В Брестской крепости

   Гайтукаев Али Дакаевич был сыном потомственного земледельца. Родился в 1920 году в с. Ишхой-Юрте Гудермесского района Чеченской Республики (родословная нашего главного героя - моего дяди - берет свои корни в с. Билты Ножай-Юртовского района). Рано познал нелегкий труд крестьянина. Был сильным, смелым, имел тягу к преподавательской деятельности. Все это пригодилось ему, когда его призвали на службу в армию.
 
   - 13 октября 1940 года мы сели в поезд в г. Гудермесе, а 21 октября уже прибыли в Западную Белоруссию. Со мной были призваны в армию мои односельчане Висингириев Абдулла, Дутуев Алади, Кадиев Хумайд. Все они были моими ровесниками, сильными, смелыми, дисциплинированными парнями, - рассказывал Али.
 
   Земляков у Али в Брестской крепости было много: более 300 человек. Из одного Гудермесского района в 8-й роте крепости было 14 человек. Из них живыми из крепости вышли Алади Саламов и Али Гайтукаев. Саламов умер после войны в Казахстане.
 
   А ишхойюртовцы Висингириев Абдулла, Дутуев Алади, Кадиев Хумайд погибли при обороне Брестской крепости в первые же дни войны. Все трое были единственными сыновьями своих родителей, поэтому в Ишхой-Юрте трудно найти человека, который носит сегодня одну из этих фамилий.
 
   Не вышли из крепости Ибрагимов Зайнди, Таузарханов Вита (оба из Кошкельдов), Эсбулатов Мадар-Солта (из Азамат-Юрта), Бакриев Магомед, Шамилев Харон, Асхабов (Мусаев) Зайнди (все трое из Гудермеса).
 
   Большими друзьями Гайтукаева Али были казаки Петр Савельевич Балюков из ст. Нестеровской и Дмитрий Логинович Орлов из ст. Троицкой Сунженского района нашей республики. Балюков был пулеметчиком. Он погиб при обороне крепости в первые дни войны. Орлов вернулся, будучи несколько раз раненым. Умер он в 1947 году дома. Об этом Али узнал лишь в 1957 году по возвращении из высылки.
 
   …Будучи недалеко от границы, Али Гайтукаев и его сослуживцы чувствовали приближение войны. Самолеты немцев пересекали границу и летали над крепостью еще за 2 месяца до начала войны. Были случаи, когда солдаты просили командиров разрешить стрелять по низколетящим самолетам. Но разрешения, конечно, никто не давал.
 
   Вспоминая первый день войны, Али Гайтукаев рассказывал: «Я спал. Вдруг проснулся, как от землетрясения. Это был сущий ад. Все рушилось и горело. Беспрерывно падали снаряды и бомбы. В небе – огромное количество самолетов. Я служил в 455-м стрелковом полку. Много наших бойцов осталось в крепости, их выход вскоре был закрыт огнем немецких пушек и минометов».

   Немцы были уже за Минском, а Брест геройски защищали солдаты, среди которых числилось большое количество северокавказцев. 427 человек было только в новой сводной части, куда попал Али Гайтукаев. После кровопролитного боя с немецким десантом у станции Кардымовка их осталось в живых 13 человек, в том числе двое чеченцев: Эдиев Эски из Цоцин-Эвл и Гайтукаев Али.

   А 3 августа 1941 года около того же села Кардымовка Али попал в плен, откуда его повезли сначала в Польшу, а затем перебрасывали в Германию, Францию и Данию.
Только по окончании войны в мае 1945 года Али освободился из немецкой неволи. Это случилось после того, как союзные войска освободили военнопленных и передали советским властям.
 
   Али уехал в Среднюю Азию, куда, отобрав все имущество и лишив всех прав, был сослан чеченский народ. Там Али узнал, что в первые же дни войны добровольцем ушел на фронт его родной брат Гайтукаев Чанта, проживавший в г. Гудермесе. Подробных сведений о Чанте нет, но в 1943 году родственниками была получена похоронка о том, что Чанта погиб смертью храбрых под Гомелем. А уходя на войну, он обещал своей матери встретиться на войне с братом Али и вместе бить немцев.

   В письме за подписью Гудермесского военного комиссара подполковника В. Портнова (№389 от 26.4.1991 г.) сообщалось: «Гвардии рядовой войсковой части 31*** Гайтукаев Чанта Дакаевич – погиб 14 ноября 1943 года. Извещение о его гибели вручено его жене – 15.01. 1944 года.
   Основание: Книга погибших военнослужащих на фронтах Великой Отечественной войны…»

   Недавно удалось найти наградной лист на Чанту Дакаевича, из которого следует, что «Гайтукаев Чанта Дакаевич, 1908 года рождения, сабельник 2-го сабельного эскадрона 56-го гвардейского кавалерийского полка Центрального фронта, в Красной Армии с 20 декабря 1941 года, представлен 18 сентября 1943 года к награждению орденом «Красная Звезда».

   За подписью командира полка гвардии майора Кирилова изложены сведения о личном подвиге воина: «Товарищ Гайтукаев в боях против немецких оккупантов проявляет мужество и отвагу. За один день при освобождении населенного пункта Ивановка он из винтовки убил 4-х немецких солдат и своим примером увлекал своих товарищей на быстрейший разгром кровожадных немецких бандитов…»

   Наградной лист еще не свидетельствует о том, что решение по данному поводу принято и награда вручена. Поэтому мы были безмерно рады, когда удалось найти и копию приказа №016-П от 10.10. 1943 г. следующего содержания:
«От имени Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, за образцовое выполнение задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество НАГРАЖДАЮ:
                орденом «Красная Звезда»
гвардии красноармейца Гайтукаева Чанту Дакаевича – кавалериста 2 эскадрона 56 гвардейского кавалерийского полка.
Гвардии полковник Фиксель».

   В середине 60-х годов прошлого века в доме у Гайтукаева Али в с. Ишхой-Юрте побывал известный чеченский писатель Халид Ошаев, который собирал материал для своей книги «Брест – орешек огненный». Позже Али часто бывал в Грозном в гостях у писателя. Как известно, книгу Х. Ошаева долго не печатали (почти 30 лет), и она вышла в свет лишь после смерти автора в 1990 году тиражом 30000 экземпляров.

   Позже издана книга Халида Дудаевича Ошаева «Слово о полку Чечено-Ингушском». Материалы первой книги («Брест – орешек огненный») вошли в эту книгу как одна из частей. Об Али Гайтукаеве можно прочитать в рассказе «В 455-м стрелковом».

   Али Гайтукаев мог безошибочно по памяти перечислить имена около 90 односельчан, которые ушли на войну из Ишхой-Юрта. Отдельно он выделял тех, кто не вернулся с войны. У Али была удивительно крепкая память.

   Долго Али рассказывал о ветеранах-ишхойюртовцах Эльсункаеве Абдул-Хамиде и Хажбакбарове Уматгери, которые с 60-х годов прошлого века до конца дней своих проживали в станице Шелковской Чеченской Республики. Эльсункаев, кстати, был награжден в войну орденом Красной Звезды (рассказ о его боевых делах на данной странице).
 
   Али до последнего (вплоть до развала СССР) держал связь с однополчанами. Часто ездил в Брест. Бережно хранятся в его семье поздравительные открытки к 9 мая от коллектива мемориального комплекса «Брестская крепость – Герой», которые он получал вплоть до 1992 года. В этом музее на Гайтукаева А.Д. имеется материал как на участника обороны Брестской крепости и боев в районе Бреста, сведения о нем  теперь записаны там на специальную памятную плиту.

   В нашем архиве - письмо от участника войны из г. Фролово Волгоградской области В.В. Пономарева (датировано 23.02.1986 г. и адресовано руководителю штаба «Поиск» средней школы с. Ишхой-Юрта Гудермесского района Чечено-Ингушской АССР), раскрывающее некоторые детали того периода (печатается в сокращении):

   «Дорогой Али Алиевич, ребята! Получил Ваше письмо. Спасибо! Уже несколько раз я пытаюсь узнать, тот ли это Али, с которым мы служили в Картуз-Березке, Кобрино, Бресте… Я живу в г. Фролово (ст. Арчеда) в 150 км от Волгограда по линии Волгоград-Москва. Дутуева я тоже припоминаю, а вот Висингериева не могу вспомнить, хотя фамилия будто бы знакома.

   А вот с Али мы не только служили вместе, но крепко дружили. Напомните ему о случае в Картуз-Березе: полк передислоцировался в Брест, а мы охраняли имущество и боеприпасы на вокзале. Я был начальником караула, а Али – моим разводящим. Был у нас один солдат русский – Синилов. Производя развод, мы с Али решили сходить в станционный буфет, а Синилова оставили в караульном помещении (все остальные спали, а он писал письмо). Пришли с вокзала – весь караул спит, а оружие исчезло. Что делать?

   Если это тот Али, то он Вам доскажет, что было сделано. А Вы мне напишите счастливую концовку. Я уже не помню фамилии заместителя командира полка, который был также причастен к этой истории…

   Вспомнил о фотографии, которую я высылал Ошаеву. Один экземпляр он отсылал Али Алиевичу…

   Вспомнил и то, что мой друг Али хорошо владел русским языком (в сравнении с другими) и был даже в роте нештатным писарем...
Здоровья, счастья, чистого неба! С приветом - В.В. Пономарев».

   Али Дакаевич Гайтукаев умер в феврале 2003 года. Он остается в светлой памяти тех, кто его знал.



 


Рецензии
Вечная память герою Али Гайтукаеву.

Залимхан Абдулаев   08.05.2019 17:51     Заявить о нарушении
Благодарен за внимание к публикации!
С уважением,

Асламбек Гайтукаев   28.05.2019 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.