Живые звуки
Зато в нашем маленьком городке ни одни похороны не обходились без духового оркестра. Играли не три человека, а не меньше восьми-десяти, это было мощно и громко. Несмотря на статус покойника, родственники старались пригласить оркестр, чтобы "перед людями" не было стыдно. Как жахнут! Мурашки по коже от такой музыки, но она придавала похоронам и усопшему солидности, усиливала скорбь. "Молчаковые " похороны были редкостью. "Там-тарам-тарарам, там-тарам-тарарам, там, там, там..."- вот, пожалуй, и весь опыт общения с классической музыкой, вот почему она "похоронная".
Правда, соседская девочка Жанка посещала музыкальную школу и даже научила меня играть "Собачий вальс", но это не меняло дела. Родители не могли купить мне пианино. Живая музыка - будь то гармонь, балалайка, гитара или рояль - все-таки гипнотизирует нас, поэтому большой популярностью пользовались парни-гитаристы во дворах, поддавший самогонки дядя Коля с гармошкой. Взрастая, мы все же краем уха улавливали что-то. Полонез Огинского "Прощание с Родиной", например, или "К Элизе" Бетховена, или "Турецкий марш" Моцарта. Но куда им до "Битлз!"
Еще к нам в школу приезжала областная филармония. Нас собирали в актовом зале, и мы слушали выступление певиц и певцов. Иногда посмеивались над какой-нибудь очень толстой тетенькой, которая пела арию пастушка Леля или что-нибудь в этом роде. Потом я увлеклась немножечко Вивальди... Жила в моей душе и музыка военных лет, и бардовская песня.
А вот еще был случай... Как-то по телевизору очень долго передавали прогноз погоды под красивую музыку,вроде бы обмолвились, что это Чайковский. И вот стою я с парнишкой в подъезде, а из-за дверей соседки раздается музыка. Я, желая показаться интеллектуалкой, говорю ему: "Слышишь? Это Чайковский". Он ничего не сказал, но стал меня избегать. Когда мне захотелось узнать, почему он ко мне "остыл", парень честно признался, что я для него слишком фифа, даже в классической музыке разбираюсь, а ему нужна девушка попроще. Дома я посмеялась сама над собой и, обдумывая наш разговор, поняла, что нет предела градации: казалось, я где-то в самом низу по своему развитию, но бывают и ниже... (Потом это подтверждалось не раз: у меня мало еды, но у других ее совсем нет, у меня немодная одежда, а другие еще за тобой ее донашивают. Что ж, жизнь меня сделала неплохим философом.)
Я часто слушала попсу и, рыдая о своей незадавшейся судьбе, жалела себя, жалела, что не все так вышло в жизни, как мне хотелось бы. А уж когда в кинофильме "Весна на Заречной улице" героиня предпочла послушать концерт Рахманинова общению с красавцем-работягой Сашей , моему возмущению не было предела. Представьте, спустя много лет, меня пригласили на свидание, а я выбрала концерт в Светлановском зале, я, та далекая -недалекая девушка, которая когда-то не могла понять учительницу из "Весны на Заречной... "
Практически до пятидесяти лет моя душа не нуждалась в классических произведениях. А потом настала Москва. А потом пришла мудрость. Я еще не совсем в себе это понимала. Первое посещение концертного зала П.И. Чайковского. Я уже писала об этом в одном из рассказов. Меня от исполнения отвлекали многие глупые вопросы, но что-то задело струны души. Что-то задело. Мои московские друзья вытаскивали меня то на чтение стихов Б. Пастернака под аккомпанемент рояля, то в Гнесинку на концерт фортепианной музыки в исполнении Бориса Блоха и Павла Поздышева. И я уже не сопротивлялась: мне хотелось этой музыки. А недавно я сама пригласила своего друга в Дом музыки на "Реквием" Джузеппе Верди. Это было чудесно! Это было восхитительно!Это было возвышение в духе! Спасибо вам, ребята в черных фраках, которые в наш прагматичный век посвятили себя извлечению дивной музыки из своих инструментов, за то, что храните память о ее творцах-композиторах. Спасибо вам за то, что я к своим 55-ти годам (а ведь этого могло не случиться никогда!) стала испытывать потребность слушать живые звуки, отдаваться всецело их власти, открывать божественное в своей душе.
Недавно старшеклассники перед уроком спорили, многие ли люди по-настоящему почитают классическую музыку, и один юноша сказал: "Если из зала убрать всех случайных людей, кто ходит на концерты для помпы, то таковых останется малая горсточка". Я, конечно, не смогу утверждать, что отличу сопрано от меццо-сопрано, но вступила с ними в спор и рассказала свою историю. Когда-нибудь нужно сделать шаг к постижению настоящих произведений искусства. Кто-то сделает его сейчас, кто-то потом... Люди тянутся к прекрасному, пусть даже неосознанно. И да не будут концертные залы пусты!
А еще я хочу послушать орган. А еще оперу...
Май 2017
Свидетельство о публикации №217050600651
Таня, очень понравился ваш залихватский очерк о музыке! Прочитал с огромным удовольствием! Всего Вам самого хорошего! С теплом!
Сергей Вельяминов 28.05.2020 13:11 Заявить о нарушении