Музыка Моцарта - это незыблемо прекрасная жизнерад

Музыка Моцарта - это незыблемо прекрасная жизнерадостная вселенная, некая психологическая твердыня духовного здоровья. И веселые оперы, и оркестровая музыка, и духовная - все воспринимается, как "надежда и опора" для души и сердца. За последнюю неделю дважды была на операх Моцарта в Концертном зале Мариинки. 1 мая днем слушала "Свадьбу Фигаро", а 6 мая тоже днем - "Волшебную флейту". Конечно, это не было первым знакомством. Эти облегченные в смысле декораций спектакли знакомы, музыка этих опер не просто любима, она вошла, что называется в плоть и кровь, поэтому время от времени, что-то внутри требует этих волшебных мелодий и прекрасного чарующего пения. И толчком к этому может послужить все, что угодно. У меня в это раз была реклама, где звучал фрагмент арии Папагено. Этот смешной земной весельчак для меня - центр внимания и источник удовольствия в сложной, нашпигованной философией поздней опере Моцарта. И всегда хочется услышать хорошего певца в этой партии. Потому и пошла на дневной спектакль. Там пел Ярослав Петряник, которого я уже много раз слышала и была уверена, что Папагено у него получится отличный: сильный выразительный красивый баритон, живая манера пения, хорошая дикция. Но реальность превзошла все ожидания: его птицелов был тот еще плут! Роль харАктерная, требует раскованности, а в Концертном зале - и контакта с публикой, почти цирковой ловкости и, конечно, прекрасного пения. И все это было, именно его персонаж оказался центром притяжения всего спектакля! Зал весело смеялся его шуткам, откликался на обращенные к публике реплики, принимал предложенную шутливую манеру общения. Сама невольно ответила на приветствие, а потом только сообразила, что это реплика либретто.
На обеих операх не могла отделаться от мысли, что Моцарт так хорош в не очень больших залах, где артистам не надо форсировать голоса, чтобы перекрывать оркестр и сделать слышными свои арии в каждом уголке зала. Моцарт спокоен, негромок, изящен и дружелюбен. Поэтому он так обворожительно звучит в Концертном зале с его мощной акустикой и щадящими размерами. К нем так естественно звучит Моцарт, склонный к изящной красоте звуков и мелодий в своих опера!
В "Волшебной флейте" мне повезло и со многими другими исполнителями. Зарастро пел замечательный бас Михаил Колелишвили, радуя звучными верхами, глубокими низами и впечатляющим средним регистром. Мне всегда нравится слушать в Концертном зале красивые голоса с близкого расстояния, такое удовольствие! Великолепная, как всегда, Царица ночи Ларисы Юдиной. Такое мастерское исполнение труднейшей партии! Чистые звонкие, но не резкие, супер высокие, словно хрустальные, верхние ноты, эмоциональность исполнения, агрессивный напор властной злодейки - все рисовало нужный образ и радовало прекрасным вокалом!
В последний момент перед спектаклем произошла замена исполнительницы партии Тамины. Ее спела Анастасия Калагина, с чем я себя мысленно поздравила, люблю слушать эту певицу. Мягкое чистое легкое сопрано красивого тембра, живая манера пения, приятный образ наивной девушки, ищущей мать и возлюбленного. Три дамы, посланницы Царицы ночи (Анна Бархатова, Мария Соловьева, Екатерина Сергеевна) тоже были традиционно хороши.
Особым удовольствием было и то, что пели оперу по-русски, по большей части, дикция позволяла прекрасно понимать слова либретто. А вместо речитативов артисты просто говорили свои реплики.
Не мешали наслаждаться Моцартом и некоторые моменты, желающие лучшего. В который раз задаюсь вопросом, куда в Мариинке подевались хорошие детские голоса? Их не достаёт и в "Макете", и в " Кармен", и в "Волшебной флейте"! То же касается и теноров. Андрей Илюшников неплохо спел Тамино, да и партия, к счастью, небольшая. Но слабые, почти фальцетные, верхи несколько портили картину.
В целом же опера звучала свежо и забавно, что было замечательно, ведь в зале было много детей, которые очень живо реагировали на веселое действо, с удовольствием смеялись в ответ на шутки. На ура приняли шутливый танец льва, исполненный весьма впечатляюще. На этом спектакле очень приятно расслабиться и забыть о заботах. Чего и всем желаю!
И "Свадьба Фигаро" в Концертном зале мне понравилась больше, чем полнокровная постановка на исторической сцене. Моцарт в огромном зале теряет часть своего очарования. В Концертном зале и певцов слушать лучше. И постановка там более естественная. 1 мая днем мне очень понравился граф Альмавива Евгения Уланова, Фигаро Ивана Новоселова, Сузанна и Розина. А как изумительно звучали в их исполнении дуэты и ансамбли, особенно обворожительно Сузанны Киры Логиновой и графини Розины Ольги Трифоновой. Просто бальзам на душу эти ласкающие слух голоса! И оркестр под управлением Заурбека Гугкаева, деликатно их обрамляющий. Есть удивительная прелесть в этих спектаклях в Концертном зале Мариинки! И спасибо театру, что дает нам выбрать и сравнить. Помимо "Свадьбы Фигаро" Моцарта, идут параллельно и две версии "Аиды".


Рецензии