Григорий Распутин

 Давно обращалась мыслями к фигуре Григория Ефимовича Распутина (Новых)– личности, вызывающей столько противоречивых толков.

Редактор Православной газеты «Благовест» Антон Евгеньевич Жоголев, Жанна Бичевская, Душенов Константин - главный редактор «Русь Православная», Олег Платонов, Церковь Иоанна Богослова и др.высказывали мысли о канонизации Распутина, как святого мученика.

Идеи были отвергнуты Синодальной комиссией РПЦ по канонизации святых и подвергнуты критике патриархом Алексием II:
«... нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство.»

В 1981 году вышел самый известный русский фильм о Распутине - «Агония» Элема Климова, где роль с успехом воплотил Алексей Петренко.
Распутин и его историческое значение оказало большое влияние, как на русскую, так и на западную культуру. Немцев и американцев в некоторой степени привлекает его фигура, как некого «русского медведя», или «русского мужика».

Работая над книгой об ясновидящих, я чувствовала, что мне не хватает знаний об этом человеке, на плечи которого взвалили столько грехов и ужасов, что это начинает вызывать подозрение: а нет ли тут перебора?

Первое, на что обращают внимание – распутство Распутина. Забывая о том, что Распутин не был ни монахом, ни священником, хотя его, неграмотного, пытались обучить на священника, требуют от него поведения монашеского, потому, что он «старец»!

У меня вообще возникло подозрение, что именно фамилия Григория Ефимовича и была виновна в распускаемых грязных слухах о нём. Просто удобно было создать образ «распутника» в сочетании с такой подходящей фамилией.

Необразованный огромного роста мужик, оставивший в Сибири свою жену, утолял голод телесный, как мог. Явно чувственный, может быть, потому и не поддался на уговоры стать священником, что не готов был оставить простую плотскую жизнь. Всячески оправдывал свою неуёмную страсть, даже наивно пытался подвести под неё «духовную» подоплёку.
 
В 1914 году Распутин поселился в квартире на ул. Гороховой, 64 в Петербурге. По Петербургу про эту квартиру довольно быстро стали распространяться различные мрачные слухи, дескать, Распутин превратил её в притон и использует для проведения своих «оргий». Одни говорили, что Распутин содержит там постоянный «гарем», другие - собирает от случая к случаю. Существовал слух, что квартира на Гороховой используется для колдовства и т. п.

Временное правительство, искавшее порочащие факты на сверженного Николая II и его окружение, вело специальное расследование по делу Распутина. По мнению одного из участников этого расследования, В. М. Руднева, командированного по распоряжению Керенского в «Чрезвычайную следственную комиссию по расследованию злоупотреблений бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц» и бывшего тогда товарищем прокурора Екатеринославского окружного суда:
«…богатейший материал для освещения его личности с этой стороны оказался в данных того самого негласного наблюдения за ним, которое велось охранным отделением; при этом выяснилось, что амурные похождения Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами легкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его просительниц».

Дочь Матрена в своей книге «Распутин. Почему?» написала :
«… что при всей пропитанности жизнью отец никогда не злоупотреблял своей силой и возможностью влиять на женщин в плотском смысле. Однако надо понимать, что эта часть отношений представляла особый интерес для недоброжелателей отца. Замечу, что они получали некоторую реальную пищу для своих россказней».

Да, Распутин не был монахом...

Я была послушницей православного игумена,  и имею опыт наблюдений, которые, надеюсь, смогут дополнить понимание этой исторической личности.

Мой наставник был не просто монахом – игуменом, наставником монашества. И во внешности, чем-то схож с Распутиным: очень высокий, энергичный и властный бородатый мужчина.

Мне казалось, что батюшка утаивает свою силу от окружающих, слегка юродствует, горбится… Иногда, когда в храм приезжал на праздник Владыка, он резко расправлял плечи, становился ещё выше и от него исходила такая мощь воли, что в храме все замирали в оцепенении. Острый взгляд из-под клобука - и послушники мчались исполнять его мысленный посыл, не чуя под собой ног!

Я представила: а что если бы он позволил себе быть таким каждый день? Его бы просто боялись.

Его и так боятся некоторые. Не боялись и не боятся его только дети – радуются батюшке, бегают за ним хвостиками. А кого возьмёт к себе в алтарь помогать – какое благоговение, какую серьёзность и строгость обретают мальчишки!

Я пришла в храм с маленьким сыном, который учился в воскресной школе, пел в детском хоре, играл на гуслях и пел под них. Он до сих пор с благоговением признает только его своим духовным отцом.
Я и сама, после тридцати лет, уже не испытывала особого почтения к мужчинам, но нашего батюшку воспринимала и воспринимаю почтительнее, чем школьница директора школы.

И вот мои наблюдения за окружением батюшки.

Одна моя знакомая журналистка, женщина одинокая и чувственная, как-то спросила:
 - А как он может без женщин обходиться? Вот уж не поверю – такой крупный мужчина… Такие руки огромные, такой сильный мужской взгляд… На кастрата он уж точно не похож! - Я со смущением смотрела на мечтательное выражение её лица.
- Да он же монах, они же силу воли в себе воспитывают! - пыталась пояснить ей…
- Нет, нет! - самодовольно хохотнула она, - Он – мужик! Уж в этом-то я понимаю!

Одна прихожанка, явно больная, истерически радовалась, когда батюшка окропит её святой водой, с благоговением смотрела на него.
Однажды она мне шёпотом говорит:
- Я сегодня в красном платье пришла – батюшке нравится!
- Какое дело батюшке до твоего платья? – изумилась я,- полный храм народу, служба праздничная, ему некогда вздохнуть в такой толчее!
- Ты не понимаешь! - отвернулась она от меня.

Потом женщина, редко бывавшая в церкви, рассказала, что эта прихожанка разносит такие сплетни: Она, мол, тайная жена батюшки, что у него несколько тайных жён и она среди них.
Я рассмеялась: всё в храме на глазах у послушников и послушниц. Каждый шаг игумена, как под микроскопом. А женщина, распускавшая сплетни, между прочим, в психбольнице лечится.

Другие  говорили, что батюшка – голубой, потому, что с ним в одном доме живёт послушник.(?!)

Третьи сообщили мне «по секрету», что у батюшки есть сын, и он ему в церкви помогает. Мол, он прижил его с какой-то женщиной и забрал себе…

Опять один смех и возмущение: Все, давно работавшие в храме, видели, как этого «сына» выносила его невестка. Так уж вышло, что у старшего брата батюшки один сын похож на отца, а другой на родного дядю. Этот племянник игумена сейчас тоже учится на священника.

Однажды прихожу в храм, а на батюшку глянуть страшно – чёрный! Я испугалась:
- Что с батюшкой?»
Послушницы рассказали: Батюшка ехал на машине, (а водитель он отличный) на проезжую часть выскочил мальчишка и - под машину. Если бы не батюшкина интуиция и быстрая реакция, мальчишка бы погиб. А так отделался небольшими травмами. Милиция определила, что игумен был не виноват в аварии. Лечение мальчишки батюшка оплатил.
А в газете написали, что он подкупил милицию и родителей мальчика.

Ветераны войн приходят в его храм толпой, чтобы заказать поминальную службу о погибших соратниках, привозят в храм в гробах отпевать погибших товарищей.

Недалеко от этого храма, уже построен новый монастырь с одно-купольным храмом и зданиями для монахинь. Несколько новых храмов строятся по всему городу его трудами. Не со свечек и иконок – машинами пригоняют стройматериалы власть имущие люди. Ведь уже множество людей исцелилось по его молитвам, в том числе и люди очень обеспеченные.

В городе немало других священников, но именно к игумену посылают сотрудники вокзала людей, которых обокрали в дороге. Говорят им, что тут батюшка помогает людям, попавшим в беду. И он помогает.

И семье беженцев с кучей детишек купил дом в деревне, корову и другую живность...
Всех его добрых дел не перечесть.

Я просто показала вам, насколько противоречивые разговоры о монахе, которого уважает огромное количество людей.

Что уж тут говорить о Распутине, который монахом не был?
Не монах, но обладающий способностями, которыми во всех народах и верах обладают в основном, очень сильные монахи. Близко находящийся от царской семьи, имеющий влияние если не на царя (а может и на царя), то на часть его окружения, точно. Грешный человек, а значит бесконечно уязвимый для сплетен. Если уж на достойного во всех отношениях провинциального священника-монаха, могут нести поклёп со всех сторон, то Распутин – мишень очень желанная, доступная и удобная. Молния метит в высокое дерево, как и сплетня.

Обратила внимание на то, насколько домысливает свои воспоминания
В.А.Жуковская. Женщина, которая по её словам, неоднократно подвергалась домогательствам Распутина, но… устояла, почему-то вновь и вновь возвращается в его дом, послушно заходит с ним в уединённые комнаты… Само по себе поведение её более чем странно. Как можно доверять её словам, когда возникает подозрение: а не соблазнилась ли дама сама?

«Идя домой, я думала, а что если это и была та ласка, о которой он говорил: «Я только вполовину и для духа», — и которой он ласкал Лохтину? Ведь не все же относились равнодушно к нему? Наверно, его неудержимая чувственность, его больное сладострастие действовали на женщин. А, если он с Лохтиной и поступал так: доведя ее до исступления, ставил на молитву? А может быть, и царицу так же? Я вспомнила жадную ненасытную страсть, прорывавшуюся во всех исступленных ласках Лохтиной - такою может быть только всегда подогреваемая и никогда не удовлетворяемая страсть. Но узнать это никогда не узнаешь наверно, а догадок и предположений можно создать тысячи. Во всяком случае, так просто все, что касается нелепого, кошмарного влияния Распутина на Вырубову и царицу, в руках которых, в сущности говоря, сосредоточено правление, объяснено быть не может, и к каким хитростям, к каким чудовищным уверткам прибегает он - это, может быть, узнается много позже, когда никого из них не будет в живых.»

А вот что рассказывала Головина Любовь Валериановна, вдова камергера Е. С. Головина, одна из самых давних почитательниц Распутина:
«Я Григория Ефимовича люблю безгранично, - часто говорила она мне, но тут же с брезгливой гримасой на своем тонком лице прибавляла: Но иногда поведение его просто недопустимо, это какое-то попрание всех законов хорошего тона! Чего только он себе не позволяет и чему, чему не приходится быть невольной свидетельницей! Сколько раз я ему говорила: «Григорий Ефимович, доживу ли я до того времени, когда вы будете вести себя корректно с дамами?!»
Я так счастлива, что он никогда не позволял себе ничего такого по отношению к Марусе (дома Муню зовут Маруся, а «Мунька» прозвал ее Распутин). Но должна вам сказать, между прочим, что это у него развилось с годами и наши дамы во многом сами виноваты. Когда мы с ним познакомились, это было в 1910 г., он был как раз в опале. Были тут разные интриги, великий князь Николай Николаевич много этому посодействовал, tout court, его из дворца уволили, и только Аня продолжала его принимать и к нам в дом он был вхож.
Тогда, mon Dieu, как он был скромен и по отношению к моим дочерям и вообще у нас дома был образцом вежливости и скромности. 5 лет не 5 дней - я настолько к нему привыкла, что не могу себе представить жизни без него и люблю его как родного брата. Я особенно ценю в Григории Ефимовиче его дар утешения: вам, конечно, известно, как учит церковь, что каждый старец имеет свой особый дар? У Григория Ефимовича этот дар - утешение. В самые тяжелые минуты жизни он всегда находит то самое нужное слово, какой-нибудь ничтожный совет - и выход найден. Кроме того, с ним чрезвычайно отрадно молиться.
Вы знаете, со мною был раз случай - распух язык, не понимали, что такое, опасались, что без операции не обойдется. А Григорий Ефимович сказал: пройдет! - дал маслица от Иоанна Тобольскаго, и, подумайте, правда,  прошло, нарыв прорвался сам.
А с наследником как было: наша несчастная царица верит, что только один Григорий Ефимович охраняет жизнь наследника. Когда Григорий Ефимович был в опале, наследник заболел, и царица настояла, чтобы его вернули. Когда Григорий Ефимович вернулся, наследник еще не мог ходить - доктора боялись кровотечения, а Григорий Ефимович взял его за ручку и сказал: пойдем, Алеша, погуляем. А потом и врачи признали, что опасность миновала на этот раз. Это, разумеется, заставляет царицу чуть не молиться на Григория Ефимовича: она болезненно любит сына...»

Так, всё-таки сына, а не Распутина!

Но, даже Жуковская признает в Распутине способности к предвидению. «Словно отвечая на мои мысли», оговаривается она. А может быть «отвечая на её мысли» и реагировал Распутин?

«Он внезапно замолчал и подозрительно вгляделся в Пругавина: «Ты не думай о том, што я сказал, — и он хитро усмехнулся, — все одно тебе не понять, в чем дело тута. А только помни, покеда я жив, то и они живы, а коли меня порешат, ну тогда узнашь, что будет, увидишь», — загадочно прибавил он. Мы все молчали, стало невольно как-то жутко. Словно сибирский колдун приподнял завесу темного будущего, и пахнуло оттуда чем-то неизбежным, как сознанная смерть.
Я встала и прошла к окну, на нем стоял богатый складень — Александр Невский, Борис и Глеб, около, на маленьком столике, роскошная корзина гиацинтов. Распутин тоже встал и пошел за мной. «Все шлют мне, — сказал он и, указав на большую корзину полуувядших ландышей, прибавил как-то вскользь: Вот это царица прислала». Я невольно подумала, как равнодушно он относится к своему необычайному положению. Самомнения выскочки у него нет совсем. И, словно отвечая на мои мысли, Распутин сказал:
«Ах, пчелка, чем гордиться-то, все одно, все прах и тлен — помирать-то все одинаково будем, што царь, што ты, што я. Одна радость воля. На озерцы бы теперь на наши, на сибирски, в леса бы наши. Ух! высоки леса! Вот она где правда-то! вот она тайна. Ни греха не увидишь, ни страху нет — одна великая сила вольная. Вон она где!»

Православное священство, поначалу принявшее активное участие в судьбе Распутина, углядело в его упрямом нежелании учиться и стать священником, в его откровенном распутстве, и собственных трактовках Евангелия, ересь.

А мне представляется, что поздно было учить взрослого мужика, это был не юный Ломоносов. Ведь даже грамота, которой он стал учиться, мягко говоря, в зрелом возрасте, с трудом давалась ему. А священник в России того времени, это человек образованный, а зачастую и серьёзный ученый - богослов.

 Имея таланты духовного ли, ведьмовского ли плана, (по различным утверждениям) сильную волю, реальную власть при царском дворе, да и обычную «самость» крупного, зрелого самца, хотел ли он пойти в ученики к обычному священнику? Вряд ли.

Думаю, что в нежелании учиться большую роль сыграл зрелый возраст и самолюбие состоявшейся личности, а «ересь» тут, скорее от малых знаний.

Было начато Дело Тобольской Духовной Консистории, в котором содержалось начало Следственного Производства по поводу обвинения Распутина в принадлежности к хлыстовской секте. 26 февраля 1912 г. на аудиенции Родзянко предложил царю навсегда выгнать крестьянина. Архиепископ Антоний (Храповицкий) открыто писал, что Распутин хлыст и участвует в радениях.

Новый (сменивший Евсевия (Гроздова)) Тобольский епископ Алексий (Молчанов) лично взялся за это дело, изучил материалы, затребовал сведения от причта Покровской церкви, неоднократно беседовал с самим Распутиным. По результатам этого нового расследования было подготовлено и 29 ноября 1912 года утверждено заключение Тобольской духовной консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы. В заключении Распутин-Новый назван «христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой». Никаких официальных обвинений над Распутиным больше не тяготело. Но это вовсе не значило, что все поверили в результаты нового расследования.

Противники Распутина полагают, что епископ Алексий «помог» ему таким образом в корыстных целях: опальный епископ, сосланный в Тобольск с Псковской кафедры вследствие обнаружения в Псковской губернии сектантского иоаннитского монастыря, пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913, то есть всего полтора года, после чего был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода. В этом усматривают влияние Распутина.

Однако исследователи думают, что возвышение епископа Алексия в 1913 году состоялось лишь благодаря его преданности царствующему дому, которая особенно видна из его проповеди, произнесенной по случаю манифеста 1905 года. Тем более что период, в который епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии, и потому назначение не являлось «тёплым местечком».

Следует также отметить, что противники Распутина часто забывают об ином возвышении: заведший на Распутина первое дело о «хлыстовстве» епископ Тобольский Антоний (Каржавин) именно за это был перемещен в 1910 году из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в сан архиепископа. Но они помнят, что этот перевод состоялся именно потому, что первое дело было отправлено в архив Синода.

По воспоминаниям придворных Распутин не был близок к царской семье и вообще редко бывал в царском дворце.
(Наберите в поисковике "Григорий Распутин фотографии его и царской семьи" - вы, как и я увидите множество фотографий старца с царской семьёй. Вряд ли императорская семья стала бы так часто фотографироваться с человеком, который им "не близок")

Так, по воспоминаниям дворцового коменданта В.Н. Воейкова начальник дворцовой полиции полковник Герарди на вопрос, насколько часты бывают посещения Распутиным дворца, ответил: «один раз в месяц, а иногда в два месяца раз.» В воспоминаниях фрейлины А. А. Вырубовой, говорится, что Распутин бывал в царском дворце не чаще 2-3 раз в год, а царь принимал его ещё намного реже.

Другая фрейлина С. К. Буксгевден вспоминала, что: «Я жила в Александровском Дворце с 1913 по 1917 год, причем моя комната была связана коридором с покоями Императорских детей. Я никогда не видела Распутина в течение всего этого времени, хотя я постоянно находилась в компании Великих княжон. Мсье Жильяр, который тоже там жил несколько лет, также никогда его не видел»

Жильяр за все время проведенное им при дворе вспоминает единственную встречу с Распутиным: «Однажды, собираясь выходить, я встретился с ним в передней. Я успел рассмотреть его, пока он снимал шубу. Это был человек высокого роста, с изможденным лицом, с очень острым взглядом серо-синих глаз из-под всклокоченных бровей. У него были длинные волосы и большая мужицкая борода».

Сам Николай II, якобы в 1911 году говорил В.Н. Коковцову о Распутине, что:
… лично почти не знает «этого мужичка» и видел его мельком, кажется, не более двух-трех раз и притом на очень больших расстояниях времени.

В то же время образ Распутина широко использовался в революционной и немецкой пропаганде. В последние годы царствования Николая Второго в петербургском свете ходило множество слухов о Распутине и его влиянии на власть. Говорилось, что он сам абсолютно подчинил себе царя и царицу и правит страной, то ли Александра Федоровна при помощи Распутина захватила власть, то ли страной правит «триумвират» из Распутина, Анны Вырубовой и царицы.

Помещение в печать сообщений о Распутине могло быть ограничено лишь частично. По закону, статьи о императорской фамилии, подлежали предварительной цензуре начальником канцелярии министерства двора. Запрещены были любые статьи, в которых имя Распутина упоминалось в сочетании с именами членов царской фамилии, но статьи, где фигурировал только один Распутин, запретить было невозможно.
1 ноября 1916 года на заседании Государственной Думы П. Н. Милюков выступил с речью, критической по отношению к правительству и «придворной партии», в которой упоминалось и имя Распутина.

Приводимые им сведения о Распутине Милюков взял из статей в немецких газетах «Берлинер Тагеблатт» от 16 октября 1916 и «Нейе Фрейе Пресс» от 25 июня, относительно которых сам же Милюков признал, что некоторые из сообщаемых там сведений ошибочны. 19 ноября 1916 В. М. Пуришкевич выступил на заседании Думы с речью, в которой придавалось большое значение Распутину. Образ Распутина использовала и немецкая пропаганда. В марте 1916 года германские цеппелины разбрасывали над русскими окопами карикатуру, изображавшую Вильгельма, опиравшегося на германский народ, и Николая Романова, опиравшегося на половой орган Распутина.

По воспоминаниям А. А. Головина, во время первой мировой войны слухи о том, что императрица является любовницей Распутина, распространялись среди офицеров русской армии сотрудниками оппозиционного Земско-городского союза. После свержения Николая II председатель Земгора князь Львов стал председателем Временного Правительства.

Похоже, что Распутин был прав, когда говорил В.А.Жуковской:
«Эти, лешие, норовят только кус урвать и все им, прости господи, мало и все врут, наредь слова правды от них услышишь, а я всю правду всегда говорю. Поглядела бы ты на ихне житье, хоша и царей, ни в жисть так тут бы жить не стал! Один он и она одна, и никому веры дать нельзя, и всяк продать готов, а я поласкаю ее, утешу, и спокоится она. Ласка моя непокупана? Ласку мою ни с чьей не сменишь, такой они не знали и боле не увидят, понимашь, душка?»
Ленин писал:

«Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907—1914) обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до.. последней черты", раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее, все зверство семьи Романовых - этих погромщиков, заливших Россию кровью евреев, рабочих, революционеров…»
Перебор явный. «Царская шайка» не пролила бы столько крови, если бы не было противостояния с теми, кто боролся с царской властью. И всё же не пролила её больше, чем последующая потом революция и гражданская война.

Убит был Распутин заговорщиками (Ф. Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и офицер британской разведки Освальд Рейнер) в ночь на 17 декабря 1916 года. Распутина пытались отравить, и застрелить, и даже когда после этого Распутин казался живым, тело утопили в Неве.
Когда читаешь описание его смерти, невольно на ум приходят святые мученики из церковной истории. Там тоже подвергали страшным пыткам, заливали в горло свинец… А мученики оставались долго живыми и стоически принимали невыносимые муки.

Судебно-медицинскую экспертизу император и императрица поручили известному профессору Военно-Медицинской Академии Д. П. Косоротову. Оригинал протокола вскрытия не сохранился, о причинах смерти можно говорить лишь предположительно.
Убитого сначала хотели похоронить на его родине, в селе Покровском, но из-за опасности возможных волнений в связи с отправкой тела через полстраны, предали земле в Александровском парке Царского Села на территории строившегося Анной Вырубовой храма Серафима Саровского.

Следствие по делу об убийстве Распутина длилось два с небольшим месяца, и было спешно прекращено Керенским 4 марта 1917 года. Между смертью Распутина и осквернением его могилы прошло три месяца.

Захоронение было найдено, и Керенский приказал Корнилову организовать уничтожение тела. Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне. Тело Распутина было сожжено ночью. Был составлен официальный акт о сожжении трупа Распутина.  На месте сожжения начертаны на березе две надписи, одна из которых на немецком языке: «Hier ist der Hund begraben» («Здесь погребена собака») и далее «Тут сожжен труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года».

Дочь Распутина Матрена после революции эмигрировала во Францию, а впоследствии переехала в США. С остальными членами семьи Распутина советская власть жестоко расправилась. В 1922 году его вдова Прасковья Федоровна, сын Дмитрий и дочь Варвара были лишены избирательных прав как «злостные элементы».
Ещё раньше, в 1920-м были национализированы дом и все крестьянское хозяйство Дмитрия Григорьевича. В 1930-е все трое были арестованы органами НКВД, и след их затерялся в спецпоселениях тюменского Севера.

А. Солженицын, в «Размышлениях над Февральской революцией» писал: «Казалось, худшие ненавистники российской монархии не могли бы в казнь ей придумать язвы такой броской, как фигура Распутина. Такого изобретательного сочетания, чтоб именно русский мужик позорил именно православную монархию и именно в форме святости».
А я, как и многие другие, подозреваю, что именно они - «худшие ненавистники российской монархии» и придумали эту травлю, оболгали человека и преувеличили его недостатки, создав этот страшный образ. Чтобы напугать всех образом России и русской монархии.

Понимая, что, не смотря на его дарования, ему никогда не сравниться с грамотным священством, Григорий избрал путь юродства. И юродством своим, как в увеличительном стекле показал все пороки властной верхушки.
Вероятно, это был единственно возможный путь для него. Мощная, неординарная личность такого масштаба, могла бы быть подлинным правителем государства, но только в другом времени и в других исторических условиях.

Всего насчитывают 100 сбывшихся канонических пророчеств Распутина.
Самым знаменитым стало предрекание гибели Императорского дома:
"Покуда я жив, будет жить и династия".











Список использованных в работе источников:

Варламов А. Н. Григорий Распутин-Новый. Серия ЖЗЛ. — М: Молодая гвардия, 2007.
В.А.Жуковская. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине 1914—1916 гг.
Падение царского режима. Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. — М.-Л., 1926—1927.
Распутина М. Распутин. Почему? Воспоминания дочери. — М.: «Захаров», 2001, 2005
Фомин С. Убийство Распутина: создание мифа.
Чернышов А. В. В поисках могилы Григория Распутина.


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.