Люди не помняшиеся своего родства и лжецы России
Грозный заложил и другую, весьма важную традицию – наплевательского отношения к формальным институтам власти. Не желая искать общий язык с боярской Думой, создал параллельный, опричный двор.
Эта традиция красной нитью прошла через всю нашу историю: вместо того чтобы использовать по назначению правительство, государи российские без конца изобретали какие-то тайные комитеты, собственные его императорского величества канцелярии, особые совещания, администрации президента, перенося туда все важные дела. И это роковым образом повлияло и на саму судьбу самодержавия в России.
В Англии парламент мог объявить королю-самовластнику войну и даже казнить его. Но если король соблюдал правила игры, именно парламент выступал гарантией преемственности его власти. В результате британская монархия превратилась в образец стабильности.
В России же монархия была сметена благодаря нежеланию Николая сделать правительство ответственным перед Думой – упорному стремлению государя самому царствовати и всем владети. Вот такой русский парадокс: чем больше единоначалия хочет царь, тем живописнее будут после него руины.
Свидетельство о публикации №217050700805