Память

Начало мая. Время, когда весна окончательно набирает свою силу и уже готовится передать власть беспощадному летнему зною. Время поездок на природу, время шашлыков, время веселья, время официальных праздничных мероприятий, время поздравлений тех, кто ещё остался с нами, время памяти тем, кто ушел.

День Великой Победы нашего народа, память подвига наших предков, кто не скажет хорошего о тебе? Можно ли увидеть в какой-нибудь другой праздник столь явное проявление сопричастности этому событию со стороны горожан. Множество машин, из которых развиваются флаги России, флаги Победы, наполняют собой город. Они едут по своим делам, не желая при этом оставлять свою радость вещью интимной, но  делятся ней с окружающими, сигналя стоящим на тротуаре людям. Те же, в свою очередь, улыбаются им в ответ. А ещё эти картонные танки, разъезжающие по улицам и разносящие песни военных лет, громко напоминающие о тех днях, настолько сильно, насколько это способны сделать мощные аудиосистемы.

Но вот, в одну из дат Великой Победы, у меня, по случаю праздника, состоялся неожиданный разговор с неким знакомым мне человеком.

Тогда в городе происходило вышеописанное мной, и он, комментируя всё это, начал говорить о том, что праздник с каждым годом становится всё более искусственным, мол, многие это понимают. В его глазах День Победы стал неким ритуальным действием, некой традицией, которая с годами и десятилетиями всё больше и больше будет сходить на нет, пока ее не забудут вовсе.
 
Это был молодой человек одного со мной поколения, вполне себе образованный и весьма неглупый. Чтобы не остаться голословным, он привел мне пример войны 1812 года. Он поинтересовался у меня, а помню ли я, в какой день праздновался тот “День Победы” когда живая память о нём, ещё охватывала собой наш народ? Я не смог назвать ему дату.

А смогут ли назвать сегодняшнюю дату наши внуки? – спросил он у меня.

Тогда я спросил его о том, как он сам относится к этому празднику. Я видел, что у него не было никакого негатива в отношение к этому дню, но никаких особых чувств по этому поводу он тоже не испытывал. Для него это был просто обычный выходной день, весной, когда можно поехать отдохнуть на природу, о чём он мне честно и сказал. Он добавил, что я, конечно, могу его упрекать за такое отношение, но он ведь не участвовал в той войне, его предки, имевшие отношение к этому, давным-давно умерли, и он уже едва помнит, как их звали, тем более не помнит, какими они были людьми. Он не чувствовал свою связь с этим днём. Да, наши предки победили, они свершили подвиг и достойны уважения. Да, вероятно, благодаря этому он и смог появиться на свет, но это не его, а их победа.
 
И я понял корень этой беды. Для этого человека трагедия одной личности переросла в пустую статистику множества сломанных судеб, от чего у него и родилось такое отношение. Я же просто вспомню судьбу моих предков в те непростые дни тяжелейшего испытания.

Вот один из моих прадедов ушел добровольцем на фронт через месяц после начала войны, а ведь ему было тогда всего тридцать три. И что получил мой прадед за свой благородный порыв? Погиб неизвестно когда, неизвестно где, и даже могилы у него нет. И как мне относиться к этому, даже если предположить, что речь шла бы не о моём предке, а о просто постороннем человеке? Неужели я должен воспринимать это с равнодушием?

Вот сестра бабушки моей жены, которая погибла в Полесье, провоевав несколько месяцев. Она попала в окружение с небольшой группой солдат и была зверски убита. Это мне тоже надо забыть?
 
Другой мой прадед ушел на фронт в сорок третьем и, пройдя за два года пол Европы, будучи награжден, благополучно вернулся на родину, где до конца своей жизни пользовался почётом и уважением. Разве не заслужил он этого, пройдя через ад? Не заслужил ли и он и моего уважения, хотя я его ни разу и не видел? 

И подобных историй миллионы.
 
Не будем же сводить к пустой статистике множество непростых судеб простых людей. Будем напоминать окружающим нас о том, что эта память, память о конкретных людях, которых огромное множество. И всё это множество, не сливаясь в серую массу, вместе составляет собой единую живую память, плодом которой будет искренняя радостью, наполняющая нас в этот замечательный весенний день, несмотря на любую погоду. 


Рецензии