Хождение по мукам

Внимательно слежу за публикацией  на сайте "Голоса Белогорья"  воспоминаний писателя Владислава Мефодьевича Шаповалова "Магический резец".
И вот что скажу.
Конечно, Белгородское региональное отделение Союза писателей России гениями не изобилует. Но и такого количества бездарей, какое можно себе представить из записей Владислава Мефодьевича, я в нем не встречал. Люди разные, как и писатели, впрочем. Собственно, как и в любом ином региональном отделении, как и во всем Союзе, в целом.
Да более того. Я думаю, что смысл существования Союза не в разведении гениев. Гениям вообще коллектив не нужен. Союз писателей - это некий зонтик, под которым пишущий человек ищет условий к своему делу сочинительства. Место, где тебя понимают. Если хотите, Союз писателей - это ремесленнический бондарный цех. Потому и выкатываются отсюда книги, одинаковые и гулкие, как бочки. И бессмысленно спорить, чья бочка лучше и крепче.
Всё ширпотреб.
Потому что писатель и член Союза писателей - это не всегда одно и то же. И мне видится, что если писателя в Союзе обижают и обделяют - да плюнь ты на этот Союз и твори в гордом одиночестве. И воспоминания Владислава Мефодьевича я читаю с большим градусом недоумения.
Получается, что своих творческих высот он достиг в условиях неприятия , и даже прямого противодействия, со стороны белгородских писателей...
...и тут я ловлю себя на мысли.
Если бы я, например, поднялся на Парнас благодаря гонениям от Чернухина и Молчанова - я бы им за эти гонения в ноги поклонился. А если бы я туда поднялся без их тормозящего участия - я бы их словом воспоминаний не удостоил.
Гении, как мы договорились, в колхозах не состоят.
Поэтому, признавая за Мефодьевичем имя последнего классика русской литературы, я не принимаю его оценок белгородским писателям. Ну, в самом деле - нельзя же обижаться на человека, если Господь обделил его талантом?
Хотя и о талантах я бы поспорил. На мой взгляд, книга Игоря Андреевича Чернухина "Между прошлым и будущим" - это образчик превосходной прозы, какая особенно удается большим поэтам.
А то, что Чернухин большой поэт, и доказывать не надо. Его строки выбить в камне, а это удел, как раз , гениев.
И, думаю, Мефодьевич несколько несправедлив к Владимиру Ефимовичу Молчанову, как к поэту. Да, став чиновником, Молчанов , образно говоря, закрыл лиру в сейф. И вознесся он к вершинам литературы не как поэт, а как администратор. И эти его бесчисленные премии и медали есть степень градации по чинодральской табели о рангах - не более того. С годами Ефимович творчески обрюзг, окружил себя сомнительными друзьями, славословие коих лишило его способности видеть собственное место в литературе.
Но это шелуха. Она слетит сразу, как только Молчанов извлечет из-за бронированной двери свою лиру. Талант - его не только не пропьёшь. Это хроническая болезнь, она не оставляет поэта до последнего дня. А по поэтической табели о рангах Владимир Молчанов стоит где-то на одной ступени с Владимиром Костровым. А то, как Мефодьевич описывает трудное прохождение Молчанова в Союз писателей, лишь подтверждает, что и Молчанова гнобили не меньше, чем самого Шаповалова.
Если уж зашла речь о приёме в Союз, то не далее, как вчера, Ефимович по телефону напоминал мне, что я никак не был бы принят в профессиональные писатели, кабы не он, Молчанов. Приблизительно в тех самых красках, в которых Мефодьевич описывает свою решающую для Молчанова роль в сём деле.
Я думаю, что всё мы прошли через нечто подобное. Когда по моей кандидатуре в Белгороде шло голосование, лишь один член Союза высказался против.
И я знаю, кто это был. Но тут бы ничего необычного , если бы этот человек читал мои книги. А он не читал.
И проголосовал против только потому, что с вершины пьедестала все остальные ему виделись мелкими. Бесталанными и заточенными только на интриги да на то, как бы испортить жизнь ему, единственному среди лилипутов Гулливеру.
...Это я всё к тому, что Союз писателей - живой организм, и в нём есть и дурное, и хорошее. Мне Молчанов предлагал написать заявление на выход. А я закусил удила. Кто сказал что нынешние писательские начальники - это и есть Союз? Да если я их не устраиваю - пусть сами уходят. А мне греет душу уже то, что я состою в знаменитом писательском братстве, к которому принадлежали Астафьев, Рубцов, Чернухин...
А в воспоминаниях Владислава Мефодьевича на весь белгородский Союз писателей приходится, по сути,  всего один положительный герой. Он сам. А остальные висят на герое гирями.
Владислав Мефодьевич!
Да кто ж спорит.
Но это лишь подтверждает вашу особицу. Гении творят в одиночестве. Как говорится - Шаповалову Шаповалово, а Союзу Союзово . И пусть судит читатель.


Рецензии