Продолжение Взросление главы 6-10

 Глава 6. Жизнь семейная.

А мы тем временем перебрались в другую комнату, в большую. В ней было пусто и свободно и здесь у Иришки было много места для игры. Женину кроватку я поставила поближе к нашей, Иринкину напротив. Стол стоял у другой стены и рядом стулья. Вещи по-прежнему в чемоданах.

Шкаф, сколько мы не ездили, купить не смогли. Приезжали и к открытию и к закрытию, и иногда ждали привоза, но всегда оказывалось, что на всех шкафах висели ярлычки "продано".
Когда их успевали прилепить мы не понимали.

 В дальнейшем нас просветили, что если бы мы предложили 25 рублей сверху цены 180 рублей, то свободный шкаф нашёлся бы. Но к тому моменту деньги отложенные кончились. Расходы возрастали, а деньги и от страховки и от подарка дедушки с бабушкой таяли. Сашину зарплату и Ирины алименты забирала мать на питание. То есть с нас брали все наши деньги 225 рублей в месяц. Конечно мы на столько не съедали, но спорить не могли.

Но это я забежала чуть вперёд, а пока нужно будет вернуться чуть назад, чтобы рассказать о других событиях того же времени.
Через неделю после рождения Жени в выходные приехала мама, знакомиться с внуком и заодно с моей новой роднёй, ведь они не виделись. Друг другу они явно не глянулись.

Разговаривали с виду вежливо, но губки поджимались, глазки отводились и у той и у другой стороны, а вдобавок и те и другие ревниво относились к вопросу владения вниманием ребёнка, хотя малыш пока на всех даже не реагировал.

Поговорить друг с другом нам с матерью так и не дали бы, если бы не неожиданное обстоятельство.
Пришёл студент и не один. Он впервые привёл в дом однокурсницу. И сразу с порога огорошил своих мать и бабушку объявлением, что они подали заявление в ЗАГС и в ноябре у них свадьба.

Видимо он знал, что делал, потому что сразу привязал им своим заявлением языки, так как при посторонних, моей матери, они не могли устраивать скандал с разборками. К тому же девушка выглядела суровой и словно бы, а скорее всего так и было, предупреждённой о характере матери и бабушки.

 В результате, вместо скандала всё свелось к обсуждению деловой стороны, елейным заискивающим улыбочкам и зажатостью со стороны моих грозных женщин. Умел студент ими манипулировать.

Они ушли к себе, принимать гостей и обсуждать вопросы, а мы с матерью обрели возможность пообщаться без свидетелей. Тогда-то она мне и сообщила, что ещё летом они переехали в новую квартиру, в дом где она работала на самострое. Теперь они жили почти в центре Серпухова, близко к дедушке и площади. На проезде Мишина, это на углу с Советской.

 Удобно, работа рядом в пяти минутах ходьбы, рынок рядом, в десяти минутах и к дедушке идти 20 минут. В общем она всем довольна, только вышел скандал с Надей из-за того, что мать выбрала первый этаж, в пятиэтажке. Но мама сказала, что сделала так оттого, что ей хотелось иметь землю, а она даётся только жильцам первого этажа, плюс подвал, где у неё есть возможность хранить что-либо как в сарае, те же инструменты, велосипед или старые вещи.

Надя уже вышла замуж, но свадьба была у Серёжи, они торопились расписаться, чтобы успеть до получения жилья, поэтому меня не пригласили. Это меня нисколько не волновало. Мать думала я буду переживать, а мне было всё равно. Я пишу об этом так, как мне и сообщили, поэтому не могу объяснить, почему свадьба у Серёжи, связалась с невозможностью пригласить меня.

Оказалось, что и дедушка с бабушкой тоже не были приглашены, были только родные со стороны отца, бабушка и тётка. Так Надя обозначила, кто из родни ей важнее.

Вот такие перемены наметились в нашей жизни, а перед отъездом матери, Мария Фёдоровна обратилась к ней с просьбой, чтобы на бракосочетание Мишечки, мать приехала к нам, посидеть с Женей. Это будет в ноябре, Женя станет побольше и мы сможем все вместе съездить на свадьбу Мишечки. Они будут отмечать в кафе, с гордостью запустила мать камешек в наш с Сашей огород. А мы снова не среагировали. Мать обещала приехать и уехала домой.

А в середине октября нарисовался ещё один неожиданный гость, моя первая свекровь.
Она приехала на машине с племянником и его женой. И я конечно же сказала ей, чтобы они не сидели в машине, а тоже поднялись. После отнекиваний, Саша спустился вниз и привёл их.

 Нужно было видеть горящие любопытством глаза моих церберов. Они замучили вопросами, рассыпались в любезностях, старались выведать негатив обо мне, но выходило всё наоборот.

 Иришка вертелась не отходя от бабушки и отца, она постоянно сновала между ними , а мать и Нина, стараясь говорить ласково, постоянно выдавали свою неприязнь к ребёнку колючими взглядами.
Тон и взгляд не соответствовали друг другу.

 Мы сидели на кухне, кормили их и разговаривали. Заплакал Женя и я пошла к нему, а первая свекровь за мной следом. Она несколько невежливо закрыла дверь перед носом моих кумушек, дав им понять, что ей нужно пообщаться со мной наедине.
Я перепеленала и села кормить Женю, а она присела рядом со мной на диван.

-Можешь ничего не объяснять-начала она-Я и так поняла с какими мегерами ты живёшь.
Я грустно улыбнулась, она видимо не считала мегерой себя и забыла, как обращалась со мной, но говорить ничего не стала. К чему заострять и поминать старое. К тому же,как я поняла, её задело их отношение к Иринке и моя догадка тут же получила подтверждение.

-Тебе сейчас тяжело, Саша работает. Малыш требует много внимания. Давай я заберу Иринку к себе, тем более летом она у меня не была, в садик она сейчас не ходит, дай мне её до августа.
-Нет, мам, только до марта, ведь в апреле нужно будет записывать её в школу.
-Хорошо, давай я привезу её в конце марта, а в мае снова заберу до конца лета. Форму и портфель и всё нужное, я куплю ей сама, и не возражай.
-Не буду-улыбнулась я, а она внимательно посмотрела на меня.

-А ты изменилась, помягчала, что ли-задумчиво констатировала она.
-Мам, я взрослею, ты же тогда с ребёнком воевала, а теперь я женщина.
-Вижу- вздохнула мать.- А у Витальки не всё ладно. Ну, а вы то с Сашей, как? - Мы хорошо, он мне во всём помогает, пелёнки стирает, ничем не брезгует, часть забот на себя берёт и Иринка к нему тянется.
-Это я вижу, а мои без конца грызутся. Были у меня летом. Внучку повидала. Слабенькая она какая-то. А Надька, Виталькина, мегера мегерой.

-Мам, может ты к ней так же несправедлива, как ко мне?
-Нет, ты другая была, ершистая, но другая. А она холодная и с Виталиком не ладит, говорю же поедом ест. Ну, ладно, нам собираться пора, - засуетилась мать, видимо неловко было, что на жизнь пожаловалась.

Мы собрали Иришкины вещи, простились и проводили их до машины.
Я смотрела им вслед и думала, как же умеют дружить женщины, когда ты уже не стоишь между ней и сыном, они вдруг находят в тебе и хорошие черты. Вот ведь, что жизнь вытворяет.

Близилось седьмое ноября. Мы давно перебрались в большую комнату, места прибавилось и мать объявила, что на ноябрьские они позовут гостей, родню. Пора познакомить семью с новыми членами.

Несмотря на то, что я практически не отдыхаю с беспокойным ребёнком, возражать не приходится. И вот уже все оповещены, в доме идут большие приготовления, готовка угощения и прочие хлопоты.
От меня не требуется ничего, никакой помощи, только, как они выразились вести себя прилично с гостями. Можно подумать, что я дала хоть какой-то повод неприличного поведения.

 И ещё естественно гостей посадят в нашей комнате, так как здесь места много и сидеть будет не тесно.
В назначенный день я немного нервничала, ведь я судила об их родне по ним самим. И совершенно зря, как оказалось. Никогда не следует судить предвзято и составлять себе определённое мнение и настрой, можно сильно ошибиться.

Первым пришёл материн младший брат Саша. Дядя Саша пришёл с дочкой Леной, девочкой 13 лет, рослой с меня и комплекции такой же, значит ещё хороший потенциал роста у девочки. Неожиданна была для меня реакция собаки. Она вся ощетинилась и бросилась на Лену. Пришлось запирать её в маленькой комнате.

 Мне объяснили, что когда собака была ещё маленькой, это произошло на Пятницкой, они жили рядом и Тамара, жена дяди Саши пришла в гости к ним с девятимесячной Леной. Ребёнок ещё неразумный ухватил такого же неразумного щенка за волосы на животике и подняв, стал размахивать им.

Можете представить, какую боль испытала собачка, прежде чем у ребёнка смогли отобрать живую игрушку. И она запомнила эту боль на всю жизнь, поэтому настороженно относилась к детям и с ненавистью к Лене.Памятливая и мстительная.

Дядя Саша оказался очень доброжелательным и общительным, совсем не кичливым и отнёсся ко мне так же, как к Саше и Мише, то есть как к родной. Это было очень приятно.
Лена тоже была приветлива .

 У Лены мама лежала уже три года прикованной к постели, болезнью почек, ей неоднократно делали гемодиализ, она уже совсем не могла фактически передвигаться, поэтому дядя Саша приехал без неё и ненадолго, как он сразу предупредил!

Второй пришла племянница Татьяна с мужем Игорем. Татьяна женщина простая и прямая, несколько шумная, но не злобная. Муж на её фоне тихий и незаметный. Слава тоже любитель выпить, оттого и тихий, что Татьяна следит за ним бдительно, чтобы не набрался

Последней вплыла тётя Нюра с мужем. Нюра следующая после матери сестра, а Саша самый младший. Это все, кто остался от восьми братьев и сестёр. Муж Нюры глухонемой, тоже Александр. В нашей объединённой семье много Александров оказалось.

 Он отлично общается со всеми, при помощи Нюры, очень благожелательный, внимательный, интеллигентный человек. Между прочим не инвалид, а вполне себе работающий специалист, руководящего состава, в своей отрасли.
Глухонемой он не от рождения, а лет с восьми, после тяжёлой болезни, так что некоторые слова он произносит, но уже не совсем чётко.

Мать с Ниной рассыпались в любезностях, угощали всех, расспрашивали о жизни, обнимались лобызались, с большой радостью и приветливостью и я радовалась, что семья оказалась такой дружной и доброй. Но опять поторопилась с выводами.

Первым засобирался домой дядя Саша, как и обещал. Ему нужно было ехать к семье. Мы с Леночкой, пока все сидели за столом, занятые разговором, покопались в тюках с моей одеждой и кое-что примерили. Я отдала ей брюки, свитер и пару кофточек и платьев.

 Девочке хотелось ходить одетой понарядней, как и каждой девчонке, а из-за расходов на лекарства для мамы и на уход за ней, денег катастрофически не хватало. Как я услышала из разговора, дядя Саша почти всё вынужден был несколько раз перезакладывать в Ломбард, чтобы свести концы с концами.

Поэтому на наряды девочке денег не хватало и я решила, что вполне могу с ней поделиться, что и сделала. Дядя Саша очень нас благодарил за всё и пригласил обязательно приезжать к ним в гости. Мы обещали, при первой возможности.

Следом засобиралась Татьяна, решив, что мужу хватит прикладываться к рюмочке, а тётя Нюра заметила, что пора дать отдых хозяевам и им тоже пора отчаливать. Как ни странно, когда все были здесь и в комнате было довольно шумно, Женька спокойненько спал.

Наши собрались и пошли провожать гостей до автобуса, а мы с Сашей скоренько перемыли посуду и убрали остатки еды в холодильник. Ладыгин сидел на кухне с остатками водочки, допивал.

Самое "интересное", прямо скажу дикое для меня, началось по возвращении наших после проводов гостей. Тут я услышала такое, что уши хотели свернуться в трубочку. Кости своим гостям они перемыли по полной программе, припомнив все обиды, которые претерпели от того или другого когда-то.

Арсенал у них был громадный, список не кончался, плавно перетекая в то, кто сколько " сожрал и не подавился", до кто сколько выпил. Мне стало противно. Мы вышли на балкон и я спросила Сашу, а зачем звать гостей, если так их ненавидишь, на что он мне ответил, а чтобы было о чём поговорить полгода и чтобы всем им показать, какие мы добрые и гостеприимные.

Да ты не обращай внимания, у нас так всегда, после каждого праздника.
Но для меня это было дикостью. Даже в моей семье, как бы мы не относились друг к другу, мы никогда не обсуждали своих гостей, ведь звали их не на показ, а от души. Но люди разные бывают и мотивы у всех свои.








                Глава 7 Мишечкина свадьба и новые отношения.

После праздников, когда Саша получил зарплату, он заявил матери, что не отдаст ей на сей раз все деньги, а съездит со мной в магазин, так как скоро холода, а у меня нет зимней обуви, а с ребёнком много в ботиночках не нагуляешь.
Мать надулась, но промолчала, а Нина посоветовала ехать на Солянку. Там их фирменный магазин, по продаже обуви опытных образцов.

Так как это пробные модели, ещё не ставшие на поток, то в зависимости от спроса будет устанавливаться потом и цена.
 Мы так и сделали. Вот так у меня в 25 лет появились первые в моей жизни сапоги, их купил мне муж. Чёрные, на низком каблуке, для зимы чудесно, до верха икры сапожки на молнии   не стыдно было выйти на люди. Я была счастлива.

Незаметно подошло и время Мишечкиной свадьбы. Они видимо торопились с ней оттого, что Мишечка устал жить в тесной квартире, в многолюдной семье. Так бы наверняка подождали до окончания института.

Заправляли свадьбой и подготовкой не наши, а Иринины родственники. Для свадьбы было снято кафе далеко от центра, в районе железнодорожной больницы.
С Женей осталась приехавшая мама, наши уехали раньше в ЗАГС, а мы с Сашей добирались по оставленным нам координатам.

Когда приехали, все были уже в сборе. Нас на скорую руку познакомили с роднёй и вскоре всех пригласили к столу.
 Здесь были свои порядки. Столы поставили буквой П, но с одной длинной, а другой укороченной ножкой. Посередине сели жених с невестой и свидетели, а также посажённые отец и мать, а по сторонам, на длинной ножке многочисленная родня невесты и несколько друзей.
 На короткой нас пять человек и пара тройка более дальних и видимо не столь важных персон, баянист и кто-то ещё.

 Вот когда мои почувствовали себя ущемлёнными. Многочисленный клан Храпцовых затмил их.
Мать сидела напряжённая, с прямой спиной и поджатыми губами и каждое произнесённое кем-то слово обижало её, а Нина либо плакала, либо злобно одёргивала Ладыгина, постоянно делая ему замечания “не пей”, “ не гунди” и пр.

 В общем смотрелось со стороны это очень неприятно и некрасиво и мне было жаль их, до такой степени выглядело унизительно, в отношении родных жениха. Словно бедные приживалки на пиру у богатых людей, из милости.
Мишечка тоже кажется это ощущал, но ничем не мог изменить существующего положения.Деревенские порялки побеждали.

 Мы пробыли там недолго, так как меня начало распирать молоко, да и душа болела, как там мать справится с ребёнком. И после поздравлений и вручения подарка молодым, мы откланялись. Нас не удерживали.

Наши приехали часа через два после нас и я их прекрасно поняла, нельзя долго находиться в унизительном и пренебрежительном состоянии. Так что и слёзы Нины и её раздражение, на сей раз мне были вполне понятны и обоснованны.

Вот так закончилась эта свадьба, а поселились молодые на Нагорной, в комнате отца и матери.
Так вот причудливо распоряжается жизнь. В дальнейшем Нина и мать унижались перед Ириной и всячески заискивали перед ней, зато своё унижение сторицей вымещали на мне. Верка всё стерпит и не ответит.

Кто бы мне сказал ранее, что я стану тихой, покорной, примерной матерью-не поверила бы. Но то ли бурная молодость пережгла всё моё бунтарство, то ли надёжное плечо, стоящего рядом человека и чувство спокойной нежной любви к нему, но я стала заметно другой.

Не скажу, что меня не трогают мелочные придирки, порой гадкие выходки родственниц, но пока я ещё стойко держу удар и не огрызаюсь, а сглатываю всё молча, не говоря даже мужу об их выходках, так как в его присутствии они стараются вести себя прилично, но постепенно забываются и распоясываются уже при нём.

 Так мы поставили защёлку на дверь в свою комнату. Хочется ведь иногда побыть одним, без надзора.
Мы молоды и час любви непредсказуем. Но к нам тут же начинают стучать: бельё нужно срочно повесить на балкон, или наоборот снять, спросить что-либо у Саши, или взять Женечку.

Сашу это начинает понемногу раздражать и однажды, когда мы не стали открывать, Ладыгины устраивают возню под нашей дверью, якобы играючи, вышибают нашу дверь, защёлка вырывается из двери.
Тут уже до Саши окончательно доходит, что именно они творят и он крепко ругается с ними, а я молчу, иначе скандал разгорится ещё хуже, а подливать масла в огонь не хочется.

Сплю я теперь днём, урывками, во время кормления Жени или в те моменты, когда дела переделаны, ребёнок спокойно играет в кроватке. Сон по 10-15 минут раза три четыре в день, вот и всё, что я могу себе позволить. Как ни странно, на молоке это не сказывается, я по-прежнему кормлю малыша только грудью и отдаю ежедневно по восемьсотграммовой банке для женщины из соседнего дома.

А вот на внимании и сосредоточенности уже сказывается и утомлённый вид никуда не спрячешь. Хотя может быть роль играет и постоянный замкнутый круг общения, невозможность вырваться из него. Прогулки в счёт не идут. Ведь большее время проводишь в их окружении, в постоянном ожидании новых издёвок.

По выходным приезжают Мишечка с Ириной, иначе бабушка устраивает слёзную выволочку, что внук её забыл и не любит. Поэтому они исправно навещают бабушку. Несколько раз они зовут нас куда-нибудь съездить в театр или на концерт, но я пока не рискую оставлять Женечку на родственниц, не оттого что не доверяю, а зная наперёд, что меня упрекнут,мол развлечения ей важнее ребёнка.

До Жениного рождения мы несколько раз успели с Сашей побывать на представлении американского Холидей-он-айс, в Лужниках, в театре оперетты, в Ленкоме и театре Гоголя в нагрузку, где неожиданно посмотрели хороший спектакль с Чирковым,” Пока арба не перевернулась”.
Театр все ругали, как отсталый, но иногда и в нём попадались жемчужины.

Больше мы никуда не ходили, ребёнок требует внимания. Так что мои мечты о театре частично сбылись. Правда в музеях так и не побывала.

Дома, я ещё не рассказала, нет ни одной книги, кроме Мишечкиных учебников и Сашиного справочника по электромонтажу. Для меня, выросшей при наличии большой библиотеки, это настоящая пытка. А им это кажется нормальным.
Мать любит читать, но для этого ей приносят книги из библиотеки. Как правило делает это Ладыгин, так как Нина за свою жизнь не прочла ни одной книги, кроме тех, по которым училась в школе. Она твёрдо убеждена, что книги это зло, чем очень напоминает мне Грибоедовских персонажей.

При этом, не понимая людских характеров, не вникая в причины тех или иных поступков человеческих, она берётся судить и рядить людей и поучать жизни. Внутри меня, червячок маленький и ехидный, смеётся над этими её потугами.

Я моложе её почти вдвое, но в полтора раза, знаю о людях больше из-за громадного количества прочитанного и анализа поведения окружающих, благодаря опыту, приобретённому в изложении писателей.

Из-за этого, я молча выслушиваю все их советы и поучения, а поступаю по своему. Они называют меня упёртой и своенравной. А я продолжаю гнуть свою линию, не вступая в пререкания,
 так что не такая уж я забитая овечка, как кажется. Просто учусь обходить острые углы, а не переть напролом, как делала раньше.

В очередное посещение Ладыгиных младших, после обеда, я мою на кухне посуду и присаживаюсь перекурить, когда ко мне приходит Ирина. За столом, как обычно перед ней лебезили, а мне постоянно делали ехидные замечания. Ирина девушка неглупая, давно просекла этот расклад, но как-то ранее мы не говорили на эту тему. Нас же бдительно пасут и не дают общаться наедине.

А тут выдалась минутка и Ирина говорит мне:
-Ты, что-то плохо выглядишь. И вообще, как ты позволяешь им так измываться над тобой?
-Ну, Ир, вы-то побыли и ушли, а мне жить здесь и не хочется ежедневных скандалов, хватает их воплей между собой из-за пьянки Ладыгина, а если ещё и я возникать начну, тут вечный ор будет стоять, а мне о детях нужно думать.

-Да-задумчиво изрекает Ирина-Особенно об Иришке, её они слишком явно не любят.
-Ну, вот и ты заметила.
-Что ж я без глаз, они ж от одного упоминания о ней зеленеют.
-Да, вот потому и терплю, да ладно, проехали. А вид усталый из-за постоянного недосыпания. Женечка вообще не спит по ночам. И ничего ни врач не находит, ни я понять не могу.

Хожу с ним по ночам взад-вперёд, раньше на руках, руки уже немеют, я два раза прилегла с ним, засыпаю и сбросила его с постели, он головкой мне дыхание передавил, я спросонок оттолкнула. Хорошо, что оба раза удачно упал, на животик, а то ведь зашибиться мог.

Теперь не рискую, привязываю его к себе пелёнками и так хожу, тогда он спит, а чуть сяду, просыпается и кричать начинает. Так что, трудно, но всем же на работу утром, вот и хожу успокаиваю, чтобы не выслушивать.
-Ой, как же так можно-то?
-Да можно, всё можно. Знаешь я с Иринкой другая была. Когда она капризничала, я кричала, злилась, мать её отбирала и укачивала. Молодая что-ли была, нетерпеливая. А теперь вот другой стала, то ли мать во мне проснулась, то ли надеяться не на кого.
-Может и то и другое.

И в этот момент в кухню влетела свекровь, она даже не скрывала, что стояла всё это время за углом возле маленькой комнаты и слушала наш разговор. Ходила она абсолютно не слышно. Саша ходит точно также, вроде большие люди а идут, словно призраки, а я наоборот топаю, как слон.

-Это что ж ты врёшь, что Женечка не спит, да он у нас самый спокойный ребёнок, таких поискать, а ты лишь бы кого оговорить и пожаловаться, змеища ты, Верка.
-Во-первых не Верка, а Вера-резко оборвала её Ирина-Во-вторых она ни на что не жаловалась, всё и так видно, в третьих мне неприятно видеть, как вы Веру третируете и мы просто прекратим к вам приезжать.

Мать побледнела и тут же пустила слезу, это она легко умела изобразить, но Ирина была непреклонна:
-Или вы прекращаете так себя вести или нашей ноги здесь больше не будет.
Не могу сказать, что мои после этого переменились, но в присутствии Ирины более никогда старались меня не задевать, а я по-прежнему не жаловалась. Видимо это их и бесило.

Описывать встречу Нового года, нет нужды, те же гости, те же разговоры, те же одёргивания "Миш, не пей", и тот же пьяный Миша. В общем всё по кальке. Что будни, что праздники-одинаково.
Женечка растёт, давно всех узнаёт, гулит и радует ежедневно, чем-то новым. Мать дала ему кусочек копчёной колбасы и они бурно радовались, как ребёнок жадно её сосёт, а мне пришлось вылавливать у него изо рта отсосанный кусок, которым он чуть не подавился. Но промолчала.

 Мы решаем свозить его показать дедушке с бабушкой и в начале февраля осуществляем это.
Женя уже сидит, всем улыбается и мы проводим два прекрасных дня в кругу любящих и любимых людей. Туда же приходят Надя с Серёжей, где мы впервые с ним знакомимся.

 В процессе разговора за столом, он неожиданно говорит Надежде," а хорошо, что ты не приводила меня в дом, пока там была Вера, кто знает, может и я ушёл бы за ней." Надежда дуется, а мы все смеёмся, это же шутка. Но она беременна и шуток явно не хочет понимать,едва удаётся её успокоить.

Потом мы играем в лото, любимое наше занятие, в общем дружная, непринуждённая обстановка, без постоянного ожидания ехидства и уколов.
Обратно я ехала с неохотой.

 Абсолютно неожиданно мы обнаружили плюс электрички для Жени. Невзирая на шум и переполненность вагона, наш сын, едва мы закатывали коляску в вагон, моментально засыпал и спал без просыпа до места назначения. Это было просто полной противоположностью поведения Иринки маленькой.

Вот так сильно отличаются друг от друга детки. Это стало для меня ещё одним открытием.
С тех пор поезда мы звали "электрической няней" для своего ребёнка.

Дальше жизнь текла однообразно, за исключением маленьких радостей от развивающегося малыша. У Саши на работе, оборонка, заключили договор на продажу книг на их территории и это явилось отдушиной. Книги тогда было купить трудно, а здесь для работников открыли свой магазин и Саша понёс в дом первые книги: детские, с прекрасными иллюстрациями.

Книгу о вкусной и здоровой пище, Книгу о моделировании одежды, книги по вязанию и разнообразную художественную литературу. Так было положено начало нашей личной библиотеке. Она росла потихоньку, вызывая недовольство родственников, о затраченных деньгах.







                Глава 8 Перемены, работа….

В конце марта привезли Иришку. Мы с матерью встретились на Павелецкой, мне нужно было зайти в магазин на углу Валовой и Новокузнецкой "Ткани" купить материал на пододеяльники. Давали по 10 метров в одни руки. Свекровь предложила мне пойти со мной отстоять очередь, чтобы я могла взять побольше.
Благодаря ей и Иришке,мы взяли целых 30 метров и я смогла потом нашить нового постельного белья, ведь постепенно всё, более и более становилось дефицитом.

В апреле записали Иринку в первый класс. Школа расположена в торце нашего дома, через дорогу, то есть в пяти минутах ходьбы, что очень удобно и удачно.
При записи она заметно порадовала принимающую учительницу и своим уверенным чтением, и умением считать и умением рассказывать по картинке связно и интересно.

Не зря я много занималась с ней, да и не трудно это давалось, так как девочка была очень смышлёная и любознательная.
Апрель и май Иришка пробыла дома и мы много гуляли всей семьёй в лесу, уходя на полдня, Женю же я могла легко и в лесу накормить грудью,а для себя мы брали еду с собой. А в начале июня Иришка снова уехала в деревню на всё лето.

За всеми описанными событиями, я забежала немного вперёд, а между тем в жизни нашей произошли большие перемены. В конце апреля сразу два события. У Ирины и Мишечки родился сын.

Нина одновременно была счастлива, как никак бабушкой стала и смущена. Она всем всюду ходила и говорила, про преждевременные роды невестки, хотя никто за язык не тянул, ну кому в принципе,какое дело. Главное малыш родился.Ни к чему людям подсчётами заниматься.

А я вышла на  работу.
Однажды, придя с очередной прогулки с детьми, я услышала от матери, что приходили с телеграфа и передали записку, что мне нужно выходить на работу. Первым моим побуждением, пойти и отказаться, ведь Жене только исполнилось семь месяцев, но свекровь неожиданно высказала рвение, сидеть с ним.

-Мам, ну тебе же тяжело. Как ты с ним справишься?
-Ничего, днём он ведёт себя спокойно, сцедишься и я его покормлю, а там и ты с работы вернёшься. А деньги лишними не будут, траты -то возрастают. Ради дополнительных денег, труд не в тягость.

Я сходила на телеграф, взяла адрес узла связи и поехала оформляться. А уже на следующий день вышла в первый раз на работу, заранее обговорив, что пока ребёнку не исполнится хотя бы полтора года, я буду работать только в первую смену.

 На работу меня приняли согласно записи в трудовой телеграфистом третьего разряда. Я уже говорила, что разряд зависел не от навыка работы, а от категории отделения связи, поэтому по моему навыку мне уже во втором месяце повысили разряд до второго, а в третьем до первого.
И зарплата соответственно от начальных 85 поднялась до ста .  Плюс премиальные выходило сто двадцать пять.

Работа здесь значительно отличалась от работы в Серпухове. В смене одновременно работали четыре человека. Приёмщик телеграмм, им мог работать любой обученный человек,не владеющий аппаратом. Телеграфист, ведущий передачу и расклейку поступающих телеграмм , экспедитор, отправляющий доставщиков в ходку и начальник телеграфа.

Таким образом здесь не было такой дикой нагрузки, как в Серпухове и ты отвечал только за один участок.
Почта располагалась по Чертановской улице 24 корпус один, в мужском общежитие, на первом этаже в первом подъезде.
Телеграф занимал однокомнатную квартиру.

Коллектив попался хороший, я быстро сдружилась со всеми.
В основном работали люди много старше меня, только одна женщина близко по возрасту, но она собственно не была телеграфистом, а работала ранее секретарём-машинисткой.
Начальник взяла её по знакомству, ей пришлось временно устраиваться по семейным обстоятельствам ближе к дому.

 Так как аппарат и пишущая машинка, хоть и схожи по расположению шрифта, но имели значительное отличие, не было клавиш перевода на заглавные буквы, на её месте стояла запорная клавиша перевода на латинский шрифт, то Люся лепила частые ошибки и не всегда их во-время замечала, что приведёт однажды к казусу.

Я по-прежнему не досыпала, и иногда задрёмывала в перерывах между работой. Если не было телеграмм на приём или передачу, то я клала голову на стойку аппарата и проваливалась в короткий сон.

 Работы действительно сначала было немного, оттого, что район только заселялся, и даже в уже отстроенных домах не все квартиры были заселены, так что время для передышки было и это меня спасало. Но одновременно, когда пришла ревизия, проверять работу, то она обнаружила большой процент брака, на передаче и Львова, начальник телеграфа, сказала, что это мой брак, я мол постоянно недосыпаю и видимо от этого леплю брак.

 Ревизор возразила, что фамилия телеграфиста отмечена на В, а не на Г, на что Львова сказала, что я с имени начинаю подпись. А я тогда точно расписывалась ВЕГон....
И поэтому тоже приняла её замечание, за чистую монету.

 Меня лишили премиальных за брак, а Львова, положив передо мной пачку с загнутыми телеграммами предложила расписаться, что я заметила свой брак. Когда же я стала разбирать телеграммы, то оказалось, что весь брак Люсин. Подпись стояла Вдов.... Потом в следующем месяце лишили премии уже Людмилу, но мне так и не возместили.

 С тех пор я стала внимательнее относится к замечаниям ревизора и предварительно проверять бланки, чтобы моё имя зря не попадало в акт с браком.
Но всё в жизни бывает и это было сделано не преднамеренно, а действительно по ошибке. От этого я и подпись свою изменила удалив ВЕ, а сразу начав писать Гонч....

Дорога с работы и до работы занимала всего 5-10 минут, так что я прибегала очень быстро. Мать иногда жаловалась на усталость, иногда нет, в зависимости от того, как вёл себя Женя. Иришка, пока не уехала в деревню, хлопот ей почти не доставляла, так как большую часть времени гуляла с подружкой у подьезда, на площадке.

 Мать девочки, с которой она подружилась,частенько брала Иришку к себе и кормила обедом. Они жили в нашем же подъезде, на четвёртом этаже, а раньше жили с нашими в одной квартире на Пятницкой, так что Лида, так звали женщину, отлично знала наших и их поведение, оттого она предложила мне присматривать за Иришкой и я была благодарна ей за помощь.

Покормив Женечку и поев сама, я шла гулять, а потом вместе с Иришкой возвращалась домой. Без меня девочка старалась домой не приходить. А там и все подтягивались с работы и мы уже после ужина с детьми уходили гулять к лесу, прихватывая с собой собачку.

Возможность хотя бы на полдня выходить из дома на общение с другими людьми вернула мне уверенность в себе и чувство нужности, так как несмотря на постоянно имеющиеся дела, я медленно загнивала в атмосфере ненависти и неприятия, а тут снова расцвела душевно.
Всё-таки видимо я сильно общественное животное,хоть и индивидуалист по поведению.

Также, как в Серпухове, я заметила отсутствие плана участка на телеграфе и первым делом решила восполнить этот недостаток. Вместе с коляской я исходила весь район обслуживания и нанесла места расположения и нумерацию домов на схемку, а дома, взяв лист ватмана,расчертила, наметила все имеющиеся дома, рассчитала масштаб и вычертила схему.

 Опять  дедушкин навык пригодился, он же отлично чертил планы и схемы улиц.
Потом эта схема долго служила всем доставщикам и почтальонам, на неё только дорисовывались новые появляющиеся дома. Так что моя манера всё вечно усовершенствовать проявлялась и здесь.

Тем временем и дома у нас тоже появились обновки. Зоя, та самая мама Владика, однажды позвала меня к себе. Они купили новую мебель и предложили мне забрать у них сервант и тумбочку для белья. И то и другое было отличного качества ,но не вписывалось в стиль новоприобретённой мебели, а выбрасывать им было жаль.

Я конечно же согласилась и вечером мы с Сашей перенесли приобретение к себе и поставили на нужные места. Теперь в эту тумбу я смогла разложить нашу с Ирочкой одежду, а также Женины вещички. По крайней мере ничто не валялось в чемоданах и на стульях. А так как пока посуды у нас почти не было, то в нижней части серванта я разместила свои выкройки, бумаги и оставшиеся альбомы с фотографиями. А также книги, которых всё прибывало.
Комната стала принимать всё более обжитой вид.

Женя у нас ползал с очень большой скоростью по всей квартире, причём ползал очень интересно. Он делал это в полусидячей позе. Одна ножка стоит впереди, другая подогнута под себя. Стоящей ножкой он загребает вперёд, опираясь на ручки и подтягивая вторую подогнутую, практически едет на ней.

Получается сильными рывками, он моментально преодолевает большие пространства. Пятка на опорной ноге и коленка на ползущей постоянно протираются.
 Вставать ребёнок умеет, но ходить не хочет ни в какую. Мне это странно, но ортопед, осматривающий его говорит, что никаких отклонений нет, ребёнок просто ленится, и если не пойдёт в 11 месяцев, то обязательно пойдёт в 13. Так оно в принципе и получилось.

Заговорил Женя довольно рано, а пошёл только в октябре. Видимо его способ передвижения нравился ему больше.
Мать с Ниной всегда любовались, как он это делает и говорили, что Саша также ползал в детстве. Более ни один из моих детей так ползать не будет.









                Глава 9. Время подвигается,школа начинается.

Иришка вернулась из деревни за две недели до школы. Нужно было подогнать форму, подготовить всё к школе и мы были заняты только этим. Почти всё для школы в том числе сверх положенного пальто , шапку и обувь, купила ей бабушка.
Так что из деревни она приехала экипированная.
 
Всё то время, начиная с октября прошлого года, кончая августом алименты шли в деревню, а я не возражала, ведь свекровь не обязана была на свои гроши содержать девочку, а покупки она делала на деньги от продажи картошки, так что это я ещё была ей обязана, а не кто-то мне.

 А вот наши очень этим возмущались, как же кусок проходил мимо их кармана, оттого наверное и согласились, чтобы я шла работать.
Теперь алименты стали приходить снова мне и я сказала свекрови, что их я буду оставлять себе, обе зарплаты мы отдаём, а себе я не могу позволить, даже трусов приобрести, не говоря, ещё о чём-то, а ведь уже второй год живу здесь и мои вещи изнашиваются. Нине постоянно покупаются обновки, а мне ничего, так же нельзя.

За эти 45 рублей я получила первый основательный скандал и две недели молчания, но решила держаться стойко. Выхода у меня не было и Саша был со мной солидарен в этом.

Первого сентября провожали Иринку в школу мы с Сашей и Женей в коляске. Мать с Ниной спустились только к подъезду и то наверное просто посмотреть на всех идущих первоклассников и всплакнуть.
А вот встретить матери вдруг захотелось Иринку пирогом и она взялась испечь какой-то необычный пирог, но когда мы пришли, она сидела и плакала.

Мы спросили, что случилось, а она рыдая сказала, что у неё ничего не вышло, она забыла, как правильно делать этот пирог. Мы успокоили её, как могли и сказали, что купим торт, пусть не расстраивается.
Так мать впервые заметила, что у неё начались провалы в памяти, а мне было очень её жаль. Я подумала, что трудно наверное человеку осознавать, что он стареет.

Я первого сентября была свободна от работы, Саша тоже отпросился, так что день получился праздничным и странно, в этот день никто не ругался и не цеплялся к Иришке и ко мне. Это было неожиданно приятно.

Учение первую неделю заканчивалось рано и мать с Женей ходили встречать Иришку из школы, а со второй недели она уже ходила самостоятельно с другими детишками. Движение по проезду небольшое, вдобавок на нём две школы, так что водители детей пропускали и ездили там аккуратно.

Учиться Иришка начала также легко, как когда-то училась я, ей также всё давалось с лёта и не было никаких претензий от учителя, а только похвала.
Женя подрастает, вот уже ему исполняется годик. Он не только ползает, но передвигается, держась за мебель. Причём, как только мы входим в комнату, тут же опускается и ползёт. Хитрит наш малыш. Видимо нравится ему, как все вокруг него выплясывают.

 Иногда ставим его между рук и второй партнёр- тётя, бабушка, папа или Ладыгин начинают его звать к себе.
Он покачивается, вцепляется ручонкой в мою коленку и пытается дотянуться до зовущего. Не получается и он тут же опускается вниз и снова ползёт. Не выходит перехитрить никак.

Уже дважды его мать заставала уплетающим в коридоре еду из собачьей миски. То есть получается, что он вполне уже может есть нормальную пищу, но тоже не хочет. На все попытки накормить его кашкой или творожком, плюётся и отказывается. Есть может только яблоки без шкурки или пить соки, остальное только мамино молочко.

Вторая мамочка, что приходила за молоком, уже не ходит к нам. Во первых девочка выросла, во-вторых, когда медсестра спросила её, отблагодарила ли она меня хоть как-то за молоко, ведь нужно хотя бы продукты носить, обиделась, решив что это я нажаловалась и стала ходить по улице, отворачиваясь от меня "я вас в упор не вижу".

Я долго не могла понять причину и сильно переживала, пока медсестра в поликлинике не рассказала мне об их разговоре. Я сразу успокоилась, ну не хочет знать и не нужно. От меня не убудет, ей не добавится.

В октябре Женя пошёл, причём пошёл на улице. На день рождения ему подарили клоуна из пластмассовых кубиков. Сборно-разборная игрушка, но не надоевшая пирамидка, с её колёсиками, а фигурка человечка, у которого и голова и ручки и ножки разбираются, все детальки также цветные и их можно в любом порядке соединять, получается очень интересно. Он просто влюбился в этого клоуна.

Мы вышли гулять и вдруг он вспомнил, что клоун остался дома. Тут же начались капризы " хочу".
Пришлось мне подниматься наверх, а Саша остался с ним около подъезда. Женя стоял, держась ручонками за Сашину руку, точнее оперевшись на неё, а Саша сидел на корточках.

Как только я вышла из подъезда с клоуном в руках, ребёнок отпустил папину руку и побежал, прямо-таки побежал ко мне с протянутыми за игрушкой ручонками.
 Вот так увлечение игрушкой заставило его забыть о поддержке и пойти самостоятельно.

Всё, более к хитростям он не прибегал. Пошёл так, словно делал это давно и уверенно.
А мне стало спокойней, ведь теперь и матери будет легче с ним управляться. Не нужно постоянно носить на руках.

Дальше и жизнь постепенно изменилась. Я могла теперь гулять с обоими детьми на площадке, и Женя с удовольствием играл с другими малышами, а не сидел пеньком в коляске.
Но нужно было ещё как-то решать проблему с едой, ведь сил у меня убывало, а он по-прежнему требовал грудь, просто распахивал кофту и лез сам.

Да вдобавок пребольно кусался, защемит сосок и давит зубками, смотрит на мою реакцию, а у меня в глазах темнеет.Мать посоветовала намазать грудь горчицей, помогло не с первого раза.Плевался, ревел, но требовал. Только к ноябрю удалось отучить его от груди и перевести на нормальное питание.

Причём и здесь он стал есть так, словно всегда только нормальной пищей и питался. Ох и хитрющий был у меня ребёнок. Только вот ночи по-прежнему не спал, правда теперь не кричал, а играл. Просто играл по ночам, а я дремала , периодически приглядывая за ним.
Никаких опасных вещей в доступе не лежало, но присмотр всё равно был нужен.
В выходные по ночам с ним сидел Саша, а я спала. Уже стало полегче.

Едва только отучили от груди, я пошла работать в две смены. День утро, день вечер. Иришка часто ходила на работу со мной. Она ни к кому не привязывалась,не ныла, общалась легко, когда к ней обращались, но в основном сидела на кухне, делала уроки или рисовала.

Рисовала Иришка очень хорошо, но в отличии от меня, у неё рисунки были более графическими. У меня все линии скруглённые, смягчённые, а у неё рубленые, в мужской можно сказать манере.
А в семь Саша приходил с работы, приносил мне еду, забирал Иришку с Женей и они втроём шли гулять. Так и жили потихоньку.

И ещё один момент снова я упустила. Это было в июне, когда Жене было 8 месяцев, я мучилась сильными болями. Внизу живота у меня образовалась какая-то шишка.
Я ходила полусогнутой и начальник телеграфа заставила меня сходить в больницу к гинекологу.

 Месячные пока ещё не приходили после родов ни одного раза, но подозрений на беременность я не видела, так как ни тошноты, ни порчи молока, ни его уменьшения не было.
Врач гинеколог, обследовав меня, дала направление в больницу, написав опухоль невыясненного характера, на обследование.

И я поехала, но меня не положили, сказали нет мест и нужно будет звонить узнавать, когда будет место.
Через неделю меня положили. Всё это время я ходила как в воду опущенная, мучаясь резкими болями и не понимая и подозревая самое худшее. Много плакала, считая, что наверное что-то серьёзное и как бы детям не остаться без матери.

 Когда меня осматривал врач армянин в больнице, он громко и грязно выругался:
-Какая на .... опухоль? Тут беременность, зашевелится скоро, иди , ничего делать не буду.
-Куда идти? У меня же боли дикие, что мне делать?
-В палату иди, ничего делать не буду, иди.....

И я пошла, захлёбываясь слезами. Ничего не могла понять. Немного погодя пришла медсестра и дала мне таблетки " выпейте, этот уменьшит боли". Выпила, а какие таблетки дали, мне не сказали.
Вечером начались боли с новой силой и мне потребовалось идти в туалет.

От палаты отошла совсем недалеко , когда во мне что-то словно оборвалось и по ногам хлынула кровь и начали выпадать куски.
 Я поползла вниз, придерживаясь рукой за стену и тут подбежала сестра с каталкой, прося меня сесть, а по коридору не шёл, а бежал навстречу врач, крича, в операционную, быстро,быстро...

Прямо на живую меня скоблили машинкой. Попробовали дать азот, но меня чуть не начало рвать и газ убрали.
Я спросила "долго ещё", а врач ответил " часа два"
-Не издевайтесь, это же всего минуты четыре занимает"
-А что ж тогда спрашиваешь? Если сама всё знаешь?"-
потом смягчился: "чуть-чуть ещё, потерпи".

Когда всё закончилось, врач объяснил, что со мной произошло. Я действительно забеременела, но матка не закрылась, а петля кишечника передавила её, возможно от поднятия вами тяжести. А ведь я всеми ночами Женьку на себе таскала, и эта беременность всё равно бы кончилась выкидышем, поэтому он сразу всё поняв и сказал, что ничего делать не будет. Он просто знал, что скоро начнётся. А я теперь поняла, что можно забеременеть и с не проявившимися месячными.

Вот и такое мне довелось перенести совершенно неожиданно. Нина потом, когда узнала, кричала, что это ерунда, что выкидышей не бывает, что это я что-то специально делала. Такое было её “компетентное мнение” о физиологии женщины, переубедить  было невозможно и я не стала спорить- не может, значит не может.

Наступал Новый семьдесят пятый год и празднование его обернулось очередным скандалом.
Накрывали на стол, сновали туда сюда с блюдами, Иришка сидела на диване, а Женька бегал. Естественно на очередном витке вокруг стола, он вписался в стол и ударился, набив шишку.

Никто, кроме его озорства не был виноват, но Нина решила иначе. Она подхватила Женю на руки, чтобы его успокоить и со всего размаху влепила затрещину Иришке, " это ты змеища виновата". Меня в комнате не было, я этого момента не видела, Саша тоже был в ванной.

Когда я вошла в комнату, то не увидела Иришку и пошла посмотреть, где она? Девочка сжавшись комочком сидела в маленькой комнате и рыдала. Я обняла её и спросила, что случилось. Давясь слезами она кое-как рассказала мне, что произошло и обхватив меня ручонками за шею стала умолять:
-Мамочка, милая, давай уедем отсюда, я не хочу с ними жить, они меня ненавидят. Они и тебя не любят. Мамулечка, давай уедем обратно домой.

Я сидела, прижав её к груди, плача вместе с ней и говорила:
- Зайка, милая некуда нам теперь ехать. Нашего старого домика нет, там теперь никто не живёт его сломали наверное, а бабушка с Надей и Сашей получили квартиру, но нам там места нет. Мы теперь с тобой здешние.
-И нам совсем совсем некуда ехать? Мамочка, я знаю, ты тоже часто плачешь, смотришь в окно и плачешь".

Оказалось мой ребёнок очень наблюдателен и видел, как я плачу стоя на кухне и глядя в окно. Я старалась делать это тихо и незаметно, а девочка замечала переживала и молчала.
- Да, дочка, я тоже скучаю по Серпухову. Там нам было лучше наверное, но теперь этого не исправишь''

Пришёл Саша, он заволновался, куда мы обе делись.
- Ну, что вы здесь спрятались-спросил он с порога-пойдёмте к столу."
-Саш, ты иди, а мы отдохнём, голова что-то разболелась-ответила я.

Видимо мне не удалось до конца скрыть слёзы в голосе,так как он зажёг свет и внимательно посмотрел на нас "что случилось"
Иришка ему всё рассказала. Он разъярился и пошёл в комнату,а я попросив Иришку подождать,  попить принесу, вышла на кухню, куда следом влетела Нина. Я наливала воду в стакан, когда она подлетев ко мне сзади ударила по спине так, что стакан выпал в раковину:
-Нажаловалась, скандала захотела?

Я не успела ничего ни ответить, ни обернуться толком, когда влетел Саша и согнув её пополам, припечатал по спине табуреткой с криком :' Ещё раз тронешь мою жену или дочь, убью"
Такое было впервые, я никогда не видела своего мужа в такой ярости, а Нина, закричав " а ты нас на шалашовок променял", убежала в свою комнату реветь.

Вот так “весело” встретили Новый год, мне пришлось забирать Женю в маленькую комнату и успокаивать уже обоих перепуганных детей.
Иришка спала, Женя играл на полу, Саша сидел на кухне курил. Из комнаты Ладыгиных доносились периодически истерические выкрики Нины, то в наш адрес, то в адрес Ладыгина, который видя, что застолья не будет, просто взял блюдо с холодцом и бутылку водки и квасил себе потихоньку, смотря телевизор.

 А я стояла и смотрела в окно, на пустынный двор с несколькими былочками чахлой растительности. Вспоминала наш маленький, зелёный уютный город, который знала вдоль и поперёк, его разнообразные дома, так сильно отличающиеся от этих коробок однотипных и серых муравейников, где за каждым окном своя беда или своя радость. Почему-то ничего плохое не помнилось, а вспоминались только хорошие светлые моменты, видимо так избирательна наша память.

После праздника, я отпросилась на работе на неделю, объяснив тяжёлую ситуацию в семье. Саша тоже освободился на неделю и мы уехали к дедушке с бабушкой, чтобы дать детям развеяться и успокоиться и нашим дать подумать, как жить дальше. Для Саши случившееся было открытием, но всего я так ему и не рассказывала. Ну не хотелось мне сеять смуту в семье, пусть думает, что это просто эпизод, а не постоянное измывательство.

 Всё-таки Нина считала его не только братом, но и сыном своим, ведь грудью кормила, значит тоже прикипела. Я и понимала и не понимала их. Так бывает.
Когда мы вернулись, всё было тихо, спокойно, словно ничего и не случалось. Хотя бы временное затишье тоже казалось мне праздником. В Серпухове мы навестили и Веру и она сообщила, что выходит замуж и приглашает нас свидетелями, свадьба в конце марта. Мы обещали быть.







                Глава 10 Моя Серпуховская семья.


Время бежит и вот на 8 марта мы получаем приглашение от матери и сестры приехать к ним. Они решили совместить два события. Отметить новоселье, которого пока не отмечали и показать всем своего сына. Павлику уже полгода, поэтому ,как они полагают его уже не сглазят. Сглаза боятся почти все родители.

На сей раз приглашены мы, а не родственники отца. То ли приоритеты сменились, то ли вспомнили о нас.
Дедушка не пришёл, пришла только бабушка. Дедушка немного приболел.

Павлик нормально развитый по возрасту, спокойный не капризный мальчик, охотно идущий на руки ко всем. Почти весь вечер он проведёт на моих руках, изредка забираемый для кормления матерью, но не Надеждой.  Правда он пока почти ещё не сидит.

Надежда будет сцеживать молочко, чтобы мама кормила из бутылочки.У неё воспаление молочных желёз и мелкие трещинки, которые сейчас залечивают, оттого она и не берёт малыша, чтобы он не плакал, чувствуя запах молока. С этим ей не повезло, я таких проблем не знала, а вот мама когда-то с этим мучилась, так что Надя в неё.

Вообще у неё странные реакции на ребёнка, она например абсолютно не может убирать за ним, подмывать его, так как тут же срабатывают рвотные рефлексы, что для меня странно. Поэтому туалетом ребёнка и купанием его занимаются муж Сергей и мама. Она же может только погулять с ним, поиграть и уложить спать.

В то время, когда мать и Серёжа на работе, Павлик так и лежит обделанный до их прихода, от этого у него постоянно воспалена кожа, но сестра ничего не может с собой поделать. А памперсов тогда не было, подгузники из марли в ходу. Слишком сильно чувство брезгливости у сестры. Впрочем у каждого свои заморочки бывают.

Она жалуется на мать, что та не хочет оставить работу, чтобы посвятить себя уходу за внуком, но я замечаю ей, что у мамы есть ещё 14 летний сын, а содержание его Надя ведь не возьмёт на себя.
 -Ещё чего не хватало-последовал ответ.
-Тогда чем ты возмущаешься-заметила ей я-ты же не хочешь идти на компромисс, почему мать должна думать о тебе и не думать о сыне?
 -Ей вообще не нужно было его рожать-заявила сестра.
-Ну, это мамино дело было, а не наше с тобой-возразила я.
-Конечно, но страдаю-то я.
-Да, ты всегда о себе думала в первую очередь.

Вот такие мы с сестрой разные получились у одной матери. Полная противоположность друг другу, видимо по этой причине нам трудно находить общий язык.
Я всегда гонимый и отталкиваемый ребёнок и она заласканный и набалованный.

А Саша вообще заброшенный практически, никому не нужный и оттого уже в подростковом возрасте вращавшийся в весьма нехорошей компании дворовой шпаны, где каждый кулаками доказывал своё право на жизнь.
Получилось, что я уехала и у него не осталось опоры ни на кого.

Дедушка его не любил за проказы и весьма неординарные выходки ( тот неоднократно набивал деду папиросы табаком со спичечными головками, которые взрывались пламенем, когда дед пытался раскурить папиросу, а Сашка смеялся своим проделкам).

Но дедушка был уже стар. А отцу , который бросил семью дела до сына тоже не было, так что парень шёл прямой дорогой к тюрьме, где он потом и окажется.
Сестра же вообще рассматривала брата, как ненужный предмет мебели и бывала только рада, если он целыми днями не сновал дома. Её не интересовало ни как он учится, ни чем живёт, ни чем увлекается.

 Парень-то он был неглупый и очень сообразительный, но слишком часто пропускал школу, оттого его отчислили за хулиганство и прогулы из шестого класса и оформили в вечернюю школу, а туда он ходил через пень-колоду и кое-как дотянул до восьмого,а после пошёл в ПТУ, учиться на автослесаря и водителя.

Квартира ,которую получила мама больше, 45 метров квадратных жилой площади, но неудобнее нашей. Отдельная 8 метровая комната и две смежные 19 и 16 метров. Зал проходной, а за ним спальня.
Если бы эта квартира предназначалась одной семье из четырёх человек, то вполне подошло бы, а вот две семьи мать с сыном и сестра с мужем и ребёнком уже не годились для совместного проживания. По нормам метража всё было нормально, а по факту не годилось.

Сашу поселили в восьмиметровой, Надя с семьёй в 16 метровой, а мама в проходной. Ни отдыха, ни покоя на старости лет и вдобавок постоянные стычки и недовольство.

Кухня ещё меньше нашей, хотя казалось бы куда, но подишь ты 5'4 .метра. Ванна и туалет тоже теснее наших. Туалет со скошенной на угол дверью, за счёт этого вообще нет пространства, а ванная комната уже нашей и с окном в кухню, что создаёт соблазн для подростка, подсматривать за моющимися в ванной.

Потолки как и у нас 2.50. В общем как всегда в нашем Государстве улучшение жилищных условий равнялось фикции, а не настоящему улучшению.
Хотя нас всю жизнь попрекали даваемым нам якобы бесплатно жильём, фактически нам всучали абсолютно непригодное помещение за наши собственные налоги и за счёт постоянно маленьких,не соответствующих затратам физическим зарплат.

Так что не содержало нас Государство, а жило за наш счёт, выделяя со скрипом крохи с барского стола, в то время, как обкомовские, горкомовские и прочие слуги народа, чиновники, имели жильё по полэтажа на семью из трёх-четырёх человек и подрастающему своему поколению тоже незамедлительно выбивали квартиры.

 Это не сегодня началось и не завтра закончится. В то же время народу неустанно лили в уши со всех экранов, изо всех репродукторов, что мы живём счастливо, имеем всё бесплатное. Они обеспечивают всех качественным жильём.
А мы свято в это верили, до поры до времени, пока не сталкивались с реальным а не декларируемым расслоением.

Вот на такие грустные мысли натолкнуло меня данное им жилище. Сколько судеб изломано этим "справедливым" отношением к людям, в какой ад кромешный превращалась жизнь на виду друг у друга, сколько трагедий произошло и сейчас ещё происходит на этой почве. Ведь и мы жили не в лучшем положении.

Но так уж всегда бывает, к своему притерпишься, а со стороны вдруг выпукло видишь всю несправедливость и неустроенность быта простых людей.
Стоит ли удивляться после этого скандальным ситуациям, стервенеющим характерам и прочим "радостям" бытия, доставшимся на нашу долю.

После замужества Надежда оставила работу на фабрике Шарапова-Охота, и перешла на один завод с мамой и Сергеем. А именно в закрытый цех, работающий на космическую промышленность.
Официально завод выпускает товары народного потребления-пылесосы, но это побочное производство. Фактически он работает на оборонную промышленность, как и большинство таких предприятий. А Надежда ещё и во вредном цеху, где вполне себе в малых дозах получает облучение.

Поэтому после выхода из декрета и уходу за ребёнком, она, посоветовавшись с мужем, бросит работу на заводе и пойдёт учиться на бухгалтера. В итоге она по знакомству закрепится в Банке, а потом окончит заочно институт и станет работать там же, уже начальником отдела. Так и проработает на Банковской ниве до пенсии.

А завод в 90-е годы практически загнётся. Уже Сергей  останется без работы и Надя пристроит его сначала в инкассаторскую службу, а затем и в охранное предприятие. Жизнь повернётся круто. Но это будет всё потом, я снова забежала вперёд.

В апреле мы вновь приедем в Серпухов, уже на Верино бракосочетание. Она найдёт себе, как ей казалось надёжного и хорошего парня. Брак продлится чуть больше года и закончится страшным скандалом с дракой.Снова выбором ошиблась.
Недаром говорят, что мы всю жизнь выбираем один тип людей.


Рецензии