Сплавщики

  /Основан на реальных событиях в 50 годах./               
 
 Бригада сплавщиков недавно вернулась с реки. Уставшие искусанные в кровь комарами и гнусом, все двенадцать мужиков расположились на отдых в прохладной избе. Кислый спёртый запах мужских потных тел и ног, сырых рубах и портянок стоял здесь.  Данилыч, пожилой человек, не первый год был бригадиром на сплаве. Он пользовался большим авторитетом в бригаде. Опыта ему было не занимать, да и дело своё знал отлично. «Ребята», – сказал Данилыч – «Надо бы сходить к верхнему порогу, нет ли там залома, лес плохо идёт, а то забьёт, не разгребём, сами знаете. Кто сбегает?» –  обратился он к сплавщикам, никто не тронулся с места. Люди были настолько уставшие, что снова одеваться, и идти не было ни сил, ни желания, ну а желания у них никто и никогда не спрашивал. «Ладно, тогда пойдёт Геннадий, Коля и ты» –  указал он на небольшого, довольно бойкого светловолосого мужика, Васю Вяткина, – «по пути проверьте капкан, а то вторую неделю стоит пустой, зря привады натаскали». Быстро одевшись, все трое не проронив ни слова, вышли из избы. «Чего опять я?"- забурчал Вася, выходя. «Других, что ли нет, все наломались за день». «Да, ладно тебе!» – сказал Геннадий. «Кому-то надо идти, ты лучше расскажи, что ни будь, быстрее дойдём». Они устало пошагали по тропе вдоль реки. Тучи комаров и мошки зудели вокруг.  Василий в очередной раз рассказывал что-то веселое и товарищи, шедшие рядом, слушали, и дружный хохот раскатывался по лесу.
 Вода шла ещё большая, это было время для сплава. Плотины у озёр открыли, и река пошла с лесом. В некоторых местах она делала повороты, и получались заломы на  берегах рек. Сплавщики в летний сезон ходили  по всей реке, сталкивая брёвна на быструю струю воды. Никто не считал, сколько километров по берегам больших рек и маленьких, но протяжённых, заросших ивняком лесных речушек, по колено и по пояс в воде, через коряги и буреломы, искусанные мухами и комарами, проходили они за сезон.  Это был тяжёлый изматывающий труд, – зимой валили лес по пояс в снегу, летом на сплаве, и так ни месяц, ни два, а годы. Ну вот, и дошли до капкана. «Вась, сходи, посмотри, пусто наверно?» - сказал Геннадий, и Василий, уверенный в том, что капкан опять пуст, быстрым шагом пошёл в ту сторону.
   Медведь  подошёл к приваде еще ночью. Почувствовав  манящий запах протухшей рыбы издалека,  он шёл не спеша. Осторожно подойдя к невысокому, выложенному из двухметровых бревен углу, он обошёл его несколько раз.  Редко он заходил в закрытые пространства, где не виден был выход, если только в старые охотничьи избушки чем-нибудь поживиться. Перед входом лежало толстое сучковатое бревно, а сразу  за  ним  была ровная площадка, укрытая лапником и старой листвой. Он попытался подкопать с другой стороны к приваде, но угол стоял на камнях.  Капнув лапой несколько раз, он вновь вернулся к входу.  Медведь еще раз поднял морду и втянул воздух, запах так манил его и он переступил через бревно. Лязг железа и  резкая боль обхватила его лапу выше локтя. Он с рёвом рванул ее и отскочил в сторону. Трёхпудовый капкан, привязанный за середину бревна  с сучьями, похожими на борону, плотно держал медведя. Пытаясь подальше уйти от этого места, он потащил капкам вместе с   потаском,  оставляя за собой глубокий след, но здесь же, дойдя до густого березняка, с ёлками и кустами,  застрял и запутался. Медведь стал бить капканом по бревну, пытаясь сбросить его с себя, он долго  ещё бился и ревел от злобы, грыз железо зубами, но капкан не поддавался.  Так прошли ночь и день.
    Уже под вечер вдалеке послышались голоса людей, он насторожился, высокие кусты и деревья, с молодой распустившейся листвой хорошо скрывали его, и он не сразу увидел уверенно шагающих по тропе   людей.  Может  они пройдут мимо, и он вновь попытается вырваться, но эти трое остановились и что -   то говорили между собой. Затем тот, что пониже ростом, направился прямо в его сторону. Медведь притаился и припал к земле. Сейчас он проучит этого человека,  два прыжка и всё будет кончено. Человек подошёл уже совсем  близко, ещё ближе, ещё - медведь с рёвом рванулся из засады. В доли секунды, и он оказался рядом с этим маленьким испуганным человеком. Ему показалось, что кроме страха и ужаса на его лице ничего не было. Медведь взмахнул лапой, чтобы сбить его с ног, но ему не хватило  несколько сантиметров, чтобы зацепить. Резкая боль пронзила медведя и отбросила его назад. Геннадий и Николай  ждали Василия, пересказывая услышанный рассказ, и смеялись. Вася только что исчез за деревьями. Внезапный жуткий медвежий рев прервал их веселье, и легкая  дрожь пробежала по их спинам. Через две три секунды увидели Василия, он мчался на большой скорости, с криками  и матом мимо товарищей в направлении избушки, где находилась бригада. Геннадий и Николай среагировали мгновенно, они сорвались с места, к реке и даже тяжёлые сапоги не мешали их быстрому бегу.  Добежав до реки, и выскочив по брёвнам до залома, они остановились. Тяжело дыша, посмотрели друг на друга.
-Слушай,он же в капкане.
-Ну, да - ответил Николай.
-Так что же мы здесь оказались? Пошли в бригаду.
 Сделав небольшой крюк, и выйдя на тропу,  почти бегом заспешили к избушке. Пройдя совсем немного, они увидели шумную толпу сплавщиков шедших навстречу. Впереди с ружьем шел Данилыч. Забегая то справа, то слева от него рассказывая и размахивая руками, бегал Василий Вяткин. Толпа шла, вооружившись, кто - чем мог: топоры, несколько багров, несли с собой мужики, подбадривая друг друга. «Где вас носило?» - спросил Данилыч, увидев идущих навстречу Геннадия с Николаем. «Васька все уже рассказал, вон как распалился, давай присоединяйтесь». Медведь уже слышал людей, их было много, и они приближались. Он заревел  от бессилия и злобы. Голоса становились все ближе, а запахи все резче. Он ещё раз дёрнул капкан, пытаясь уйти, но потаск едва сдвинулся и снова застрял в корнях деревьев. Медведь затаился и стал ждать. Толпа людей  стала осторожно подходить к тому месту, где был зверь.  «Вон он там был», -  шёпотом сказал Василий, показывая рукой, - «Но я не пойду, с меня хватит».  Все взгляды людей были устремлены на то предполагаемое место, куда показывал Вася. Елки и распустившаяся березовая листва мешали сразу разглядеть медведя. «А может, он уже и убежал?» - спросил кто-то. «Да куда он уйдет с капканом!» - ответил другой.
 Внезапный рёв нарушил лесную тишину. Медведь кинулся на толпу сплавщиков, бросившихся врассыпную. Но привязанный к бревну капкан не давал ему добраться до людей, он бросался из стороны в сторону, но так и не мог никого зацепить. Данилыч поднял ружье и прицелился. Этот старый  медведь  видно хорошо знал, что такое ружьё, он обреченно сел и закрыл голову лапой. «Смотри Данилыч, он морду лапой закрывает», - удивились мужики.  «Да вижу я»- сухо ответил он и нажал на курок. В три выстрела все было кончено.  Медведь лежал на боку, немного повернув голову, пасть его была приоткрыта и виднелись желтоватые клыки немолодого уже зверя. Вася Вяткин осторожно подошёл к нему и пнул сапогом.  Убедившись, что медведь мёртв, он встал поудобнее, широко расставив ноги, размахнулся и со всей силы ударил обухом топора медведя в лоб, голова его качнулась и подалась назад. «Вот тебе» - со злобой в голосе сказал Василий. Сплавщики удивленно переглянулись – «Эй Вася, ты чего с медведем делаешь, видать здорово ты струхнул?»-  Вася зло посмотрел на них, пнул медведя еще раз и отошёл в сторону.
   Сняв шкуру, несколько мужиков посадили зверя на пень, прислонив его к дереву. «Смотрите ребята», - сказал один из них. И молодые сплавщики, да и те, кто был постарше, но ни разу не видел медведя без шкуры, непроизвольно раскрыли рты. Перед ними на пне сидел зверь,  телом и мышцами очень похожими на человека. «Да а », - протяжно сказал один мужик, – «Слышал я, что коренные жители Сибири считают, что человек произошёл от медведя. «Да ну?»- удивился другой. «Да ты сам посмотри, как похож!». С удивлением сплавщики разглядывали и обходили со всех сторон сидящего медведя. Только на лбу его  даже издалека был виден огромный синяк  от обуха топора Василия Вяткина.


Рецензии