О позиции центральной фигуры. Предисловие

Центральной фигурой в окружении ребёнка в детском саду является воспитатель его родной группы.

Воспитатель и является тем самым должностным лицом, которое в силу своей должности обязано «знать», что «игра – ведущий, основной вид деятельности дошкольника».
Тут необходимо обратить внимание на целый ряд моментов.
Понятно, что никакой воспитатель дошкольного учреждения не знает, да и не может знать, что такое «игра».
И дело не только в первом принципе Пиррона («ничто не познаваемо!») или в ноуменальности самого термина «игра». 
Мне повезло.
Потратив ЖИЗНЬ на это невесёлое занятие я пришёл к твёрдому убеждению, что человечеству еще предстоит веками разбираться с сей наизаковырестейшей из всех универсальных категорий как чистого, так и не чистого разума.
И поскольку для меня непознанность самого этого понятия очевидна, я смело исключаю воспитателей ДОУ из числа людей, имеющих хоть сколько-нибудь отдаленные представления об игре.
К каким следствиям ведёт этот в целом методологически верно обоснованный вывод.
Во-первых это вывод о личной персональной безответственности воспитателей «за базар».
Теории, как говорится, теориями, а воспитатели должны каким-то чудом обеспечивать ребеночку доступ к его основной и ведущей деятельности.
И здесь мы попадаем неожиданно и мощно из мира истины в мир мнений!
У воспитателя имеется собственное мнение, причём это мнение он держит при себе.
Оно нигде не опубликовано и никому ни в каком виде не предъявлено.
Но проявляется в каждом жесте, в каждом взгляде, в каждой обмолвке, в каждом слове, в каждой недомолвке, в каждой улыбке воспитателя, обращённых к деткам.
Ютюб сейчас наполнен рефератами (по большей части списанными или переписанными с ошибками) и видеороликами, показывающими как далёк воспитатель от ответственности за свои слова и поступки.
Воспитатели дошкольников – смелые люди!
И, - как пел Владимир Семёнович Высоцкий, - нам – не чета!
Они заходят в группу из двадцати пяти детей дошкольного возраста, как дрессировщик в клетку с разъярённым тигром.
И укрощают!
И плетут деткам сказки!
И выводят их на прогулки!
И укладывают их спать!
Чем мать восемнадцати детей в пещере отличалась от нашей воспитательницы в детском саду принципиально?
А тем, что у неё детки были родные («мы с тобой одной крови, ты и я!»), и разного возраста.
А в детском саду в одной группе собраны дети разных кровей и одного возраста.
Сие фундаментальное различие имеет целый ряд неопровержимо доказанных следствий.
Следствий весьма далёких от позитивных окрасок и оттенков.
На одной из своих самых ярких коротких и страстных игр, проведённых с коллективом педагогического училища в Екатеринбурге ещё в 1992-ом – если мне не изменяет быстро слабеющая память – году,  я предложил собравшимся (педагоги, администрация, полсотни лучших студенток – все лица исключительно женского пола) разобраться с таким моим постулатом:
- Вы – женщины, которые бросили свои семьи и своих собственных детей и пришли сюда учить будущих женщин, которые также оставили свои семьи, чтобы встретиться с вами, и учите их здесь тому, как правильно бросать свои семьи и своих детей и идти воспитывать чужих детей, оставленных собственными матерями.
Зал просидел абсолютно молча четыре часа!
И потребовал «продолжения банкета»!
Один из главных выводов периода конца СССР прозвучал в педагогической гостиной Урайского эксперимента так: «В стране подорван инстинкт материнства!»
Бесконечные телешоу Андрея Малахова о брошенных детях и непутёвых мамках просто подтверждает этот страшный в своей простоте и безысходности вывод.
Искусственный отрыв женщины от исполнения материнских обязанностей влечёт непоправимые  социально последствия.
И вот неродная мать читает неродному малышу неродным голосом не родительское нравоучение.
Отгадайте с трёх раз – насколько оно будет эффективно?
В Библии, точной формулировки я уж и не вспомню, говорится нечто на вроде: «Чти отца и мать».
В лекциях Гармаева было введено в своё время замечательным образом различение «уважения» и «почитания». В СССР педагога «уважали» и длилось это до того момента, пока он был официально «педагогом», а на следующий после расставания день его напрочь забывали. Почитание – это иной тип отношения.
Сделав эти необходимые предварительные пометки, теперь перейдём к более плотному рассмотрению нашего центрального вопроса.
Воспитатель и основной вид деятельности дошкольника.
Какова же реальная позиция этой «центральной» фигуры педагогического процесса?
Для неё «игра» конечно же «основной вид деятельности дошкольника» вот только с ответом на вопрос «какая именно Игра?» возникают определённые затруднения.
Так называемая «игральная (столовая)» комната в групповом блоке набита разнообразными игрушками и устройствами для множества игр, как бочка селёдками.
Множество ярких объектов, призванных «занять время» малышей расположено в несколько ярусов по самым различным полкам и полочкам.
За каждым кубиком, за каждой «безделушкой», за каждой «цацкой» скрывается огромный производственный и рекламный комплекс, поскольку всё это производится и продается в промышленных количествах.
Лего? – А это мировая корпорация!
Это промышленный гигант.
Это не одно производство – это целая отрасль.
Свои научно-изыскательские центры, конструкторские бюро, производители рекламы, обучающих роликов, поставщики методических пособий…
В современном детском садике нет и не может быть простых игрушек и игровых комплексов. Это арена ожесточенной борьбы за взгляд ребенка, за его «хочу!», за улыбку его родителя.
В 2016-ом повезло посетить ММСО – современный выставочный образовательный салон на ВДНХ в Москве. Я обошел все его стенды. И на последнем задал свою скромную серию вопросов самонадеянным молодым представителям, заявившим, что готовы де ответить на любые мои вопросы.
Это у них такая стартовая позиция «чиновника с опытом». Ему кажется что вот это он, а вот это мы. И у нас к нему как бы есть вопросы, а он на эти вопросы как бы и отвечает!
- Мы находимся в столице России?
- Да.
- То есть здесь выставлены товары для детей России?
- Да.
- А почему нет ни одной игрушки из русских народных сказок?
Видели бы вы их лица!

Воспитатель в группе это агент всех представленных в группе промышленных гигантов дошкольной индустрии.
Он должен разбираться и в том, как собирать конструкции из Лего, и как вертеть Кубик Рубика, и как играть «в кухню», в «шитье», в «Фиксики».
Современный воспитатель вооружен методиками, комплексами и комплектами, гаджетами, видеороликами и программами, проекторами, телеэкранами и видеокамерами.
А еще он думает (точнее она думает – ибо это всегда она!) что знает, что такое Игра, и в какие именно игры следует сейчас играть Катюше, Ванечке и Оксане.
Разумеется воспитатель в группе – это в первую очередь Личность и Человек.
Человек обременённый и своими собственными жизненными проблемами и заботами.
Как правило это мать собственных детей, которых она видит меньше, чем хотелось бы.
И которым она и рада бы отдать и сердце, и душу и все силы, да вот только сил этих маловато!
И находясь на ответственнейшем посту, отвечая головой за здоровье и самую жизнь чужих малолетних детишек, увешанная морем инструкций, приказов, постановлений, наставлений, решений, проводя десятки переговоров с проблемными родителями – а не проблемных родителей надо искать исключительно в Арканзасе, или на Аляске – получая и от них ценные указания и напоминания, уточнения и малюсенькие просьбы и пожелания, организуя и сон, и отдых, и прогулки своим подопечным и соблюдение ими личной гигиены, решая вопросы по свету, энергообеспечению, тепловому режиму, проветриваниям, она умудряется еще и вникать в суть слова «игра» и чётко соблюдает прописанные величайшими психологами современности (не видевшими современных детей ни в глаза, ни за глаза) принципы и уж конечно делает всё от неё зависящее, чтобы Игра была ведущей и основной деятельностью ребёнка в дошкольном учреждении образования.
Ну вот мы и подобрались к главному: к реальной позиции реального воспитателя в реальном детском саду.
Но давайте прервёмся и подумаем.
Просто подумаем обо всём изложенном выше.
Никуда уже не спеша.
Ведь мы можем себе это изредка позволить!
И пусть это будет даже одна-единственная ночь.


Рецензии