Прощание. 9

- Послушай, Онуфрий, почему именно я? Это только из-за деда?
- И да, и нет. Ты не первый сидишь на этой табуретке. Но на тебя наша основная надежда именно потому, что ты - внук Ильи. И если в тебе есть хоть десятая доля твоего деда, то и шансы у тебя имеются. Он умел правильно решать задачи, не зная и половины условий. То ли нюх у него на жизнь, то ли смекалка такая. Всегда пытался понять, как он это делает, но у меня ни разу не получилось.
- Ты хочешь сказать, что он угадывает, как надо действовать?
- Угадывает… Угадывают один раз, два, три, ну пять раз подряд, но не всю же жизнь!..
- Тогда как? Может, чувствует?
- Я ж тебе сказал: не знаю. Но, чувствовать – это совсем другое. Это даже я мог когда-то. Два раза уходил с того места, куда потом падал снаряд. Вот это чувствовал. А он мог спокойно сказать, что, мол, так делать нельзя, и всё тут. Нужно так и эдак. А почему именно так, сказать не может. Но как Илья сказал, так и делай. Это все знали. А почему да как – это уже не важно. Вот такой твой дед Илья, Захар. У него и позывной был подходящий.
- Какой?
- Пророк. Илья Пророк. Поэтому мы и выбрали тебя для этого дела. А тут удача сама в руки пришла в виде повестки. Вот Михай и не мог поверить в такое вот совпадение…
- То есть вы надеетесь, что я смогу, как дед, находить выход из любой ситуации?
- Именно из любой. Из сложной, но понятной выход найти не трудно. Стоит только по-хорошему подумать. Но тебе думать не придётся. Потому, что ясности на фронте нет никакой. Сколько народу думало, а толку - ноль. Там… грубо говоря, даже непонятно - о чём нужно думать. Вроде как, всё в тумане…

Старик внимательно посмотрел на Захара. Тот не реагировал. 
- Ну, это сравнение такое… - почему-то стал оправдываться Онуфрий, хотя это и так было понятно. – Вот в этом тумане тебе и придётся действовать. Но действовать надо быстро и правильно. Как Илья. Иначе - гибель, – старик выжидательно помолчал.

- И ты должен запомнить главное. Действуй только так, как ты считаешь нужным. В этом - твоё спасение, Захар. Не слушай никого. То есть слушай, но поступай так, как ты считаешь нужным. Это - самое главное.
- Почему?
- Потому что, кого мы только не посылали: и самый крутой спецназ, и очкариков учёных, и ясновидящих, и всех их вместе, результат один – оттуда никто не вернулся. Может, кто-то прорвался к нашим, и остался там, может быть, кто-то не может обойти заставы, отделяющие тыл от фронта. Но, назад никто не вернулся. Вот это и будет твоя работа. Если хочешь – судьба. Не всем выпадает жить в переломные времена. Тем более, не всем удаётся эти времена переламывать. Войну нужно кончать. И тут многое будет зависеть от того, что ты узнаешь на фронте.
- И что я должен делать, чтобы завершить войну?
- Я не знаю… никто не знает. Это - твой путь. Поэтому ты и Путник…

Старик взглянул на окно: – Светает… А теперь прощай, Захар. Когда ты вернёшься, я уже буду на лире играть, – дед усмехнулся и, хлопнув себя ладонью по уху, продолжил: – Хотя, какой из меня музыкант со слуховым-то аппаратом.
Захар хотел, было, на прощание обнять Онуфрия, но увидел его почти бескровное, скорбное в боли лицо, вдруг почувствовал, как и на него навалилась тяжесть бессонной ночи, трудного разговора и, главное, вдруг свалившейся на него ответственности. Каково же было старику? Хорохорился перед ним из последних сил, а сам бледнее смерти. Потому Захар встал, поклонился, что-то смущённо пробормотал и повернулся к двери. Тут же чуть ниже спины ударил тяжёлый деревянный костыль, всё время неприметно стоявший у кровати.

- Ядерный бабай! Говорил же тебе Михай: спиной не поворачивайся! Я за этот опыт в своё время дорого заплатил. Пленом. И ты запомни: там… там… - старик не мог подобрать слова, - в общем, там доверие - вещь дорогая. Так что, не торопись с ним и держи ухо востро, – Онуфрий метал молнии с кровати: – Это тебе последний урок. И я приложил все силы, чтобы ты его запомнил… Да, попроси у Виктора от моего имени прощения.
- У какого Виктора?
- Скоро узнаешь, Захар. Не торопи события. Он сам тебя найдёт...

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2017/05/07/1338


Рецензии
Вот теперь ещё яснее. Илья Пророк - образ древнеславянский ! "Не всем выпадает жить в переломные времена...Не всем дана возможность переломить их" - вот эти слова выделите крупнее и с новой строки. Я думаю: они как бы стержень вашего повествования. Или сделайте эпиграфом. Хорошие слова. С уважением

Элла Лякишева   23.08.2017 12:37     Заявить о нарушении
да, Элла. это стержень. особенно если учесть, что любые времена переломные. даже в застое находились люди, которые могли их переломить. тот же высоцкий. но не сахаров со своей боннер. тут нужен стержень. уже в человеке а не в повествовании.
а выделять крупно? зачем? умный читает что мелко написано.
С уважением, А.З.

Александр Викторович Зайцев   23.08.2017 18:51   Заявить о нарушении