Периодическая таблица

  Новый инженер по охране труда появился рядом, когда страница на печатающей машинке уже заканчивалась.
  - Здравствуйте, меня зовут Николай! - сказал невысокого роста плотный мужчина.
  - Здравствуйте, меня тоже, - отвечаю, не отрываясь от печати.
  - Что вы печатаете?
  - Заканчиваю документы по авторскому свидетельству.
  - Да, интересно, значит я к вам! Вы знаете, я могу подсчитать, какой статический заряд получила ваша страница во время печати!
  Конечно, я не физик, но все таки возразил: «Это почти невозможно!»
  Он заулыбался:
  - Знаете, специально выбрал вас для разговора, остальным, мне кажется, неинтересно!
  - А по какой же формуле считать? - спросил я себя.
  - Я вам завтра покажу.
  На этом наша первая встреча закончилась.
  На следующий день в обед, когда конструктора ушли в столовую, он появился снова.
  Передо мной раскрылся огромный лист бумаги, разрисованный цветными карандашами:
  - Что это? - спрашиваю.
  - Это таблица! Физических величин! - сказал он, а я уже с интересом разглядывал знакомые с института формулы, переходящие одна в другую, с помощью неизвестных мне связей в виде линий. От каждого узла формулы во все стороны шли горизонтальные и вертикальные линии. По четыре линий, на некоторых линиях были стрелки. Подписи «Характеристика поля», «Характеристика кванта», «Упруго- статика», «Магнитостатика», «Электростатика», «Пространство, кинематика, динамика, гидравлика, акустика, колебания, волны, оптика, термодинамика, молекулярная, атомная физика», «Теоремы - Стокса, Гаусса, Остроградского».
  - Вот видите! При переходе по горизонтали, в этой формуле время, в следующей - время в квадрате, в следующей - постоянная скорости света, в следующей - она в квадрате, - ткнул он пальцем в листок.
  Внимательно присмотревшись, мне стало казаться это логичным.
  - Знаете Менделеева! Ему периодическая таблица химических величин приснилась во сне! У меня по-другому! - загадочно улыбнулся Николай.
  - И как же, интересно послушать?
 
  Привожу его рассказ, по памяти: «Вы не смотрите, что я - инженер по охране труда. После окончания физико-математического факультета Вологодского педагогического института я пошел преподавателем физики в техникум.
  Однажды я простудился и практически оглох, почти глухонемой, лежал в больнице с такими же.
  Мать носила передачи, и попросил я ее принести книги почитать, библиотека у меня хорошая. Мать принесла мне астрономию. Общаться мне было не с кем, я ею зачитался, и стали мне появляться всякие миры с формулами.
  Потом, уже когда я поправился, возникла идея попытаться упорядочить весь  физический материал, известный науке на тот период, я стал искать переходные связи из одного раздела физики в другой, например, мне удалось связать статику, динамику, термодинамику, оптику... и все в одну таблицу. Первоначальная цель была, помочь моим ученикам легко применять разные физические формулы при решении задач.
  Да, кстати, вот место, та самая формула, по которой можно сосчитать статический заряд на вашем листе бумаги после печати от ударов литеров машинки по листу!
  Это не самое главное, в моей таблице вписаны связанные между собой все известные на тот момент физические формулы, но в ней есть белые пятна! Которые предстоит еще заполнить! Да, студенты, которые освоили применение моей таблицы, все успешно сдали физику после техникума и поступили в институт.»

  - Вы можете помочь мне оформить заявку на авторское свидетельство или патент?- спросил он.
  - Но я не физик! Может, вам лучше с этим повстречаться с профессорами физики, допустим, в Москве?
  - Я уже встречался! Предложили взять меня в соавторы на условиях — 10% будут мои!
  - Да, похоже, нам туда не пробиться, - мрачно ответил я. - У меня отец изобрел льнорасстилочную машину! Целый институт был против, а он ночевал под лодкой в Москве на Бережковской набережной, пока пробивал авторское, однажды даже в милицию из-под лодки забирали, да узнали, что изобретатель, отпустили.
  Потом они вдвоем эту машину изготовили, она работала намного лучше существующих. Пока они ее создавали — отец изготовлял детали, а Сашка чертил — отца с работы уволили, а Сашка, с чего бы это? Пошел зимой на канал и в проруби утопился! Так в милиции сказали...
  Мать (моя бабушка) написала в газету «Известия», приехал корреспондент. Потом отца на работе восстановили и за два года зарплату выплатили! Правда, через месяц должность сократили... Припомнили еще, что он один какую-то премию по Волго-Балту отказался получать, сказал, не достойны! Ничего сделать не могли, даже на дом носили! Не взял... С ружьем вышел, отступились.
  Николай, присел рядом безнадежно:
  - Вот все так, и патент или хотя бы авторское не получить и жену не найти!
  - А, вот как раз с этим я могу посодействовать, ваш коллега в юбке, тоже учитель, только биологии. И если вы без особых претензий, — блондинка жгучая, без мужа, говорит скороговоркой, но умная! Сил нет.
  - Смешно, но посодействуйте!
  На следующий день, перед обедом я взял пол-отгула, выглянул в окно, а там улица главная, а в середине бульвар, Николай уже топтал его, видимо, минут десять, на нем был белый офицерский шарф!
  После некоторых реверансов учительница биологии усадила нас за стол. Домик был деревянный одноэтажный, комнатка маленькая, уютная, жила она одна: «Только недавно вернулась из Англии! - победоносно осмотрела она двух Николаев. - Вот, привезла учебники биологии и математики, правда, на английском.»
  Я отсел на диван и взял в руки книгу большого формата, на отличной мелованной бумаге, с цветными картинками: «Вот это да! - обалдел я.»
  Книга начиналась от общего к частному: «Если представить время существования Земного шара за один год, - сказал я, разгадывая первую страницу, - то человечество существует только с 31 декабря последние 2 часа!»
  Эта новость произвела на меня очень сильное впечатление.
  Там были собраны все виды червей, бабочек и другой животный мир, красочные привлекательные картинки, текстов почти нет.  Фолиант был толщиной сантиметра три.
  - Николай, вы еще учебник математики не видели, для первого класса! - сказала мне биологичка.
  - А что там может быть интересного?
  - Ну, например, такая задача: «Пять учеников собрались на пикник и сбросились по 2 фунта, потом к ним присоединился еще один, но у него вместо денег была гитара.»
  - И что тут надо решить? - спросил я, - гитара, нам знакомо!
  - Кто кому сколько должен!
  - Боюсь, я не в состоянии даже предположить, какой ответ.
  - Вот! А ответ, оказывается, простой, так как они отдыхали, а гитарист работал, он отработал свои два фунта и никто никому не должен!
  - Ух ты, представляю, что за задачи в 10 классе, если он у англичан есть!
  Между тем, чтобы не мешать знакомству, я вежливо отпросился домой под благовидным предлогом.
  Потом ворона на хвосте принесла, что брак не состоится по причине мозговых завихрений, у каждого своих.  Как говорил один туркменский товарищ: «Жена не должна иметь образование, ну, максимум четыре класса!»


Рецензии
Здравствуй, Николай!
Смотрю и делаю вывод:
пединститут выпускает одних
менделеевых и мичуриных.Люся
мне много рассказывала о нем.
Да я и сам по ней и Гелке понял.:)))
Отличный рассказ! Помог мне Вологду
вспомнить.
Николай! Привет вологжанам!
Жму руку. Борис

Смирнов Борис   26.10.2018 21:16     Заявить о нарушении
Здравствуй, Борис! Спасибо за отзыв, привет передам!
Хорошего тебе настроения! Николай

Николай Воскресенский   29.10.2018 20:39   Заявить о нарушении