Волки

В далёкие тридцатые годы ХХ в. сообщение таёжного Леспромхоза Езагаш с краевым центром – городом Красноярском, в зимнее время было возможным только по «зимнику» - ледовой дороге по замёрзшему Енисею.  Этот путь был единственным, т.к. вокруг горы – отроги Саян, сплошь поросшие непроходимой тайгой. Средство передвижения -  лошадь и сани (розвальни), в которые садятся возчик и пассажиры, все закутанные в тулупы. Обычно в путь отправляются минимум две повозки. В дорогу всегда берут с собой ружья.
      Зимой, в дальней дороге не всегда удаётся правильно рассчитать светлое время - ведь зимний день короток, а впереди 120 км  по снежной пустыне – минимум две ночёвки в пути. Обычно заранее намечаются места ночёвок, но бывают задержки в пути, и тогда до намеченного места приходится ехать в сумерках или в темноте до деревушки, где есть «Постоялый двор». Ночь, холодное сияние  луны, кругом белая пустыня, справа – отвесные скалы, поросшие заиндевелыми соснами и кедрами, а впереди наезженная снежная колея.
      Вдруг  где – то вдали повторяется тоскливый протяжный вой. Даже услышавший этот звук впервые понимает – это волки… А ведь кругом студёная пустыня, по которой едут санные повозки. Теперь не нужно погонять лошадей: они тоже поняли этот вой и  несутся полным аллюром. Возница крепче берётся за вожжи, вглядываясь в дорогу, а пассажиры  заряжают ружья и смотрят, что происходит сзади и с боков.
       А там появляются смутные скользящие тени, они несутся вслед за санями, настигая их, и начинают  сбоку обходить задние сани, чтобы выйти на лошадь. С повозки дают залп по правой и левой волне теней и перезаряжают ружья. Среди стаи замешательство, кровь раненых зверей привлекает остальных, возникает свалка – рвут раненных,   и погоня на время отстаёт.
       А лошади рвутся вперёд, увеличивая отрыв от преследователей. Впереди начинают мелькать огоньки в окнах домов. Мы всё ближе к спасительному жилью, лошади галопом берут подъём с ледяной дороги на берег, короткий путь в открытые ворота «Постоялого двора» (здесь уже слышали выстрелы на «зимнике»). Ворота захлопываются и закрываются на засов. А двор огорожен высоким, плотным бревенчатым заплотом из полубрёвен.
       Всё, мы в недосягаемости. С трудом, от мороза и напряжения, вылезаем из под меховой полости,* отряхиваемся от снега, и идём в натопленную избу. Раздеваемся, умываемся и начинаем готовиться к ужину.
        Один этап пути преодолён благополучно. 
_______________________________________________               
Полость – большое меховое «одеяло», полностью покрывающее сани.


Рецензии