Речной вокзал в г. Свободном

Речной вокзал в г. Свободном

На снимке: фото речного вокзала  в г. Свободном 1960-х годов.
Из Архива – В.Г.Паршина

   До 1937 года роль речного вокзала в навигацию в городе исполнял сначала небольшой летний павильон на причале, а затем плавучий дебаркадер.(Подобный дебаркадер можно сейчас видеть в Благовещенске, у причала на реке Амур).
   В 1937 году на Суражевской пристани был построен и открыт новый речной вокзал. Его площадь была 400 кв. метров. Вокзал был деревянный («фаршированный»). При вокзале был зал ожидания на 50 мест, комната матери и ребенка, медпункт, камера хранения, столовая, а также некоторые подсобные помещения.
   Строительство этого речного вокзала стало большим событием для города того времени, ведь интенсивность пассажирских перевозок по реке Зея, а также Селемдже, в 1930-е годы была достаточно высокой. По Зее тогда ходило одновременно несколько пассажирских и грузо-пассажирских пароходов.
   Торжественное открытие этого вокзала состоялось 15 июня 1937 года. Просуществовал это речной вокзал почти 20 лет, до 1956 года, когда был построен новый вокзал, а здание старого было сломано.
   Новый речной вокзал, очень большой и красивый для того времени, был построен в 1956 году. (Прорабом при его строительстве был А.Ф. Корытко). Вокзал был рассчитан на 60 посадочных мест. От  вокзала был проложен специальный пассажирский проход к причалу. На вокзале помимо зала ожидания, были комната матери и ребенка, камера хранения, медпункт, парикмахерская, подсобные помещения…
   Рядом с речным вокзалом был летний киоск-павильон, где пассажиры могли купить необходимые продукты. Напротив вокзала был небольшой сквер с беседкой.
   Это вокзал просуществовал лишь 16 лет. В период очень большого наводнения июля-августа 1972 года, когда была затоплена половина Суражевки, вокзал подвергся сильному подтоплению и его здание перекосило. В итоге было принято решение снести вокзал. Так из-за наводнения город потерял это красивое здание речного вокзала (см. на фото).
   Кстати, в зимний период, вокзал использовался и как клуб, где постоянно демонстрировались художественные фильмы и многие, живущие, в этом микрорайоне  ходили в кино, не в клуб мельзавода или РЭБ флота, а сюда.
   После того, как вокзал был снесен, под вокзал передали старое здание конторы Свободненского речного порта, существовавшее с 1930-х годов. (Как раз в 1972 году было построено новое, кирпичное административное здание конторы). Старое здание было одноэтажным, деревянным и, конечно, малопригодным для вокзала. Здесь также разместили все необходимое для вокзала – кассу, камеру хранения, зал ожидания, комнату матери и ребенка…
   Вокзал в старом здании конторы просуществовал до 1990-х годов, пока осуществлялись пассажирские перевозки, пока от Свободного до города Зеи и Благовещенска ходили теплоходы проекта «Заря». С прекращение пассажирских перевозок речной вокзал как таковой стал не нужен. Вскоре это старое здание было сломано…
   Известны  далеко не все начальники речных вокзалов 1930-1990-х годов. Среди тех, кто руководил ими: Aндpocoв Пётp Ильич (дольше всех) и Bиктopoвa Taиcия Bacильeвнa (последняя из руководителей вокзала).


Рецензии