Коле Пронину посвящается...
Цветов было много: гвоздики, розы, хризантемы. А вот венок всего лишь один, от родственников. И всё. Я была крайне удивлена, что он был один. Я не сомневалась, что друзья, с которыми он общался на протяжении нескольких лет в одном из литературных клубов, тоже сделают в честь памяти друга венок. А ещё меня поразило то, что на лацкане его пиджака не было тех медалей, которые он получал за своё творчество. Обычно, все награды усопшего сопровождают его в последний путь. Но, видимо, некому было об этом позаботиться, ни родственникам, ни близким друзьям.
После отпевания мы поехали на кладбище. Могильщики выгрузили гроб и пригласили нас к свежевырытой могиле.
Возле открытой могилы стояло всего 10 человек: жена, её сестра, два молодых мужчины, молодая женщина и мы. Колю трудно было узнать. Мы привыкли видеть его весёлым. А тут... Лицо, измученное болезнью...
Миша хотел положить в гроб Коле лист бумаги и ручку, как символ того, что Коля писал хорошие стихи. Но работники погребальной службы торопились и не успели мы опомниться, как они заколотили гроб. Тогда Миша положил поэтические символы на крышку гроба, который незамедлительно опустили в свежевырытую могилу. А затем каждый из нас, перекрестившись, бросил по три горсти земли на крышку гроба. Ах! Этот ужасный стук! Он, словно эхом скорби отдавался в сердце. А потом к делу приступили могильщики. Когда могила была готова, один из родственников поставил на неё портрет Коли. На портрете Коля приветливо улыбался, и я вспомнила, как кто-то его когда-то при жизни назвал Мистер-доброта.Потом на могилу возложили красивый букет цветов и тот единственный венок от родственников. От родственников со стороны жены. С Колиной стороны никого не было.
После похорон нашу пятёрку любезно доставили по адресу, который мы указали, работники ритуального бюро. Родственники, немного поговорив с нами после погребения тела Коли, уехали восвояси, вежливо попрощавшись, на личном авто. Мы же решили, что не дело, не помянуть Колю в этот печальный день, и что непременно нужно соблюсти все традиции. Кто, если не мы? Мы зашли в магазин, купили там всё необходимое и пошли в близлежащий лес. Благо, погода установилась хорошая. Найдя в лесу более или менее чистую полянку, не загаженную туристами, повеселившимися в лесу на славу в первомайские праздники, мы расстелили импровизированную подстилку на траву и помянули Колю.
А вокруг было так красиво. Лес сиял от солнца. Молодые листочки казались прозрачными от солнечных лучей. Рядом с нами до самого вечера, пока не начало темнеть, кружился шмель. Он почему-то не улетал. А неподалёку то и дело потрескивали сухие веточки, словно рядом кто-то ходил. В какой-то момент нам всем одновременно показалось, что это Коля незримо был с нами. Наверное, показалось. Хотя, кто его знает?
Вот так прошли поминки. Мы вспоминали, каким Коля был элегантным, добрым и весёлым. Припоминали забавные эпизоды из его жизни. Мы вспоминали, что он был человеком с потрясающим чувством собственного достоинства, присущим только истинным мужчинам. Он не был сплетником, никогда не строил козни тому, кто в чём-то был с ним не согласен. Он был чужд амбиций, которые так характерны для пишущих людей. Он был порядочным мужчиной, способным вступиться за честь женщины. Коля был очень светлым человеком. Я рада, что хоть немного, но была знакома с ним. Царствие ему Небесное и Светлого доброго мира, в котором он никогда не будет чувствовать себя одиноким, потому что будет окружён верными друзьями и любящими людьми. Мир его праху.
Свидетельство о публикации №217050700703
Очень трогательная история и к, сожалению, часто встречающаяся последнее время (уже почти тридцать лет!).
Это чувствуется во взаимоотношении в жизни, в работе, в памяти о прошедших годах.
Иного отношения к подобным ситуациям от Вас и не ждал. Пусть земля ЕМУ будет пухом.
Уходят безвременно всегда (или почти всегда) лучшие.
С уважением,
Евгений
Евгений Торн-Тихонов 21.05.2017 19:45 Заявить о нарушении