Артефакты древности. Находки в Мичигане

Еще одна серия артефактов, достаточно сильно нашумевшие в начале 20 века, обнаружилась в штате Мичиган, который южными границами соприкасается с Великими Озерами в США. Местность издавна была усеяна «маундами» - с английского языка «захоронения»/«курганы» и привлекали к себе внимание исследователей – археологов. Могильные захоронения попадались как на равнинах, так и на лесных пространствах и отличались тем, что глубина захоронения не превышала 1 метра. Поэтому за несколько десятилетий кропотливыми археологами были открыты тысячи могил и сделаны самые разнообразные находки.
Среди извлеченных из-под земли артефактов внимание привлекли тщательно отполированные предметы из сланца с надписями на неизвестном языке. Как известно, индейцы не обладали письменностью и пластины создали массу вопросов. В 1890 г. к работе по раскопкам присоединился Джеймс Скотфорд. Недалеко от городка Эдмор он вскрыл старинный холм, считавшийся ранее обычным природным образованием, в котором откопал шкатулку, вызвавшую повышенный интересен к артефактам.
Скотфорд с энтузиазмом принялся перерывать остальные захоронения и его примеру последовали другие. Однако находки подверглись жесткой критике как со стороны историков, так и со стороны духовенства. Лишь местный баптистский пастор Барлоу поддержал подлинность находок. Раскопки проходили неспешно в течение последующих двух десятилетий, в 1898 году Скотфорд опубликовал статью о проделанной работе. Работа энтузиаста, по словам представителя Смитсоновского института, была оценена как «запланированный обман». Несмотря на едкие нападки, Скотфорд получил себе друга и помощника Даниэля Сопера. Этот известный житель Детройта долгое время собирал мичиганские древности и интересовался изыскательством археолога – аматера. В 1907 году к компании исследователей присоединился священник Церкви Святой Троицы Джеймс Саваж, который одновременно занимал должность декана и считался довольно начитанным человеком. Эта троица развернула широчайшую деятельность и раскопала более двадцати погребений в штате Мичиган, некоторые находки, для поддержания финансового баланса и расширение известности обнаруженных артефактов, продавались в частные коллекции.
1907 – 1911 гг. явились пиковым всплеском раскопок и публикацией отчетов, а также статей и очерков о найденных древностях. Большая часть материала носила критический характер, специалисты из ведущих учреждений наперебой утверждали одно - все найденные таблички, керамика и статуэтки являются подделкой. Дошло до того, что один журналист указал на Скотфорда и его двух сыновей как создателей артефактов, которые якобы подпольно создавали их ради материальной выгоды.
Что же такого нашел Скотфорд, вызвавший суровые и хмурые суждения специалистов?
Часть из мичиганских находок представляли предметы не совсем местного происхождения. Среди обычной керамики, ожерелий и орудий труда, захороненные в гробницы индейцами, оказались таблички, испещренные знаками, похожими на месопотамскую клинопись. Кроме того, клинописные надписи дополняются картинками бородатых людей, на некоторых из них можно различить местных туземцев и персонажей с характерными древнеегипетскими головными уборами с богиней змеей Уаджет. Само количество письменных табличек очень велико: в 17 графствах штата Мичиган археологи обнаружили несколько сотен экземпляров, большинство из которых снабжены либо рисунками, как уже говорилось выше, либо схемами и таблицами, явно астрономического характера. Если присмотреться к лицам, изображенные на пластинах слюды или обожженной глины, можно различить характерный средиземноморский тип людей. Тут же встречаются изображения крылатого солнечного диска. Помните, как в Древнем Египте рисовали символ бога Ра? Картинки показывают переговоры между пришельцами с моря и местными аборигенами.
Интересно, что среди всего этого скопища немыслимых вещей нашлись таблички с рисунками сюжетов из Ветхого и Нового Заветов без присутствия Девы Марии. Как известно, Деву Марию вписали в литературный и художественный канон христианства после 431 года, следовательно, если таблички не поддельные, то путешественники из Средиземноморья переплыли Атлантический океан уже ранее 5 века нашей эры.
Уровень металлообработки оружия и орудий производства также резко отличается от индейских образцов, да и те едва дотягивают до медных изделий, найденных в гробницах строителей «маундов». Индейцы вплоть до колумбовых экспедиций в большинстве не знали металла и хорошо выполненные орудия из меди и бронзы – это нечто особое для древних культур Северной Америки. Археологи обнаружили десятки наконечников стрел, мечей, секир, кинжалов, наверший для булав, топорищ. Порой изделия были покрыты узорами. Кстати сказать, ювелирные украшения среди артефактов далеко не редкость.
Как вы считаете, могли ли доколумбовы культуры пользоваться лампами, где в качестве топлива употребляется оливковое масло? Да и вообще были ли в обеих Америках оливки до прихода европейцев? Как говорит нам палеоботаника – нет, не было. В земле отрыли несколько таких масляных светильников, очень похожих на античные образцы. Возможно, переселенцы таскали с собой такие лампионы, пока не иссякли запасы оливкового масла в амфорах и они были брошены либо захоронены с владельцами за ненадобностью.
Вскрывая древние могилы, археологи были удивлены: в погребениях тела покойников располагались не на земле, преданные тлению, а их прах сжигался, чтобы засыпать его в реликварии – урны для умерших. Такой метод захоронения никогда в истории Америки не практиковался и был занесен сюда лишь европейцами – христианами.
Коллекции «мичиганских артефактов» представлены нагрудными крашениями в виде пластин, покрытыми узорами и надписями. Это напоминает традиционное для Палестины и Сирии ювелирное производство древнего периода. Отличие лишь в том, что финикияне изготовляли нагрудные украшения из меди, бронзы либо стекла (метод изготовления стеклянных изделий позаимствован у египтян), а местные ремесленники Мичигана делали их с пластин слюды либо обожженной глины.
Савадж и Сопер прилагали больших усилий, дабы расшифровать таинственные письмена на табличках, однако они хранят молчание и до нынешних времен. Однако мощная критика, малое число сторонников отрицательно повлияли на исследование артефактов с мичиганских маундов. В середине 1920-х гг., после смерти священника Саважа, академики забывают о скандальных раскопках. Смерть Даниэля Сопера ставит точку в спорах на долгое время. Коллекция Саважа в 1930 г. переходит во владение Университета Нотр-Дам, штат Индиана.
В 1960-е гг. мир вновь вспоминает о коллекции Саважа. Ею заинтересовался представитель мормонской церкви Мильтон Хантер. Здесь нет ничего удивительного, так как один из догматов церкви мормонов является то, что некоторые еврейские колена смогли переплыть Атлантический океан и основать в Северной Америке свои колонии, об этом подробно рассказывается в книге «Мормона» - религиозном фэнтези-произведении. Хантер также был президентом фонда Новый Свет, задачей которого был поиск находок, подтверждающие верность учений культа. Пастор скупил все коллекции мичиганских древностей, и объединенное собрание стало носить имя Сопера – Саважа.
В 1986 г. в свет выходит книга писательницы и исследователя погибших культур Генриетты Мертц «Мистический символ: знак мичиганских строителей маундов». В отличии от предыдущих пасторов и любителей-археологов, Мертц была ученым, академиком и имела хороший авторитет по дешифровке надписей, во время Второй мировой войны она работала в государственном криптографическом центре иностранной разведки США. Образование Генриетты позволяли ей с высокой точностью производить оценку подлинности артефактов. Новый всплеск интереса привлек к себе немалое кол-во сторонников, было выдвинуто предположение, что до 5 века н.э. океан переплыли представители нескольких раннехристианских сект, яро гонимых законами Римской империи и основавшие в Новом Свете свои поселения.
Уже в 21 веке коллекция Саважа – Сопера несколько раз выставлялась в музеях с приложением официальной точки зрения как о подделках. Однако это не решило всех вопросов. Г. Мертц, изучавшая артефакты около трех десятилетий, была уверена в их подлинности. А это значит, что древние имели возможность спокойно осуществлять трансатлантические плавания, заселять другие континенты и что Колумб вовсе не был первопроходцем на океанической трассе. «Обвиняемый» в подделке Дж. Скотфорд никак не мог вместе с сыновьями изготовить приблизительно 10 тысяч изделий из глины, бронзы и меди и закапывать их во всех графствах штата Мичиган, перелопачивая тонны земли одновременно в нескольких местах и за столь короткое время без привлечения к себе внимания со стороны. Непосильная задача для троих людей. Но официальная наука стоит на своем, как и в других случаях, где факты резко расходятся с мнение проплаченных профессоров и ученых, не желающих отвергать некоторые устоявшиеся каноны истории.


Рецензии