Три стратегии духовного противостояния
В этой статье мы поговорим о трех основных стратегиях противостояния. Противостоять можно людям или обстоятельствам, у особо продвинутых товарищей практикуется противостояние самому себе.
Итак, у нас существует нечто, что нас не устраивает или, другими словами, нам противостоит. Допустим, это некий конфликт. В зависимости от степени остроты этого противостояния мы можем выбрать один из трех методов взаимодействия с этим конфликтом, если, конечно, вас не устраивает четвертый - и самый простой вариант - подчиниться.
Первым вариантом противостояния является путь торговца или дипломатический путь. Еще его можно назвать путь скрытого противостояния. Как вы помните, в древнеиндийской системе деления общества существовали четыре касты - слуги, торговцы, воины и священники. Соответственно, стратегия торговца -это попытка уйти от прямого столкновения и по возможности решить спорные вопросы путем переговоров. Торговцы народ не сильный, но хитрый и склонный к манипулированию. У торговца есть нечто, чем он в случае острой необходимости готов пожертвовать с тем, чтобы взамен получить то, что ему необходимо. Обмен и стремление торговаться для него естественны. Путь торговца подходит для случаев, когда конфликт еще не перешел в горячую фазу, и противники готовы исследовать намерения друг друга, а также степень глубины имеющегося противоречия. Кроме того, путь торговца - это манипулятивный путь. Он порой позволяет получить то, что невозможно получить в открытом бою, в том числе, какую-то важную информацию или уступку.
Путем торговца часто идут люди, у которых недостаточно внутренней силы, пытаясь выдавать эту стратегию за глубокую мудрость. Но если им встречается более сильный противник, то он всегда ощущает слабость позиции торговца, за которой скрывается боязнь открытого конфликта, и, как правило, продолжает давление на него, тем самым принуждая его к сдаче.
Однако допустим, что нам попался достаточно сильный противник. И при помощи пути торговца добиться от него ничего не удалось.
Тогда мы переходим ко второму пути - пути воина или пути сражения. Это наиболее активная фаза противостояния, маски сброшены, забрала опущены, противники выясняют, кто из них сильнее в открытом бою. Воины - это натуры сильные, горячие и бескомпромиссные. Основной кайф они получают именно в бою, поэтому наиболее к нему стремятся. Если вы видите, что противник пытается уйти от открытого сражения и перейти к фазе дипломатии, значит, перед вами не воин, а торговец. Настоящий воин будет стремиться к сражению и даже если он в нем проиграет, потому что для него это родная стихия.
В задачу воина входит охрана собственной территории, поэтому ни на уступки, ни на обмен он не пойдет. Отобрать у воина его собственность можно только победив его в бою. Отрицательной стороной пути воина является то, что в ходе сражения противники причиняют немало ущерба как себе, так и окружающим, часто даже не замечая этого в пылу схватки. Кроме того, путь воина часто ведет обоих противников в сторону все большей жестокости. Оба воина постоянно атакуют границы друг друга, не считаясь ни чувствами, ни с обстоятельствами. В большинстве случаев путь воина позволяет выяснить, кто из противников сильнее, и затем вернуться к пути торговца и дипломата.
Но бывает так, что силы у противников равные, и открытый бой только привносит многочисленные разрушения, не вынуждая ни одну из сторон к сдаче. Или также в случае, если один из противников проигрывает и ощущает, что вот-вот будет морально и физически раздавлен. В таких случаях целесообразно переходить к пути священника.
Путь священника наиболее интересен и наиболее сложен из всех трех. Он требует большой выдержки и силы. Неслучайно в древности считалось, что хороший священник может получиться только из того, кто прошел путь воина. Священники также являлись высшими правителями в древних обществах, руководя действиями воинов. Задача священника состояла в отслеживании тенденций изменения движения мира ( в том числе тонкого), медитативном созерцании и выстраивании государственной стратегии и философии. Сила священника в поддержании связи с божественным и опоре на нематериальные ценности.
По сути священник - это отказавшийся от сражений воин. Отказавшийся не потому, что он со всем согласен, а потому, что накопил в себе достаточно личной силы для другого вида противостояния.
Священник обладает способностью передавать решение конфликта в руки высших сил. Он умеет отключать собственные желания и личную заинтересованность в конфликте. Он умеет молиться о нахождении наилучшего решения, когда военная стадия зашла в тупик. Сила священника в его вере и умении действовать в обход собственного эго. Он знает законы функционирования мира и понимает, что мир всегда стремится к равновесию. Он знает, что на нахождение точки равновесия обычно уходит время. Он умеет вводить в конфликт более высшие силы.
Состояние священника одновременно и отрешенное, и сосредоточенное. Просто фокус его сосредоточения находится чуть выше, чем суета повседневности и чуть дальше, чем ближайшая перспектива. Он, если использовать терминологию Кастанеды, наблюдает за миром рассредоточенным взглядом, пытаясь уловить течение процессов, а не конкретных действий. Пребывание в состоянии священника бывает очень полезно в трудноразрешимых, тупиковых ситуациях, когда внутри человек испытывает явный конфликт между сердцем и разумом и в то же время ощущает, что не может сидеть сложа руки.
Это состояние дает мощный прилив энергии, помогает спокойно и с достоинством воспринимать происходящее, каким бы оно ни было. Фокус внимания священника сосредоточен также на его собственном внутреннем мире, благодаря чему он отслеживает, как окружающие обстоятельства отражаются на его состоянии.
Эти три вышеописанные стратегии могут применяться поочередно, сменяя друг друга. Несмотря на то,что они представляют собой три иерархически выстроенные ступени, на самом деле, они хорошо дополняют друг друга. Смена этих состояний, подобно кинокамере, сменяющей фокус с ближнего на дальний и наоборот, дает возможность видеть и оценивать ситуации с разных сторон, придает восприятию объемность и глубину. Это бывает особенно полезно в затяжных конфликтных ситуациях с кармическим подтекстом, долго длящихся и требующих выдержки.
В ситуациях, где не все или мало что зависит от нас. Играя тремя состояниями, мы позволяем двигаться самим себе и продвигаем на более глубокий духовный уровень всех участников драмы.
Елена Урания
www.ezopsychology.ru
Свидетельство о публикации №217050700568