Гордыня

    Такие понятия как «Бог», «Рай», «Ад» у каждого нормального человека на слуху, и обязательно однажды приходит время, когда  мы пытаемся  поглубже  вникнуть в их суть. Не секрет, что из всех перечисленных понятий  любого  православного страшит термин «Ад», и весьма интересует такое понятие как «Грех».
Из всех смертных грехов, за которые можно запросто в перспективе загреметь в «Ад» самым страшным в православии  считается «Гордыня». Этот грех напрямую связывают с деятельностью Сатаны. Известна  версия о  том,  что  когда  было создано небесное воинство,  самый  высший  и  могущественный   из  ангелов,  Денница,  не  захотел находиться в послушании Богу. Он  решил, что  может  быть равным Всемогущему. И в небесах разразилась война между ангелами. Воинство  Денницы сражение проиграло, и Сатана был низвергнут как молния  с  небес  в преисподнюю, которая превратилась в «Ад».
Грех, совершенный Денницей и есть  грех  «Гордыни». И смысл  Греха прост. Денница пришел к  Суждению  о своем равенстве  с Богом. Он  решил, что  выше  всех других ангелов и достоин  Иной, Высшей  участи. В  православной  религиозной  литературе описываются  многие  десятки  признаков  человеческой  Гордыни.  Среди  них можно назвать:
- недопущение того, что вы можете быть неправы.
- взгляд на людей свысока.
- унижение себя и других.
- постоянная необходимость быть в центре внимания.
- обидчивость.
- ощущение своей никчемности.
- неблагодарность.
- раздражение.
- осуждение окружающих.
- неосознание своей гордыни.

   Если все признаки Гордыни проанализировать, то можно сделать заключение о том, что сущность данного греха заключается в «Оценке» человеком  себя и окружающих. В сущности, судить и оценивать себя и  окружающих,  ранжировать  их, в том числе по нравственным критериям  (добрый, злой, умный, глупый и пр.), значит предвосхищать суд Божий, узурпировать его. И значит ставить себя, как когда-то Денница, на одну ступень с Богом.
     Таким  образом,  «Оценка»  и  «Суждение» - первооснова  «Гордыни». Отдельные   служители    православной     церкви     пытаются   ранжировать понятия «Оценка», как «Оценка»  завышенная, заниженная. Однако, если  следовать  канонам  церкви об оценке (как  это  не  греховно), то  человек  субъективен и не может как Бог быть носителем Истины. А раз так, то любая  человеческая «Оценка» себя и ближнего есть оценка завышенная  или  завышенная и естественно  НЕОБЪЕКТИВНАЯ. И любая «Оценка» как и «Суждение» есть грех «Гордыни»!
     А возможен ли Человек как Личность, существовать без греха «Гордыни»?  Чтобы попытаться  ответить  на  этот  вопрос  (хотя  ответ  на  этот  вопрос изначально представляется ясным),  поразмышляем  немного  по  поводу  процесса  формирования человеческой личности. На  эту  тему написаны  десятки научных работ и нет смысла пересказывать выводы ученых. В качестве резюме отметим, что формирование Личности является процессом формирования индивидуального «Я». Это формирование  происходит путем   «Оценки»   собственных  человеческих  характеристик.  Эти  характеристики определяются  путем  сравнения  и  оценки  себя  с  характеристиками  и  оценками окружающих. Отсюда  детские  «Суждения» : «Я – большой»,  «Я – маленький»,  «Я  - умный», «Я – глупый», «Я – хороший», «Я – плохой». То есть без института «Оценки» и «Суждения» в процессе  жизнедеятельности  формирование  Личности представляется не реальным!
     Человек,  воспитанный  в  волчьей  стае  Никогда  не становится «Человеком», «Личностью».  Только  в  человеческом  обществе,  благодаря  институту  «Оценки и Суждения»  формируется  человеческое  «Я»  и соответствующее этому «Я» поведение. Типичные человеческие, в  том числе  и нравственные, характеристики»  формируются через «Оценки» и «Суждения». Без  них  нет человеческой  личности и человеческого сообщества.  Сама  форма  существования  социального  сообщества  невозможна  без «Оценки» и «Суждения».
     Таким   образом,  «Гордыня» - это  проявление   нравственных   характеристик Личности Человека, без которых Человек, как  явление, невозможен. И борьба против признаков Гордыни, а их много больше, чем  указывается  в трактовках православных богословов,  есть   борьба  против  Личности,  против  Человека,  со  всеми   его достоинствами и недостатками.
     И  корень  Греха  скорее  всего  кроется  не  «Оценках»  и  «Суждениях», а в особенностях физиологии и психологии отдельного индивида и специфики формирования Личности, связанной с  огромным  количеством факторов. И задача Общества, включая православное   сообщество,  состоит  в   функционировании  на   основе   всеобщих нравственных ценностей, сохраняющих человеческую цивилизацию и отдельную Личность в состоянии относительного равновесия.
       


Рецензии