Последний бой кроу 1888

глава тридцать первая 
             
                «ПОСЛЕДНИЙ БОЙ»

    Хотя кроу стали жить в постоянных домах на собственной земле и посылали своих детей в школы, они продолжали совершать военные походы. Агент Э. Уильямсон в 1886 году записал: «Кроу доставляют множество неприятностей. Они продолжают предпринимать ответные меры и преследуют воров разными способами, считая это естественным делом…».
Год спустя произошел инцидент с Носителем Сабли. В 1888 году  Два Леггина предпринял поход мести против сиу - последний военный рейд кроу. В письме комиссара по делам индейцев в 1887 году предписывалось, всем его агентам прилагать большие усилия, чтобы остановить эти набеги и запретить межплеменные посещения без отсутствия разрешения правительства. Кроу не любят говорить о следующих годах.  Когда Два Леггина освежил чувства своего народа после   тридцатилетнего интервала – «их сердца взмыли к небесам».  По договору 1923 года  резервация кроу была уменьшена на треть своей первоначальной площади, а численность население кроу снизилась до 1772 человек. Отмеченные шрамами воины пытались заниматься сельским хозяйством на отведенных им землях, но по-прежнему жили в своих воспоминаниях.
Два Леггина радовался своей приближающейся смерти и сказал Вайлдшуту:
«Скоро я буду жить снова в тех днях, о которых теперь только мечтаю, скоро я буду охотиться на бизонов».
-------------------------------------------

    За три года до этого происшествия правительство запретило военные походы, но иногда мужчины собирались в группы и тайно отправлялись в набег. Я уже жил на своем участке у реки Бигхорн, где позже построил дом. Бизоны ушли, и мы получали еженедельные пайки из Форта-Кастер, построенного на холме за рекой как раз напротив от моего типи. Было начало лета, реки разлились, но солдаты соорудили переправу.
Однажды я договорился с Красивым Стариком вместе поехать получать пайки, и пошел, чтобы выбрать коня из своего табуна у реки Бигхорн. Поймав одного, я поехал в сторону подножья хребта и стал ждать Красивого Старика. Обычно он не задерживался долго.
Добравшись до гребня оврага, я увидел его сидящим невдалеке. Как только он увидел меня, то закричал, что кто-то украл его лошадей, а их следы ведут на север. Моя жена следовала за мной. Когда она меня догнала, я велел ей вернуться к парому и сказать нашим друзьям, что собираю военный отряд, которому возможно придётся пойти в страну пиеганов.
Когда она ушла, Красивый Старик и я поехали вдвоем на моей лошади. Я быстро поймал подходящего для него коня, и мы вернулись в мой дом, чтобы собрать наши амулеты и оружие. В типи Красивого Старика плакали его жена и дети. Они считали затею с возвращением лошадей почти нереальной.
 
   На пути к парому мы встретили Одну Ногу(или Одноногого), Белую Глину На Лбу и Орла, давно ожидавших нас. С нами были еще четыре неопытных человека, которые также очень стремились преследовать врага. Все жили рядом, и вскоре пришли со своим оружием и амулетами. Следы врага вели к холмам Пайн-Ридж. Мы остановились, чтобы я смог осмотреться при помощи подзорной трубы, но никого не увидел. Когда мы снова остановились, чтобы дать отдых нашим лошадям и высушить одежду, Красивый Старик, который ехал позади, начал плакать о своих лошадях. Обняв меня за шею, он просил задействовать всю мою магию, чтобы нам удалось их найти. Я сказал, что тоже очень хочу их вернуть.
    Красивый Старик раскурил трубку, пока я разворачивал свою связку(священный узел). Тогда я взял у него трубку и несколько раз затянулся, указывая в сторону противника, и стал молиться тому, чтобы у меня получилось устроить засаду. Я поговорил с Одним Над Небом и попросил его научить меня сделать это. Я просил его о помощи, как и много раз до этого.
Когда я спросил  Белую Глину На Лбу - кто из земных тварей двигается очень медленно, он сказал, что одно из самых медленных существ - жук, который катит пред собой по земле маленькие шарики навоза.  Я ответил, что он прав и попросил оставить меня одного. Соорудив костер и небольшую насыпь поперек вражеского следа, я взял жука и поместил его перед этой горкой. А потом показал Красивому Старику, как жук каждый раз падает на спину, когда пытается залезть на холм.
    Тогда я развёл еще один костер из хвои и подержал над ним свою волшебную связку. Исполнив магическую песню и подув в свисток, я поднял амулет к глазам. Потом дунул в свисток во второй раз я и помахал талисманом вверх и вниз. Что-то белое было сброшено с неба и упало в кусты роз, которые росли в определенном месте вдоль реки Вапити(Йеллоустон). Я сказал моим людям, что враг спит в долине реки Вапити и мы пойдем туда более коротким маршрутом.
Одна Нога попросил меня дать им еще отдохнуть. В то время как я молился, он и еще трое друзей устроили скачки, чтобы встретить нас. Красивый Старик все еще плакал, и я сказал ему, что провёл обряд и увидел, как мы найдем его лошадей в долине реки Вапити недалеко от Логова Горных Львов.

    Когда Теленок Бизона, Ограда и Птичий Огонь присоединились к нам, мы покинули северную тропу и поехали на запад в сторону нынешнего города Толука. Оттуда мы пошли на Флай-Крик, потом к реке Вапити, держась подальше от холмов Пайн-Ридж.
Железная дорога уже была построена и возведена станция, возле которой, наконец, мы вышли к низовьям ручья, недалеко от нынешнего города Бэллантайн*2. Я остановил мужчин и указал им на рощу, где видел упавшее одеяло, примерно в четырех милях от этого места. Мы были скрыты деревьями, росшими вокруг станции.
    Вдруг появился розовый орел, который неожиданно упал на землю рядом с нами, а затем отправился к горам. Я объяснил своим людям, что орел сказал мне, будто пиеганы находятся за теми деревьями. Мы ехали спокойно, пока не увидели привязанных к кустам пятнистых лошадей. Я послал за ними трёх человек, но тут пиеганы проснулись и начали метаться, как безумные. У одного был нож и ружьё за спиной, двое других кинулись в заросли вдоль реки. Я заметил, что один из них одет в белое одеяло, как человек из моего видения.
    Все украденные у нас лошади были возвращены и мы пересели на свежих. Одна Нога поскакал вперед, крича врагам, что хоть он и калека, но не боится умереть прямо сейчас. Я крикнул ему, чтобы он подождал, и начал собирать всех мужчин в плотную кучу, объезжая вокруг них с магической песней. Потом я развернул свою священную связку и увидел еще одно видение с  падающим белым одеялом. Остальные мужчины также развернули свои узлы, каждый привязал к волосам или еще где-нибудь амулеты и приготовился ехать.
 
   С запада послышался гром, и я понял, что враги могут ускользнуть, если не убить их до начала дождя. Как и было указано в моем видении, они пытались спрятаться в кустах. Мы спешились, когда приблизились на расстоянии выстрела, окружили их с трех сторон, прижав к реке. Теленок Бизона уже подъезжал ко мне, но был сбит выстрелом. Когда Одна Нога выбежал из за дерева, человек с белым одеялом выстрелил, но промахнулся. Я выстрелил в ответ и ранил его. Когда тот попытался убежать я выстрелил ему в спину - и он упал.     Начавшийся дождь лил так сильно, что сквозь кусты почти ничего не было видно. Очень сильно громыхало и сверкало много молний. Мы соорудили укрытие, но когда буря закончилась, стало слишком темно, чтобы преследовать врага.
Ночью стало так холодно, что мы пошли на станцию и спросили там у дежурного разрешение остаться, дав ему понять, что мы кроу. Он согласился, но если мы принесем немного дров. Воины привязали своих лошадей, оставив Красивого Старика на улице их охранять, развели костер, принесли дрова и легли спать. Мы были очень голодны, но у нас совсем не было еды. Посреди ночи Красивый Старик разбудил меня и сказал, что к станции подъехали двое мужчин. Я вышел с ним на улицу и велел стрелять, если они подойдут к нашим лошадям. Когда они приблизились, я увидел, что они оба в белых шляпах. Белые угостили нас горячим чаем, консервами из говяжьего языка и сухарями, а потом мы проспали до рассвета.
    Соблюдать осторожность не было никакой необходимости, когда мы поехали вниз по реке: враги, оставшиеся в живых, скорее всего, были уже далеко. Обследовав кусты, я нашел тело пиегана. Сняв с него скальп, я разрезал его на четыре части, дал один кусок Белому Глазу, один Короткому Быку и оставил себе два других. Кроме того, я взял его винтовку. Мы обнаружили, что это были сиу, а не пиеганы. Годы спустя, после того, как все племена заключили между собой мир, я узнал, что этот человек был сыном вождя.
Вернувшись в наш лагерь, мы провели между типи захваченных лошадей, а я нес скальп, привязанный к концу длинного шеста. Вскоре стойбище ожило, мужчины вынесли свои барабаны, а женщины начали танец скальпа. Я запел: «За рекой в тех суровых холмах есть скальп». И все её подхватили. В течение нескольких дней мы пировали и танцевали. Меня везде приглашали, и  я снова и снова рассказывал историю похода.
Мы были счастливы. Теперь, кажется, это было так давно. Все изменилось. Правительство запретило нам покидать резервацию. Даже на охоту нужно иметь специальное разрешение.
 
   Вскоре после этого похода командир Форта-Кастер, которого мы называли Опухший Нос, послал за мной*3. Я ожидал, что он посадит меня в тюрьму, но все равно пошел. Когда я вошел в его комнату, он встал для рукопожатия, и мне сразу полегчало. Офицер спросил, что случилось, и после того как я все объяснил, он заключил, что враги украли мою лошадь и я её вернул, убив одного из воров. Он сказал, что мой поступок правильный и спросил, не голоден ли я, получив утвердительный ответ, он направился к бюро и достал монету. Сообщив, что является моим другом, он добавил, что я сам могу купить себе то, что понравиться. Он снова пожал мне руку, и я поблагодарил его. Выйдя наружу, я посмотрел на странный подарок. Но когда зашел в магазин и купил много вещей на эту золотую монету в пять долларов, я понял её ценность.
После этого ничего не происходило. Мы просто жили. Не было больше ни военных походов, ни угона лошадей у пиеганов и сиу, ни охоты на бизонов. Нечего больше рассказывать.


глава тридцать один
1. Агент Е.П. Бриско 10 мая 1888 года написал об этом транспортном средстве: «Военные контролируя желаемую точку пересечения, установили там паром, но от них поступает много жалоб, потому что они вынуждены бесплатно перевозить индейцев» (Годовой отчет комиссара по делам индейцев, 1888, с. 155).
2. После его прохождения сиу преследовали экспедицию во время их прокладки маршрута в 1871-73, Северной тихоокеанской железной дороги (Northern Pacific Railroad), весь его участок в Монтане вдоль реки Йеллоустон, был окончательно завершен в 1886 году.
3. Если можно было быть уверенным в дате событий указанной Двумя Леггинами как 1888 год, в Форте-Кастер «Опухшим Носом» может быть определен полковник Натан A.M. Дадли, офицер, командующий первым кавалерийским полком.

***Two Leggings: The Making of a Crow Warrior


Рецензии