарком! Я отнекивалась, но подруга была настойчива чрезвычайно! Я вынуждена была согласиться. «Да в самом деле, - подумала, - живу, как дикий человек! Пусть приходит"! Озаботилась достойным приёмом, набрала вкусных продуктов в супермаркете, салатов всяких, что-то сварила, накрыла стол, жду…
         Ира пришла вовремя,  подарила мне красивый, совершенно мне ненужный  фартук. Пока я готовила стол, бесцеремонно обследовала комнаты, их у меня три. В одной склад товаров - вожу кое-что из Москвы для продажи в праздничные дни.
         - Ой, сколько у тебя хохломы! Мне надо вот такую матрёшку! И ложку! И чашку! Что-то дарю ей, за что-то она обещает отдать деньги. Потом сидим, угощаемся. От спиртного она отказалась, а продукты воспринимала с большим недоверием – всё брезгливо обнюхивала, морщилась, подозрительно приглядывалась.
          - Ты что, Ирочка, всё свежее!  Даже обидно!..
          - Надо всё проверять! Знаешь, как отравиться можно? Я же МЕДСЕСТРОЙ была! 
          - А я микробиологом, всех тварей под микроскопом видела! Знаю, что смывы с рук МЕДСЕСТРЫ такое обнаруживают, чего и в общественном туалете не найдёшь! Про это писали... Но так же себя не ведут за праздничным столом, как ты!
          Однако Ирка так же продолжала всё обнюхивать и морщиться гадливо. Мне это надоело изрядно, и я уже жалела о потерянном дне. А могла бы прекрасно провести его на даче! Когда уже надеялась, что визит подходит к концу, услышала:
          - У вас есть горячая вода?   Можно я у тебя помоюсь?..
          А-а-а, всё равно день пропал!
          - Как хочешь, - сказала я, и обречённо повела её в ванную. Мылась Ира долго, а когда вышла, попросила фен. У меня его не было. Хотела подруга высушить волосы естественным путём, а поскольку день уже сильно клонился к вечеру, я побоялась, что она и переночевать захочет. Дала ей тёплую белую вязаную шапку (которую она подозрительно осмотрела прежде, чем надеть на голову) и… настойчиво выпроводила из квартиры, обещая себе в дальнейшем не поддаваться ни на какие подобные провокации!
          Зубов у Ирки нет, на зубной пасте она может экономить, а вот волосы хорошие -  длинные и густые, и потому я не удивилась, что в новом большом флаконе шампуня почти не осталось… Шапку она долго не отдавала, как не отдаёт уже почти год и долг в две тысячи тенге, каждый раз при встрече ссылаясь на обстоятельства. Якобы, у её племянницы на Якоре (в близлежащей деревне) умер муж, та осталась с тремя детьми, а Ира помогает им всем необходимым, костьми ложится, чтобы помочь…
            - Как  фамилия твоей племянницы? Я многих на Якоре знаю! - спрашиваю её. Ирина ушла от ответа...
            - Что с твоим телефоном? До тебя никогда не дозвониться!
            - Да что-то на линии…
            - А я уверена, что ты его отключаешь! Так ведут себя нечестные люди!..
            Но Ира продолжает утверждать, что она – самый честный человек на свете! И долг она непременно отдаст… когда-нибудь потом!

            Мне хочется разгадать «загадку» Ирины. Я не признаюсь, что давно знаю, что у неё нет семьи – может, так человек защищается. Нашла всё же, где она живёт: ПРОЕЗД улицы Дальней, дом три, а когда её спрашивают, где она обитает, на какой улице, она говорит "Улица Дальняя, три". Вроде, разница небольшая, а адреса эти в разных концах длинной улицы...
            Я пошла снова к ней, нашла проезд. Место оказалось далеко, на краю города, в каком-то гиблом месте,  в болотине среди камышей, в разваливающейся двухэтажке, где общественный транспорт не ходит, но огромные грузовики то и дело обдают грязью на узкой улице. Мне никто не открыл дверь. Пошла восвояси, не чая, выберусь ли живой из такого заброшенного края. Когда уже подходила к автобусу, вечерело. Вдруг увидела Иру – она шла навстречу, возвращаясь домой - свежая, улыбчивая, в розовой кофточке, она явно была поражена моим появлением.
           -  Ты же говорила, что живёшь по другому адресу? – спросила её в упор.
           - А я и живу по другому адресу, у тётки… Тётка совсем плохая… - и давай что-то снова тараторить…
           - Где?
           Подруга неопределённо махнула рукой. Окончательно припирать к стенке мне её не хотелось, я напомнила про долг, и мы, поболтав о том, о сём, разошлись…
           Женщина не хочет делиться с другими своими секретами, бедами? Это её право… А пока я по-прежнему ничего о ней не знаю... Прошёл почти год. Иру  я иногда вижу - встречаю в городе. Вот и на Масленицу встретила. Она настояла, чтобы я сделала несколько снимков на фоне праздника.
           - А деньги я потом отдам. Ты же меня знаешь!
           Я сделала снимки, отдала, чтобы напечатали, и вот пол-года ношу с собой. Поехала снова к ней. Может, удастся хотя бы свою книжку забрать, которую она брала почитать? Книги мне в типографии дорого обходятся! Жаркий день, пыльная-пыльная дорога без тротуаров, которая в непогоду становиться грязной-грязной. Мимо то и дело снуют грузовые машины. Ирины опять не оказалось дома. Я отдала фотографии соседке с просьбой передать ей и сказать, чтобы та принесла книжку.
          - Да ничего она вам не отдаст!Я помню, что вы уже приходили.  Видите - мы решили отремонтировать дом, хоть фундамент поправить, заказали щебень, песок, цемент. Половину работы уже сделал мой сын. Все соседи понимают, отдают деньги, а Ира и не собирается... Раньше люди жалели её, что одна живёт, приглашали в гости чаю попить - она любит ходить в гости, да потом заметили, что она на всё морщится, принюхивается, и на руку нечистая... Теперь не зовут.
          Я призналась, что очень хотела бы посмотреть, как живёт Ира.
          - К себе она никого не запускает. Хотите посмотреть? Взгляните на её окна, и всё представите. У неё такой бардак!
          Я посмотрела. Шторы были чёрные, какие-то пыльные вещи и сухие букеты загромождали подоконники!..
          - Да где же она?
          - Она на работу устроилась, но куда - не говорит. Может, за больным ухаживать. Сын-то у неё пил, и потому умер рано. Взрослый, он жил с родителями. Муж у неё был очень хороший человек, но тоже пьющий. Его подкосила смерть сына, он сильно заболел, потом стал лежачим больным. Соседи слышали, как он просил днями у Иры поесть, но она не давала... И его уже нет на свете... Как Ира его хоронила и хоронила ли вообще - неизвестно... Сюда тело не привозила... Найдите лучше себе другую подругу!..

          Я вернулась домой. Подходя к подъезду, взглянула на свои окна. Сегодня поздно, но завтра я начну день с чистки стёкол... Действительно, взглянув на окна, легко представить и всю квартиру... И вруша я порядочная...

          Так вот почему мне нравится Ирина!..
         
      


Рецензии