Станция Клюквенная

В тридцатых годах ХХ века мы жили в Красноярске, на улице Крестьянской, одной из главных, ведущих к Енисею, и к переправе через него. Эта подробность объясняет, почему на нашей улице был такой мелкий  песок – от большого потока транспорта.
      Долина Енисея ограничена отрогами Саян и вдоль неё дуют постоянные ветры, поднимающие тучи мелкой песчаной пыли, почему жители Красноярска того времени прозвали свой любимый город  - Ветропыльск.
       В начале лета папу отправили  на несколько месяцев в командировку на таёжную станцию «Клюквенная», в 300 км. на восток от Красноярска, где в тайге было много лесных ягод и дичи для охоты, в лесных озерах – обилие рыбы, а по  заболоченным берегам болот росла в изобилии клюква, давшая название посёлку при станции. На месте папа сразу оценил многие преимущества летнего пребывания детей в лесистой местности перед проведением лета в пыльном и душном городе.
      Безусловно, чистый лесной воздух, насыщенный хвойными фитонцидами, отсутствие городской пыли, свежие лесные ягоды, грибы и кедровые орехи в сочетании с натуральными сельскими продуктами, должны и могли дать детским организмам много полезного.
      По приезде в Клюквенную, я тут же пошёл исследовать новое место:  с одной стороны к  посёлку прилегало большое озеро с чистейшей водой, и с берега были видны плавающие рыбы. С другой – подступала тайга, а  низменность занимало болото, вот там и росла клюква.
       Сосед, мальчуган моего возраста, пригласил меня на довольно странную рыбалку: он вместо удочки использовал струну от балалайки, закреплённую на длинной палке  в виде петли.  Тихо продвигаясь вдоль берега, он внимательно всматривался  в воду и вдруг замер, подав и мне знак: не двигаться. Затем медленно лёг на живот и тихо пополз ближе к берегу. Палкой повёл над водой и резко поднял её вверх. На проволоке, в затянувшейся петле билась пойманная небольшая щучка.
       Естественно, что и мне захотелось попробовать этот необычный способ рыбалки, я выпросил у соседа его приспособление и тоже стал высматривать в воде затаившуюся щуку. Мне повезло: я её увидел и, действуя как сосед, тоже поймал маленького щурёнка. Но восторг от удачи был чрезвычайный: зажав добычу в руке, я побежал домой и показал улов маме. Она очистила щучку, поджарила её и разделила на всех. А я был невероятно горд своей добычей.
       Но, обилие озер и болот порождало обилие комаров, от которых не знали, как спасаться: закутывали голову лёгкой тканью или надевали на голову накомарники – мелкие сетки. Однако, руки
всегда оказывались не защищёнными. 
      Так прожив в Клюквенной около трёх недель, я вдруг почувствовал себя очень плохо: периодически  поднималась температура до 39-40 градусов, сильная слабость и головная боль, озноб и мышечная дрожь, отсутствие аппетита, в такие дни хотелось только пить, пить. пить… Эти  приступы стали повторяться каждые три дня. Папа  установил, что это  малярия и  срочно отправил нас в Красноярск.
      Приехав домой, мама показала меня детскому врачу и  диагноз папы был подтверждён, мне назначили  лечение хиной. Это лекарство чрезвычайно горькое, противное, вызывающее тошноту и рвоту. Но в то время иного лекарства просто не было, поэтому приходилось пользоваться хиной. Этот ужасный порошок лучше всего было запивать чем-то кислым, вроде клюквенного морса или киселя. Из-за болезни я перестал ходить в школу и занимался дома. Уроки проводила моя  тётя – Директор школы, в которой я учился. Так продолжалось почти весь учебный год. Но благодаря тёте, в свободные от приступов дни я занимался по школьной программе и не отстал от сверстников. А лечение избавило от болезни.
Вот тебе и чистый воздух, вот тебе и клюква.


Рецензии