Дядя Паша

   - Зин-ка! - пьяно кричал дядя Паша и добавлял заковыристое ругательство.- Опять заначку стырила?
   Он лежал в канаве центральной улицы посёлка возле местного базара,спрятавшись,как ему казалось,за густым кустом крапивы.
   Тётя Зина перевешивалась через забор,возле которого торговала на развес из бочки солёными огурцами:
   - Живой?Ну-ка,ребята,передайте герою,- и доставала из-под прилавка бутылку вина.
   Встать дядя Паша не мог,у него не было ног до колен.Поэтому вино передавали мы - послевоенная шпана,живущие в соседнем с базаром дворе.Мы целый день крутились между прилавков,надеясь что-нибудь спереть,и опекали дядю Пашу - помогали усесться на самодельную тележку,подавали разбросанные деревянные колодки,которыми он отталкивался при езде.
   Появлялся дядя Паша в посёлке весной,как только на озере сходил лёд.В устье реки его размывало рано,и местные рыбаки выходили на лодках вплоть до Валаама. Оттуда они и привозили инвалидов на материк.Документов у тех не было,ехать куда-либо они не могли,да и не стремились,поэтому покупали вино и отбывали обратно.Жили инвалиды в монастырских кельях,превращённых то ли в интернат,то ли в места ссылки. Надзора,правда,за ними никакого не было,поэтому дядя Паша спокойно жил в посёлке всё лето.Возможно,он бы то же уезжал обратно на остров,но познакомился с тётей Зиной.Произошло это в первый же день появления дяди Паши в посёлке.Он выкатился на своей тележке по улице прямо к магазину в синих офицерских галифе и кителе с капитанскими погонами.Грудь украшали жёлтые и красные нашивки за ранения и несколько рядов медалей и орденов.Завершала всё это великолепие по самому верху Золотая звезда Героя.
   - Ну,мужики,пить будем!Годовщина Победы!Я ради этого дня ноги оставил в Восточной Пруссии!
   Мужики быстро организовали стол.Женщины то же в стороне не остались.И как-то так получилось,что тётя Зина оказалась за столом рядом с дядей Пашей.От выпитого она раскраснелась,неестественно смеялась.Дядя Паша,наоборот,пил не пьянея,а потом вдруг резко обмяк.Тётя Зина подхватила его и хрипло,словно оправдываясь, произнесла:
   - Мужики,помогите до дому довести.Не на улице же ему ночевать...
   Наутро дядя Паша в костюме брата тёти Зины на своей тележке расположился рядом с её прилавком,пил вино прямо из бутылки и о чём-то думал.Офицерскую форму с наградами он с тех пор хранил у тёти Зины.Бабы понимающе ухмылялись:
   - Ой,Зина,у него,видать,вся сила не в ноги уходит,а в другое!
   Тётя Зина пыталась уговорить дядю Пашу перебраться к ней насовсем,но он всегда отвечал:
   - Нет,Зинушка,осколок во мне бродит.Умру я скоро.Хочу в землю лечь с товарищами моими.
   Он каждый день напивался и,как верный пёс,засыпал в канаве возле прилавка тёти Зины.И вся его ругань в её адрес на самом деле была показной.Иногда он замирал на своей тележке и смотрел на,копошащуюся у прилавка,тётю Зину долгим печальным взглядом так,что она оборачивалась,смущённо одёргивала платье:
   - Ну,ты чего?..
   Он в ответ только качал головой.
   Каждую осень дядя Паша уплывал с рыбаками на остров,где всю зиму артельно шил обувь - деньги зарабатывал,а весной вновь появлялся.Тётя Зина знала,когда рыбаки отправляются на рыбалку,и ждала на берегу.
   Потом мы уехали.
   ...Года три назад я проезжал через посёлок.Остановился возле нашего дома и зашёл во двор.Крыша дровяного сарая была всё так же укрыта дранкой,которую прибивал мой отец пятьдесят с лишним лет назад.Какая-то женщина развешивала бельё.На скамейке сидела старуха,опираясь на самодельную клюку.Я подсел рядом:
   - Послушайте,здесь раньше жила Махонина Зинаида,не знаете?
   - А на что она тебе?
   - Да я когда-то пацаном ещё жил в этом доме.Хотел узнать про дядю Пашу,был тут такой инвалид без ног.
   Старуха вздохнула:
   - Я Махонина.А Пашка умер.Уехал на остров,а весной мужики приплыли за вином и сказали.Хотела съездить,а мужики говорят:"Не найдёшь.Много нас там похоронено." А ведь я любила его,а он меня.
   Я достал фотографию кельи с брошенной на пол колодкой для пошива обуви.Её подарил мне мой друг Игорь,фотохудожник.Он одно время жил и работал на острове.Зачем я взял её в поездку - не знаю.
   - Возьмите,- протянул старухе.- Может это та келья,где дядя Паша шил обувь.
   Она взяла фотографию:
   - Там теперь монастырь.Прав был Пашка - лежат они в благословенной земле,заслужили.А фотографию забери,всё-равно ничего уже не вижу.


Рецензии