Сельский клуб - очаг культуры

      
         


                Сегодня в мире всем правит Интернет, закрываются городские кинотеатры, а сельские клубы перестают быть очагами культуры. Однако вернёмся в 1960-е года. Тогда всё в стране, которой нынче нет на карте,  было по-другому.

                В нашем селе с прекрасным названием Малиновка, где я родился и вырос, долгое время радовал сельчан старый саманный клуб. Располагался он возле бывшего парка. Тогда, в начале шестидесятых, здесь находился  центр села. Рядом – наша улица. Самостоятельно я стал ходить на киносеансы, став первоклассником. На детские, разумеется. Поскольку до клуба  «рукой подать» - родители отпускали без проблем.

           Запомнился мне один необычный киносеанс. Потому, что кинозрителю в моём лице исполнилось четыре года, а брату – три. Киномеханик жил невдалеке  от клуба и от моей улицы детства. Тогда, в 1961 году, о телевизоре мы не мечтали,  в доме он появился только спустя семь лет. Однако мультфильмы мы иногда смотрели. Как сейчас вижу: в клубе нас с мамой трое, а на экране «Три медведя». Мультфильм 1958 года, продолжительность - десять минут. Но они пролетели как десять секунд: так не хотелось покидать уютное помещение культуры.

           Накануне двадцатилетия Победы мы, дети и подростки, смотрели в клубе фильм 1949  года «Звезда». Хочу сказать, что его ремейк 2002 года принципиально не смотрю. Никто из актёров в нём не смог сыграть лучше Николая Крючкова, Василия Меркурьева и других их «коллег» по фильму. Зачем снимают по-прежнему ремейки – понять не могу?

              После того, как на экране «погибшие» разведчики, увидев над головами советские самолёты, наносящие удары по координатам, ими переданным в штаб, «приготовились» к бою, в зале зажгли  свет. Фильм окончен, но расходиться не хотелось. Этим обстоятельством и воспользовался наш директор школы Плетень А.Г., мобилизовавший всех мальчишек-школьников на уборку парка около памятника советскому солдату. Никто не возражал. После такого замечательного фильма. Все мы прекрасно понимали, чем обязаны этому «солдату», как и другим воинам, погибшим за освобождение села Туркеновка (первоначальное название Малиновки) Гуляйпольского района Запорожской области.

            Старый клуб он на то и старый, что в нём возникали проблемы с демонстрацией фильмов. Помню,  однажды мы смотрели фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Когда Федя стал гонять по стройке Шурика, в друг пока свет: не выдержала старая электропроводка. Погоню на экране мы продолжили смотреть после того, как киноаппаратуру перенесли  прямо в зал и стали показывать далее фильм частями.

            Этих проблем сельские кинозрители избежали в 1967 году, когда сдали в эксплуатацию новый кирпичный клуб. В книге о Малиновке «Малиновские рассветы» (Запорожье, «Дикое Поле», 2004) авторы справедливо называют его Дворцом культуры. И это не просто красивые слова: с тех пор он для малиновцев стал настоящим очагом культуры.

           На втором этаже находилась сельская библиотека. Дорогу к ней я запомнил хорошо. Нет, я там записан не был, являясь школьником: брал книги в школьной библиотеке. Сюда я регулярно приходил, выполняя поручения мамы. Последняя писала записку библиотекарю, какую книгу для неё выдать, какую взять обратно, какой продлить срок чтения. Продлений, помнится, было мало, но одно мне запомнилось.

         Мама закончила читать роман Юрия Дольд-Михайлика «И один в поле воин»,но   он в библиотеку сразу не попал. Его чтением увлёкся я. Причин на то имелось две. Первая: к тому времени я успел посмотреть советский фильм «Вдали от Родины», снятый в 1960 году по мотивам указанного романа. Вторая: роман увидели читатели в год моего рождения (1956-й). Я же, как говорится, навёрстывал упущенное. Тогда, когда во многих библиотеках на эту книгу «выстраивалась» длинная очередь, её я прочитать не мог по понятной причине: не умел читать, как и разговаривать вообще.

       Из просмотренных в новом клубе до моего отъезда из села (1971-й год) фильмов почему-то особо запомнился  «Щит и меч». Возможно, потому что смотрели мы его несколько дней подряд (фильм, как известно, четырёхсерийный). Мне кажется, это самая удачная работа кинорежиссёра Владимира Басова.

      А вот, что касается фильмов  об «индейцах», снятых на киностудии ГДР, которая давно «приказала долго жить», то они мне не запомнились в том плане, что их демонстрировалось много, ни один сеанс мы, мальчишки, не пропускали. Сюжеты не здорово отличались один от другого. В наших детских головах получался «винегрет». Переехав в город в пятнадцатилетнем возрасте, интерес к этим фильмам я постепенно потерял. Но с удовольствием смотрел так и не дошедшие до сельского клуба фильмы французских кинематографистов об неуловимом «Фантомасе». Говорят, временно запрещали его показ. Не знаю, правда ли? Но выход на телеэкраны советского фильма «Анискин и Фантомас», по всей видимости, оказался чистой случайностью.

              Кроме фильмов смотрели мы в клубе и праздничные концерты. Как местной художественной самодеятельности, так и областной филармонии. Ставились и спектакли. Один из них «Фараон» «стоит» у меня перед глазами до сих пор. Играли в нём учителя местной школы. Особенно проявил свой талант наш учитель физкультуры Иван Фёдорович Тарасенко. Если бы я его не знал, можно было принять за актёра какого-нибудь известного на то время театра.

            Прошли годы, десятилетия. Сегодня, рассматривая фото клуба села Малиновки, закрыв глаза, я мысленно нахожусь в нём. Единственно чего понять не могу, зачем с фронтона убрали «рисунок». След от него на фото хорошо видать. К советской символике, насколько я понимаю, он отношения не имел. Гербом бывшей Украинской ССР  не являлся, серпа и молота, как и красной звезды, не было. Самое главное, что там имелось – это раскрытая книга между двумя колосьями пшеницы. Книга олицетворяла собой «очаг культуры» на селе. Кому она помешала? Это тем более странно, что на фото клуба по-прежнему с левой стороны фасада здания «трубач в будёновке» трубит сбор.

05.05.2017 г.

Фото из группы "Малиновка" на сайте "Одноклассники".


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.