Учение о Зацеплении
Зацепление есть процесс схватывания ребёнком самой сути Хода, как перемещения точки отсчета из одного поля доски на другое поле.
Зацепление не происходит у детей одномоментно и однопричинно.
В течение учебного года на потоке то один, то другой ребёнок зацепляется за тот или иной элемент микроигры.
И начинает именно играть!
Форм зацеплений, как и конкретных их проявлений великое множество.
Один ребёнок схватывает ход конём на гигантской доске, прыгая «раз-два-вбок!», другой цепляется за эту же формулу, водя конём по доске.
Один начинает уверенно играть ладьёй, другой в первую очередь улавливает суть пешечного боя.
Невозможно пока угадать, за какой именно элемент зацепится данный ребёнок в первую очередь, и когда именно это реально произойдёт.
У одного это случается на третьем занятии, у другого через три года. И дело тут не в различиях в скорости постижения материала. И не в тренерских недочётах.
Человек, в том числе и ребёнок – бесконечнопараметральная самоопределяющаяся сущность.
Число различных ситуаций «схватывания» бесконечно велико.
Специальное помещение потому и становится технологией, что на потоке зацепление рано или поздно происходит практически у всех!
В чем суть Специально Выделенного Контакта?
А в том, что игру «шахматы» ребёнок сам «придумать» не в состоянии.
Слишком сложен правилообразовательный процесс, ведущий к её выработке.
Специально Выделенный Контакт ускоряет процесс соединения Большой Игры с растущим Человеком. Сближает мышление ребёнка и Игру, помогает им соединиться! Ребёнок постигает Игру особо организованным образом.
Через серию Специально Выделенных Контактов. И момент первого соединения Большой Игры и мышления ребёнка как раз и является Зацеплением. Ребёнка готовят к Зацеплению.
Он в весёлой непринуждённой игрологически обеспеченной форме знакомится с доской отдельно, с многообразием фигурок отдельно, с понятием «ход» отдельно, в том числе и через совместную с педагогом ходьбу пешком по коридорам и лестницам.
И когда маленькая Полина из девятой группы произносит вдруг: «Пойдём как ладья прямо?» я счастлив. Мы еще не дошли до Шахматной Шкатулки а она уже начинает схватывать! Это ещё не Зацепление. Это – предзацепление!
Но значит «процесс пошёл» и мы видим образец вербального точечного включения!
Контакт с Телом Большой Игры – это специально организованное комплексное мощное воздействие.
Ребенок отдельно знакомится со Словами Игры, с Участниками Игры, с Ролями Игры. В самых разнообразных явлениях.
Логос, Ритм и Чатуранга соединяются в Шахматной логоритмике.
Жесты, игры пальцев, числовые первичные развёртки, нотное сопровождение, другие черно-белые упорядоченности – всё играет на постепенное приобщение ребёнка в первую очередь ко внешним осязаемым, видимым, простым и понятным атрибутам Большой Игры.
Активно опираясь на местную специфику, на народные сказки, на традиции, мифы, легенды, сказки на уже освоенные ребенком категории специалист с помощью специального помещения активно готовит ребенка к зацеплению с Большой игрой. И технологически обеспеченное оно рано или поздно происходит практически у всех посетителей Шахматной Шкатулки.
Свидетельство о публикации №217050600164