Весна и Париж

Лирическая зарисовка

Весна и Париж. Париж и весна. Весенний Париж… Как не переставляй местами эти два прекрасных романтических слова, в этом году они совершенно не связались в своей обычной лирической композиции. Апрель решил отыграться за тёплую зиму – поэтому, наверное, и поливает всё и вся косыми дождями и холодит пронзительными ветрами, да и вообще ведёт себя, ну, как распущенный мальчишка! Но… всё равно влюблённые целуются и под дождём, и под зонтиками, и под деревьями, и в глубинах кафе – так что любовь цветёт, словно знаменитые парижские каштаны – красными, белыми и розовыми соцветиями вопреки погодным выкрутасам. А не влюблённым остаётся только завидовать впустую уходящим весенним дням и ночам…
Обычное парижское утро… чаще всего оно начинается с крепкого кофе с круассаном, а дальше все разбегаются по своим делам, навстречу ещё одному дню, может быть, самому счастливому – кто знает?
Сегодня запланирован день Музея д’Орсэ, а это значит, что мой путь лежит на левый берег Сены, в здание старого железнодорожного вокзала, превращённого в один из лучших в мире музеев искусств, особенно славящегося своей коллекцией импрессионизма. Заманивала меня туда в этот раз и усиленно разрекламированная выставка «От Моне до Кандинского», с подзаголовком «За звёздами. Мистические пейзажи». Гоген, Моне, Ходлер, Мунк, Харрис и другие символисты были представлены довольно обширно, а вот вынесенная в название фамилия Кандинского была означена только одной картиной, с моей точки зрения никак не вписавшейся в общее настроение выставки художников-символистов. Именами завлекают, как и везде… ну так и подайте Кандинского!
Несколько картин мне понравились, и это уже счастье. Что-то с опытом (возрастом?) начинаешь придираться ко многому – и то не так, и это не эдак… и всё это уже видено-перевидено и… конечно, кто-то может сказать, что «закушались Вы, мадам, уже и д’Орсэ Вам не угодил», но тут всё же было что-то другое… И я решила подняться на самый верхний этаж, чтобы продолжать очаровываться проверенными любимыми импрессионистами. Но и тут, в огромных залах художественной галереи я поняла, что мне… катастрофически не хватает эмоций! Всегда хватало, а тут…
Расстроившись, я стала думать – «что и как и почему», и вообще откуда нахлынуло на меня такое странное настроение и потихоньку, одна догадка грустнее другой, овладели мною довольно властно. Возможно, течение импрессионизма для меня закончилось, как направление искусства, или временно отошло в сторону, а я ещё этого не поняла...
В последнее время огромное место в моей душе заняла фотография и удивительные способы обработки снимков, что само по себе является искусством, требующим большого умения, таланта и тонкости исполнения, ведь фотография, как творчество эпохи цифровых технологий, является одним из наиболее сильных в плане выразительности и, порой, служит для меня потрясающим источником вдохновения.

На этой мысли я как-то внутренне успокоилась и на следующий день отправилась на другую выставку, посвящённую 100-летию со дня смерти Огюста Родена, в дом, в котором скульптор прожил до своей смерти в 1917 году и, к сожалению, не увидел открытия своего музея, которое состоялось там спустя два года.
Сегодня, 30 апреля, посетителей тут видимо-невидимо, что грело душу, потому что это единственный музей такого рода, находящийся на полной самоокупаемости, без дотаций со стороны государства. Музей представляет из себя шикарный дом, к которому прилегают три гектара земли, изумительно спланированных в лучших парковых традициях – с прудом, искусно подрезанными кустарниками и клумбами, между которыми и размещается часть скульптур Родена.
Я была поражена многоплановости творческой деятельности Мастера, его невероятной трудоспособности и настоящим талантом скульптора, внёсшего новую струю в построение скульптуры и, по сути, явившегося создателем её нового направления. Больше всего меня очаровали лица его скульптур – живые глаза, наполненные страданием или задумчивостью, радостью или спокойствием, а ведь чаще всего это были просто отверстия, глазницы в металле или камне! Вот так и понимаешь, что перед тобой работы гения, а не просто ваятеля.
Но моим настоящим открытием сегодня стали его… картины! Их было выставлено не много, но каждая заняла место в моей душе. Значит – не всё потеряно и ещё предстоят для меня откровения, очарования и новые вздохи радости от живописных работ…
Мне показалось не случайным и даже символичным то, что этим же вечером, на ужине в доме у знакомой француженки, мне был передан на вечное хранение в нашей семье уникальный огромный альбом с репродукциями лилий Клода Моне… И всё же – импрессионизм? И всё же… И моё недавнее стихотворение «Ненюфары»… нет, всё это неспроста, а чистый божий промысел…

Много лет меня спрашивают о том, что же такое французский шик.
Много лет я пытаюсь ответить на этот вопрос, хотя бы для себя…
Но вот сегодня меня наконец-то озарило! Я гуляла по улицам, рассматривала людей и витрины магазинов, заходила в кафе и рестораны, а порой просто бесцельно наблюдала жизнь и вспоминала многое, что видела в Париже в разные времена года. Шик… Франция… да это же ни что иное, как экстравагантная элегантность!

Элегантность человека заключается в уважении к себе, своей внешности, одежде и обуви соразмерно сезону, моде, состоянию кошелька. Элегантность это гармония причёски, аксессуаров, манеры говорить, держать голову и руки, это походка, но главное – это фигура. Да-да. Фи-гу-ра. Француженки тщательно следят за своим рационом и уделяют достаточно времени спортивным занятиям, потому что достичь настоящей грациозности без хорошей фигуры практически невозможно, даже если потратить тысячи и тысячи евро на свои наряды "от кутюр".

Элегантность вещей это равновесие цвета и фактуры, гармония формы и внутреннего содержания облика человека, предмета, или ресторана, дома или целого квартала. А так же садов, мостов, парапетов, формы деревьев, цветовой гаммы клумб и так далее.
Элегантности можно и нужно учиться, но добиться шика при этом удастся не всем и не во всём. Тут, как я сказала, присутствует элемент риска. Одна неловкость – и все труды пойдут насмарку, а элегантность неминуемо превратится в свою противоположность – вульгарность.

… Вот ресторанный уголок. Чёрные глубокие кожаные кресла окружают круглый стол с чёрной ножкой и белоснежным убранством – посуда, салфетки, прозрачные бокалы на высоких ножках, чёрные солонка и перечница, маленькие золотые свечи… мягкий рассеянный свет, идущий из оригинальных медных светильников, и вдруг, будто током поражает поверхность стола: до блеска начищенная медная, но не яркая, слепящая, а приглушённо-матовая, скорее – серебристая! И всё сразу преображается, и ты стоишь и не веришь своим глазам и понимаешь, что это искусство, это тот шик, добиться которого стараются многие, а получается у единиц.

Шик это таинство, божественная нить, игра интуиции и вкуса, и при этом стоимость
экстравагантной элегантности вовсе не обязательно должна быть высокой. Утончённый стиль и одновременно некоторая небрежность создают лаконичность простоты, свободы и умеренности одновременно, раскованности при соблюдении неких внутренних границ.

Шик — это оксюморон!

И ещё мне кажется, что сегодня я узнала что-то новое о жизни, и даже немного о себе…

Что составляет жизнь города, важно понять с самого начала, а для этого его нужно обойти пешком и прожить там хотя бы несколько дней! Как нет схожих отпечатков пальцев людей, так нет и схожих на земле городов. Они разнятся по всему – по месту жительства, ландшафту, климату, количеству жителей, статусу (столица, районный центр, курорт), разнятся по уровню культуры, сохранности древних и старых построек, чистоте улиц, зелёным насаждениям, чистоте протекающих в них рек, количеству парков и многому другому. Для меня очень важными является всё перечисленное, но всё же выше этого я ценю душу города, его неповторимую, уникальную атмосферу, а которой живут и работают его жители, в которую приезжают гости и, что немаловажно – захотели ли бы они когда-либо снова туда вернуться…
Есть такие места на земле где, кажется, ты родился во второй раз, потому что любимей малой родины ничего на свете нет, но бывают её необычные двойники в самых разных странах или даже на других континентах. Со мной такое случалось несколько раз, когда я понимала, что вот именно тут мне бы хотелось жить, и чаще всего это случалась на берегах морей или океанов… После родных арбатских переулков, второй родиной для меня была бы, несомненно, Мещёра, а потом и другие уютные уголки мирские…

… Я подходила к Сене со стороны Дома Инвалидов с его неподражаемым Собором Святого Людовика, и, откровенно говоря, чувствовала себя усталой, исходив порядочно километров по роденовским месторождениям чудес. Но тут моё внимание всё же привлекла невиданная раньше оригинальная постройка, а вернее стена, светлая, в горизонтальную элегантную полоску. Я подошла ближе и… о, боже! Купола! Православные, огромные, того цвета, от которого хочется плакать – серебристо-золотистые, благородного отлива…
Искривлённые берёзки за оградой, православные кресты… всё до боли своё, родное, что тут же придало мне энергии и буквально ошеломило! Оказалось, что новый Свято-Троицкий Собор и Русский духовно-культурный центр были открыты в декабре 2016 года (а я-то не поняла, когда вчера меня спросили, видела ли я «путинскую церковь»), а теперь своими глазами вижу это чудо, выстроенное на самом дорогом месте Парижа, на берегу Сены, рядом с Эйфелевой башней! Конечно, я зашла внутрь, всё осмотрела и помолилась, сфотографировала на память некоторые реликвии и посетила выставку русских икон.
Элегантный, благородный, выполненный в минималистических традициях Собор так удачно вписался в парижский мир, что душа радовалась и пела, и благодарила Правительство России, купившее это место на Сене, являющегося частью Посольства России во Франции. Проект осуществил французский архитектор Вильмотт – спасибо ему, сумевшему почувствовать русский дух и передать его в этом величественном сооружении.

Прогулка на корабле по Сене приоткрыла для меня город чуть с другой точки зрения, а точнее – я увидела его под другим углом, как город величавой реки, без которой Париж не был бы тем Парижем, как и Лондон не состоялся бы без Темзы, как и Москва – без Москвы-реки, а Шанхай – без Хуанпу…
Наплывали сумерки и всё казалось таинственным по берегам реки… а наиболее сильное впечатление произвела всё-таки Эйфелева башня – виданная-перевиданная, она вдруг открылась взору величавой, красивейшей и внушительной. Когда разразился настоящий предмайский ливень и наш пароходик стало качать в разные стороны, именно она внушала уверенность в незыблемости мира и того, что всё проходяще, кроме Парижа, Сены и весны!

30 апреля – 6 мая 2017 Париж-Лондон

Фото автора "Вид на Париж с холмов Сакре-Кёр"


Рецензии
Культурный код.
Это, своего рода,ПАСПОРТ нации. Всё её величие и особенности каждого представителя цивилизованного государства.
Туристы, комивояжёры,те же мигранты никогда и ни при каких условиях не смогут быть полноценными гражданами страны, даже зная её обычаи, нравы, превосходно владеющие языком, читающие и пишушие на нём.
Поэтому профессия разведчика, кстати и остаётся самой рискованной и опасной из всех человеческих стезей.Ибо знать все тонкости, присущие носителям иной культуры попросту невозможно.
Исходя из всего сказанного, обьективно рассуждать, либо обсуждать нравы и обычаи, законы другого государства не является признаком, мягко говоря, хорошего тона.
Как в России говорят:- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Если бы правящие миром сим придерживались этой простой логики, то жизнь на земле была бы иной. Более удобной для существования.

Алекс Неизвестный   19.07.2024 18:42     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогой товарищ Алекс)
Помнишь, в 17 Мгновениях Кэт должна была кричать по-немецки,
когда рожала? Хотя всё предугадать невозможно, но были
разведчики, не знавшие поражений, наверное, отличники учебы и
боевой подготовки!

И, хотя уж лето на дворе, но... опять хочется в Париж!!!

Ирина Фетисова-Мюллерсон   19.07.2024 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.