Взаимопонимание

- Деда, что это за хреновина?

Четырехлетний Георгий, взобравшись ко мне на колени, попытался дотянуться до застекленной полки, где лежало ЭТО.

- Не хреновина, а вещь... или хотя бы штука.

- Ты сам так всегда говоришь! - надулся Гошка.

Нотации в исполнении бритоголового амбала  в потертой джинсовой жилетке, наброшенной на выдубленные солнцем плечи, забитые татухами, звучат нелепо. Согласен. Но все же какой-то элемент воспитания должен быть. Хотя бы для приличия.

- Деда старый, его уже не переделаешь. А у тебя еще есть шанс вырасти культурным человеком! - сказал я, невольно подражая тону своей невестки. - Ты все-таки коренной петербуржец... в третьем поколении.

Кокетство, конечно. Старым я себя не считаю. И не только я. Жена лезет из кожи вон (в смысле - пилинги там всякие...) и наоборот не слезает с тренажера и с диет, потому что до смерти боится, что я уйду к какой-нибудь тридцатилетней прошмандовке. Вычитала, что многие в этом возрасте уходят. Зря боится. Я свою Аську ни на каких молодых дур не променяю. Но с другой стороны - пусть не расслабляется. Мне нравится, что она и в пятьдесят стройная и подтянутая...

- Де-еда! Что это за... вещь?

Я аккуратно отстранил цепкую ручонку от стекла, достал с полки белый матовый брусочек с неглубокой прорезью посередние и показал на раскрытой ладони, медленно поворачивая руку, чтобы можно было рассмотреть со всех сторон. За эти годы я что только с ним ни делал, и ничего страшного не произошло. Вообще ничего не произошло. Но позволять ребенку прикасаться к непонятной штуковине все-таки не решался.

* * *
- Эй, чувак! Ну, ты че?! Давай, приходи в себя уже!

Я  в очередной раз встряхнул тщедушное тело незнакомца, от души надеясь, что он не потеряет сознание снова. Веки его подрагивали, юное землисто-серое лицо с утонченными чертами постепенно наполнялось жизнью, приобретая темно-оливковый оттенок. Из ноздрей с шумом вырывался воздух. Затем он зашелся кашлем, вместе с которым изо рта вылетели остатки воды и болотной жижи. Дыхание стало ровнее. Я успокоился и начал разглядывать его уже с любопытством. Еще бы! Нечасто в карельских болотах встретишь негра (о, пардон, афро... россиянина? Вот ведь глупость! Никогда в русском языке слово "негр" не считалось оскорблением. Негроидная раса - официальный термин...). Да еще в таком забавном прикиде. Парень - наверняка неформал ... Панк, что ли? Или... новые какие-то появились. Как их там - эмо? Я бы его вообще за девку принял, если бы не явное отсутствие характерных выпуклостей спереди, высокий (пожалуй, даже выше меня) рост и прямые широкие, хотя и очень худые плечи. А так - личико кукольное, пальцы тонкие, кожа нежная... да и одежда странная для пацана - как будто сумасшедший дизайнер-авангардист поработал. Ну молодежь нынче ваще странная. Мы такими не были...

Самому мне не было тридцати, но я уже считал себя зрелым, видавшим виды мужиком. Тем более, мы с Аськой только поженились, и не сегодня-завтра я мог стать отцом семейства. Собственно по этой причине я тут и оказался. Время, сами помните, непростое было. НИИ наш накрылся... недостатком финансирования. И я искал способы для прокорма семьи. Инженеры с провинциальным образованием и без опыта в Ленинграде как-то не очень требовались. А тут предложили в области работу на частной ферме по разведению нутрий. Ну, что ж... я в детстве бабушке в деревне помогал со скотиной. От чего не попробовать? Деньги обещали достойные. Одно плохо - добираться неудобно. Свернул в лес, подумал - срежу. А там - бац, дорога в болото уперлась! Решил я поглядеть, нет ли где тропинки в объезд. Байк на всякий случай в ямку закатил, прикрыл ветками... Тут я его и заприметил - вроде, у самого берега увяз, а ни до чего дотянуться не смог. Спасибо дизайнеру-идиоту! Я его по этой розово-зеленой кислотной куртке и заприметил. Только она уже и торчала на поверхности. Сбегал за тросиком, карабин заклинил и, как крючком, зацепил его за куртку, потом уже пару молодых елочек согнул на трясину  - по ним к нему подполз, вытащил. Совсем еще мальчишка! И как его угораздило? Нафига в болото лез? По ягоды - не сезон.

Негритенок-эмо наконец прокашлялся и распахнул большие круглые глаза. Взгляд  был испуганный, я бы даже сказал безумный. Увидев меня, он вытаращился еще больше и задрожал. Ну да, выгляжу я, наверное, угрожающе. Эдакий брутальный мордоворот. Косая сажень в плечах, башка лысая, на левом предплечье  набита "рука терминатора". Очень реалистично набита. Но на самом деле я - обычный "ботаник". Мама - учительница, папа - бухгалтер. А я - самоуверенный отличник, выпускник Выборгского филиала заочного политеха , отметивший "четвертной" юбилей и отправившийся покорять северную столицу. Драться умею на уровне детской секции самбо. Но... у нас в роду все были крупные и крепкие, даже женщины. А уж мужики - все по метр девяносто и настоящие богатыри. А я в студенческие годы очень путешествовать любил. В дороге-то всякое бывает, вот друзья мне и посоветовали - брать внешним видом. Ну... чтобы на меня только глянули - и связываться не захотели. Я и мотоцикл-то водить научился больше для этого. А потом понравилось... удобно - где транспорта нет, всегда можно добраться. А после знакомства с Аськой, я свою старенькую "Яву" еще больше полюбил - если бы не она... в общем, на электричку моя Ассоль опоздала с дачи. А я ее подвез. Правда, сначала все чуть сам не испортил. Спросил, как зовут. Она: "Ассоль. А тебя?" Ну, я и брякнул сдуру: "Капитан Грэй". А ее, оказалось, и правда так зовут, не по приколу. Ну, потом помирились, все хорошо закончилось.

Мой "улов" окончательно пришел в себя, хотя и колотился крупной дрожью, кутаясь в свою клоунскую одежку. Замерз, что ли? Вроде, тепло нынче. Жарко даже. Но кто его знает, сколько он там пробарахтался? Я рубашку снял, на него накинул. Он глянул  на меня без рубашки - еще больше глаза вытаращил. Но трястись стал меньше. Я его подбодрить решил.

- Хеллоу, братэлло!

Вижу - напрягся он, мысль заработала. Через пару секунд выдает что-то на непонятном языке... вроде, на итальянский похоже. Иностранец? Ну да, это многое объясняет. Кроме того, откуда он тут взялся. Может,  по-английски понимает? Я вообще-то язык учил... но вот пользоваться всерьез не приходилось. Заодно и попытаюсь.

- Do you speak English? I understand a little if you speak slowly*. Елки, свалился ты на мою голову, Маугли... Как нам с тобой разговаривать-то?

На лице иностранца за пару секунд сменилась целая гамма эмоций: недоумение, растерянность, задумчивость и, наконец, он радостно улыбнулся, после чего сказал совершенно отчетливо, хотя и с выраженным акцентом:

- Мы будем разговаривать на русском языке! Ты хорошо говоришь, я понимаю! Почему ты назвал меня "маугли"?

Я смутился... действительно, что это я? Никогда расистом не был. Как объяснить, что это непроизвольно-ироничное отношение вызвано вовсе не цветом его кожи, а его нелепой одеждой и вообще анекдотичностью ситуации? Будем надеяться, что нынешняя зарубежная молодежь не читает Киплинга...

- Ну... так. Почему-то пришло в голову. Я же не знаю, кто ты. А, кстати, давай хоть познакомимся.  Я заодно пока костерок разложу. Обсохнешь, согреешься.

- Я - Ахентхи. А ты?

- Ахентхи, - повторил я, чтобы запомнить непривычное имя. - А я - Филя. Филипп.

- Фили-Фли-Флип? - переспросил Ахентхи, вероятно поняв, что это - такое одно длинное имя.

- Да нет, - сжалился я. - Можно Филя.  А ты хорошо по-русски говоришь. Полиглот?

Ахентхи посмотрел с недоумением. Видно, не знал этого слова.

- Ну... много языков знаешь?

- В основном я учил русский.

- Круто! - воскликнул я с искренним восторгом, испытав почему-то неожиданный и неподдельный прилив патриотизма.

- Да, круто! - улыбнулся иностранец. - Круто - учил русский, чтобы здесь на нем говорить, и как раз правильно попал!

Я сложил хворост пирамидкой, накрошил под нее куски сухого лишайника, сосновой коры, добавил на всякий случай завалявшуюся в кармане рекламную бумажку и стал пытаться все это поджечь. Это было бы легко, если бы вокруг не было так сыро. Все-таки мы на болоте. Ахентхи даже не пытался мне помочь. Но я не в обиде - наверняка, не умеет.

- Ахентхи, а ты сам откуда родом?

- Из Хихэа.

- Надо же! Никогда не слышал! А это где?

- В Уфхау.

- Понятно.

На самом деле ничего мне было не понятно, но как-то неловко выглядеть совсем уж невеждой в глазах иностранца, который, к тому же, прекрасно лопочет на твоем родном языке, а ты даже название его страны впервые слышишь... в конце концов, какая мне разница? Наверняка какое-нибудь мелкое островное государство. В... Тихом, что ли, океане? К своему стыду я имел весьма смутные представления о географии. Ну, основные страны знал. Материки. Знал, что есть Полинезия, Бермудский треугольник, Новая гвинея. Но точно не знал, где. Вообще он и правда больше похож не на негра, а на какого-нибудь тайца или балийца, что ли... вроде, в передаче "Вокруг света" балийцев видел.

- А ты откуда?  - спросил в свою очередь Ахентхи.

- Из Приморска.

- Тоже не слышал.

Ну, еще бы. Приморск и в Ленинграде-то не все знают, где находится. Некоторые думают, что в Крыму...

Мне наконец удалось разжечь костер, и хвойные ветки заполыхали, а теплые отсветы на ближайших стволах создавали в наступающих сырых сумерках уютную иллюзию защищенного маленького пространства.

- Ахентхи, слушай, ты здесь как вообще оказался?

- Я... турист.

- Ну, это я сразу понял, что не шпион... в болоте-то как оказался?

- Силу не расчитал.

- А, бывает! - Я понимающе хмыкнул. - Мы как-то с пацанами по глупости в деревне через канаву прыгали. И я тоже силы не расчитал - так в грязь и навернулся... но это давно. Я еще младше тебя был. Ты зря вообще один в лес поперся.

Ахентхи на вид было не больше шестнадцати, но  эти... островитяне всякие - они, вроде, намного младше выглядят, чем на самом деле. Не может быть, чтобы ребенка одного отпустили за границу туристом, да еще "дикарем". Я на всякий случай спросил:

- А тебе сколько? Восемнадцать-то есть?

- Мне уже двадцать три! - заявил Ахентхи с гордостью карапуза, сообщающего дяде, что ему "уже пять!"

Ни за что бы не дал.  Но все равно он младше меня. А главное - менее опытный и более наивный. Это сразу видно.  Наверняка из этих желторотых энтузиастов, которые всякие "пробеги" и "марши" международные совершают за какую-нибудь идею. Благо, предки-капиталисты их деньгами снабжают... это ты тут корячишься, чтобы только прокормиться и комнату снять.
 
- Ты один путешествуешь или с группой?

- Один.

- А сюда прибыл на самолете, морем или еще как?

- По трассе.

- Ого! Слушай, братан, так мы с тобой одной крови! Я тоже совсем недавно по трассе путешествовал. В общей сложности маршрутов двадцать, наверное прошел... не считая по мелочи.

Моего нового знакомого эта цифра впечатлила - в его глазах я прочел заметное уважение, даже с оттенком обожания.

- Я только второй раз... - пробормотал он. -  А в одиночку вообще первый. Поэтому так и влетел.

Я хлопнул его по плечу.

- Ладно, не стремайся. Бывает. Ты же новичок еще. Научишься быть осторожнее. Не сразу Москва строилась.

Ахентхи благодарно улыбнулся. Все-таки странный он. Вроде, взрослый, а ведет себя, как ребенок. И выглядит как ребенок. Инфантильный какой-то. Но мне было приятно покровительствовать иностранному туристу, который был младше всего на пару лет, но казался таким слабым и беспомощным в сравнении со мной, что я снова испытал гордость за свой народ, за свою страну (а в последние годы это было о-очень сложно!) и за то, что сам я - русский. Такой вот большой, сильный, уверенный в себе и опытный путешественник, хотя и не выезжал ни разу за пределы СССР. Зато я не увязаю в болоте. И могу разжечь костер на сырой поляне. И ободрить теплым словом... и вообще, я знаю, куда идти и что делать. В отличие от этого хилятика, прибывшего из цивилизованного (конечно, цивилизованного, раз несколько языков знает!) мира в наш варварский край. Да, я варвар! Но варвар могучий и бесстрашный... особенно в сравнении с ним.

В лесу почти стемнело, но небо было еще перламутрово-серым. Пора было выбираться на шоссе. На ферму я сегодня уже не успею,  но мы еще можем засветло добраться до дачного поселка, где проживает мой кореш, и попроситься на ночлег. А то, днем-то жарко, а по ночам холодновато. А главное - комары сожрут. Я снял маскировку со своего байка, вывел его на грунтовку, включил зажигание и кивнул на пассажирское место:

- Садись, поехали.

Ахентхи нерешительно оседлал "Яву". По его неловким движениям я понял, что он впервые садится на байк. Еще вопрос, кто из нас варвар!

Щадя нервы интуриста, я старался не  гнать, хотя шоссе было довольно свободным. Но все равно он так судорожно вцепился пальцами в мои плечи, что на них, наверное, синяки остались. И когда минут через двадцать я затормозил около знакомой калитки, Ахентхи не сразу решился разжать руки. По его вытаращенным в темноте остекленевшим  глазенкам я понял, что он очень испугался. Но старался не подавать виду. Молодчина! Даром, что хлюпик.

- Все, приехали... Да слазь уже! Первый раз на байке катаешься?

- Первый раз, - прошептал Ахентхи. От волнения у него даже голос пропал.  Мне стало смешно, но я не хотел его обижать. Не много чести ржать над человеком, который до двадцати трех лет мотоцикла не видел... ну, во всяком случае, не сидел на нем. Теперь уже я чувствовал себя цивилизованным европейцем, показывающим мир дикарю-папуасу. Странно все-таки! Путешествует один, так далеко, а байк для него - в новинку. Да, многого мы еще не знаем об окружающем мире... Ну да ничего. "Железный занавес" теперь сняли, захочу - и я за границу поеду. Не сейчас, конечно. Сейчас выжить бы, продержаться как-то. Но станет же когда-нибудь и у нас полегче! Пока - да, трудно. Но наступит, может, через несколько лет развитой капитализм... или как он там правильно называется? Поезжу еще по планете... и все пойму, чего сейчас не понимаю.

Свет в доме не горел. Впрочем, света не было на всей улице - наверное, обрыв провода. Кое-где в окнах теплились едва заметные огоньки свечей или чуть поярче - керосиновых лапм и электрических фонариков. Я постучал в дверь. Тишина. Не может быть, чтобы Андрюха уже спал! Не ложится он в такую рань. Я подергал дверь - она была заперта не на щеколду, а на врезной замок. Неужели Андрюха съехал? Вроде, говорил, что снял до конца лета. Вернее, его пустили жить бесплатно - типа, в качестве охранника.  Говорил еще, подружка у него тут появилась - может, у нее заночевал?  Я подошел к едва различимому в темноте срубу колодца и пошарил под двускатной крышкой. Ключ висел на гвозде на положенном ему месте. Ну, что ж, Андрюха не обидится, что мы войдем без спроса. Не ночевать же на огороде. Мотоцикл я завел в сарай и спрятал за поленницей - на всякий случай. А то сейчас такое время - и старье сопрут, только зевани!

Затем мы отперли дверь и наощупь вошли в дом. Я пощелкал выключателем - электричества действительно не было. Пошарив в ящиках встроенного комода, я отыскал пачку новых стеариновых свечей.

- Ну вот, располагайся! Может, и жратва найдется. Тогда поужинаем.

Из жратвы в видимом доступе была только пачка макарон и банка кильки. Растапливать плиту мне было неохота, на чем тут еще можно готовить, я не знал. Так что решил, что обойдемся килькой. Зато в буфете рядом с ней стояла початая бутылка "Пшеничной"! Вот это я понимаю! Жить стало лучше, жить стало веселее...

- Ну, братуха, - подмигнул я туристу. - Давай за знакомство?

Я протер рукавом рубахи пару пластмассовых кружек и налил буквально на два пальца. Кто его знает, как они алкоголь переносят? Если монголоиды, то, говорят, плохо.

Ахентхи недоверчиво заглянул в кружку.

- Что это?

- Русская водка. Никогда не пробовал?

- Нет.

- Тогда пей осторожно, по чуть-чуть. А то вдруг тебе сразу крышу снесет.

- А от этого мне не станет плохо?

- От небольшого количества - нет.  Ну, ты сам смотри, как пойдет...

Я поднял свою кружку:

- Ну, вздрогнем. За знакомство! Вот, гляди, у нас так делают.

Ахентхи повторил мое движение и мы чокнулись с глухим стуком. Я выпил залпом, а мой иноземный друг сначала лизнул прозрачную жидкость, потом отпил пару капель. На лице его отразилась заинтересованность, потом удивление. Но уже в следующую секунду он залпом осушил остальное.

- Ну, как? Нормально?

- Нормально! - весело ответил турист.

Потом мы выпили за дружбу народов. Потом, естественно - за тех, кто в море. Ахентхи спросил, почему. Я чуток растерялся... потому что не знал точного ответа. Но подумал, что, вероятно, это означает: мол, мы помним, что пока мы тут хорошо сидим, другие люди подвергаются опасностям на просторах бескрайней стихии.  Моего нового товарища это объяснение вполне устроило. И он предложил четвертый тост - за тех, кто в космосе. Прекрасная идея! Действительно, кто-то ведь сейчас на орбите... а космонавтам еще труднее и опаснее, чем морякам! Мы выпили.

Ахентхи на удивление хорошо переносил алкоголь. У него даже язык не заплетался и взгляд не мутнел. Когда я спросил о впечатлениях, турист с воодушевлением похвалил "прекрасную жидкость" и сказал, что дышать ему от нее стало легче, а свет стал ярче - он теперь лучше видит в темноте. А сначала почти совсем ничего не видел! Да... водка на всех по-разному действует. Но с таким действием я еще не сталкивался. Впрочем, разве это важно? Главное - все в норме. Не блюет, в обморок не падает и ваще... вполне себе адекватный пацан оказался! Не нюня, не трус. Ну, неопытен малость, так, вон, первый раз один путешествует. Да еще так далеко - шутка ли... через всю Евразию, наверное, проехал. Неужели, всю дорогу  - автостопом? Я решил уточнить:

- А ты так - от самого дома по трассе?

- Почти. До первой точки... не знаю, как перевести. У нас есть такой транспорт... он в одной плоскости, - Ахентхи начал показывать руками параллельные линии, потом одну поперечную. - А к нему вертикаль, но под искривленным углом...


- Паром, что ли? Плот? Нет? А, неважно! - (И мне действительно стало неважно и даже неинтересно, потому что я только что уронил свою пустую кружку и, нагнувшись за ней, обнаружил в уголке возле ведра с водой еще одну бутылку - на этот раз непочатую). - В общем, в главном я тебя понял: какая-то посудина, на которой ты добрался до трассы, а там - уже по трассе всю дорогу, да?

- Да, всю дорогу. От начала до конца, без перерыва.

- Ну, круто тебе повезло! - я недоверчиво хмыкнул. - Даже мне никогда не удавалось поймать так, чтобы весь путь без пересадки. Всегда же пересаживаться приходится. А иногда и на другую трассу переходить - смотря куда едешь.

- Я знаю, - небрежно бросил Ахентхи.  - Но это же намного опаснее. Переходить на другую трассу! А между ними что? Может же в это время что угодно случиться!

- Конечно может! А кто сказал, что кататься по трассе безопасно? Путешествия всегда сопряжены с нештатными ситуациями.

- Верно. - вздохнул Ахентхи... - Давай тогда выпьем за то, чтобы наши трассы всегда были безопасными... а главное - между ними не было нештатных ситуаций.

- Соображаешь! Согласен! Давай за это! Все-таки приятно, когда есть взаимопонимание... Вот мы с тобой совсем разные - так? Родились в разных местах... далеко-далеко друг от друга... и встретились случайно. Так?

Ахентхи кивнул в знак согласия. Он, кажется, уже хорошо усвоил принятый у нас язык жестов. Или на его родине этот язык не отличался от нашего.

- А при этом мы... прекрасно друг друга понимаем! Потому что ты - такой же, как я, а я - такой же, как ты! Братан! Нам не надо знать какие-то мелочи, чтобы знать и понять друг о друге все! Слушай... а у тебя девушка есть?

- У меня есть кубахка.

- Кубахка! Ха-ха! Это че?

- Сейчас покажу.

Ахентхи вытащил какую-то рамку с прозрачной пластиной (фигассе - техника! Японская, наверное). Что-то с ней сделал, и я увидел на пластине изображение диковинного зверька - нечто среднее между белкой и сороконожкой. Я даже присвистнул от удивления:

- Прямо  у тебя живет?

- Да, конечно! - с теплом в голосе ответил Ахентхи. Видно было, что он гордится своим домашним питомцем.  - Правда, это лучшая кубахка из всех?

Признаться, я никогда не видел раньше кубахк, но охотно согласился:

- Да, это лучшая кубахка! Я никогда не встречал лучше!

И это была чистая правда. Ни лучше, ни хуже. Животное было действительно очень своеобразное. Где же такие водятся? Где эта его...Хихэ... Хуху... ладно, потом по-трезвому вспомню. Как-нибудь надо будет найти на карте. Интересно же.

Интересно, есть в доме еще запасы спиртного?

Ответ на этот вопрос я найти не успел, потому что в этот момент пространство за окном осветилось резким светом автомобильных фар, заскрипели железные ворота, и на площадку перед домом один за другим вкатили два черных джипа. Мне это не понравилось.  Хозяева? Или воры? Если хозяева - пожалуй, еще хуже. Как мы объясним, что мы делаем в чужом доме в отсутствие сторожа? С чуваками, разъезжающими на черных джипах, шутки плохи... На всякий случай я задул свечу.

Когда урчание двигателей умолкло, дверцы захлопали и в тишине раздались негромкие голоса. Судя по всему, это было продолжение разговора, начала которого мы не слышали.

- А сторож?

- Без проблем, я его вчера отпустил.

- Хвоста точно не было?

- Да не ссы! Давай, Гром, открывай, багажник.

Послышалась возня, что-то тяжелое шлепнулось на землю. Кровь у меня отлила от головы, и я почувствовал себя совершенно трезвым. Ждать было нельзя.

- Тихо! - шепнул я интуристу. - Давай ползком за мной. И только ничего не задень!

За кушеткой я нащупал люк  погреба. Стараясь не скрипеть петлями, медленно приоткрыл крышку.

- Давай, лезь! Не бойся, там ступенек пять всего. Только наклоняйся пониже, а то башкой стукнешься.

Ахентхи бесшумно исчез в черном проеме. Я последовал за ним и прикрыл за собой люк.

Судя по звуку ночные гости... вернее, хозяева, шуровали в сарае. Сердце подступило к горлу: вот сейчас увидят мою "Яву"! Но, кажется, все обошлось. Дальше поленницы они не пошли... В этот момент прямо над головой загрохотали шаги - кто-то вошел в дом. Сквозь щели в полу просочились лучики тусклого света. Фонарь?

- Эй,  пацаны, тут кто-то есть!

Возня в сарае прекратилась. А над нашими головами раздался звук, который я в последний раз слышал в армии, но впервые от этого звука в животе неприятно похолодело - это был щелчок взводимого курка.

Я замер и, кажется, даже перестал дышать. Казалось, что сердце колотится так громко, что его могут услышать наверху... Над ухом шумно дышал Ахентхи. Ладно, хоть молчит и не двигается! Я медленно повернулся к нему. В проникающих сверху проблесках мы слегка видели друг друга. Ахентхи смотрел вопросительно, но, к счастью, молчал. Я изобразил на лице ужас... вернее, изображать не пришлось, получилось само собой. Потом показал пальцем в потолок и выразительно провел ребром ладони себе по горлу.  Наверху затопали еще две пары ног в тяжелых ботинках. Их владельцы отнеслись к опасениям своего кореша более скептически.

- Фигня! Бомжи залезли, бухали тут... думаю, мы их спугнули - вон, свечка еще не застыла.

- Фигня?! А если они видели, как вы жмура волокли? Гром, проверь огород. А мы с Бяхой за забором глянем...

Когда все трое спустились с крыльца, я тихо и быстро зашептал Ахентхи прямо в ухо:

- Влипли мы, братишка. Влипли по самые помидоры. Это бандюганы. Если увидят нас - замочат, как свидетелей. Понимаешь?

- Бандюганы? - непонимающе прошептал Ахентхи, наивно хлопая глазенками. - А это что значит?

Эх, дите ты иноземное, чучело заморское!

- Это значит, что если они нас с тобой увидят - сразу убьют! Совсем мертвыми будем, понимаешь?

- Теперь понимаю, - кивнул Ахентхи. - Они не должны нас увидеть. Они нас не увидят.

- Твои бы слова - да Богу в уши... - чуть слышно процедил я сквозь зубы и тут же прикусил язык - братки возвращались в дом.

Только  бы они не догадались заглянуть в погреб! Один луч фонарика, направленный в люк - и нам конец! Небольшое пространство земляной ямы - как на ладони. Погреб пуст. Ни бочки, ни даже ящика, за которыми можно было бы спрятаться.  Я даже дышать старался через раз. Ахентхи, кажется, тоже уяснил степень опасности и сидел тихо, как мышка, только блестящие глаза испуганно таращил на светящиеся щели в перекрытии. Они уже почти собрались уходить, но тут... неудобная поза, в которой я стоял, скрючившись, сделала свое дело - правую ногу невыносимо свело судорогой и, боясь упасть, я перенес тяжесть на левую.  Под пяткой громко хрустнула сухая щепка. Бандиты насторожились:

- В подполе кто-то есть!

- Да брось! Кто там есть? Крысы разве!

- А вот сейчас и поглядим, что за крысы...

Прежде чем в глаза хлынул показавшийся ослепительным свет фонарика, в голове успело пронестись: "Вот и могилу рыть не надо... уже под землей... эх, Асенька, девочка моя, не суждено нашему счастью сбыться!" Но раньше, чем я успел увидеть колени спускавшегося по лестнице братка, Ахентхи схватил меня за предплечье и потянул назад с отчаянным шепотом:

- Рискнем! У многих получалось!

К горлу подступила тошнота, глаза заволокло ярко-синим туманом, затем - яркая вспышка в мозгу, и наступила тьма. Очнулся я от того, что мой товарищ с силой дул мне в ноздри. И у него изо рта почему-то нестерпимо воняло бензином. Я закашлялся и открыл глаза. Судя по всему мы находились все еще в погребе. Нас не убили? Почему?

- Ну, возвращайся! Возвращайся, борись! - разобрал я слова, когда вслед за обонянием и осязанием вернулся слух. Все тело ныло, как будто меня избили палками. Но это все-таки лучше, чем лежать с дыркой в голове под тоннами глины и заколоченным люком погреба. Что же произошло?

Будто услышав мой вопрос, Ахентхи начал торопливо объяснять:

- Ты очень тяжелый! Мне было трудно тебя удержать, а сам ты почему-то не держался... Я испугался, что ты совсем пропадешь. Поэтому пришлось тебя по контуру подбивать... Тебе очень плохо?

О чем это он? Мне самому странно, что я так отрубился ни с того, ни с сего. Но, может, усталость, недосып, потом бухнули, да плюс стресс... или водка оказалась паленая? Теперь я припоминал, что за секунду до обморока были какие-то галлюцинации: как будто в туннель какой лечу, а там... а там какой хрени только нет! Такое, говорят, при "белочке" мерещится. Точно водка - дрянь! Надо завязывать с этим случайным питьем халявного чего попало. А то последнее время столько жуткой отравы стали продавать - однажды можно и не оклематься.

Я застонал и повернулся на бок.  Вроде, кости целы.

- Ничего, живой - и ладно. Что было-то? Где они?

- Ушли уже.

- Как они нас не увидели?

- Я ж говорю, мы успели отскочить, а они не поняли, куда - и не пошли за нами.  Я тебя за контур вывел.

Опять он какую-то пургу несет! Какой контур? Куда вывел? Гипнотизер, что ли, экстрасенс? Я как-то передачу смотрел про Мессинга - как тот людям в глаза смотрел и так воздействовал, что они смотрели на человека в упор - и не видели! А на этих островах, наверное, всякие языческие культы процветают, шаманить с детства учат... Только при чем тут какой-то контур и зачем он меня так отдубасил? А я уверен, что отдубасил... может быть, даже ногами. В чувства привести пытался, наверное? Испугался, что я помер?  Что это вообще значит? Почему толком не объяснит, а несет не пойми что? Наверное, все дело в том, что все-таки русский язык для него - не родной. Да, в принципе, какая разница? Башка разламывается так, что соображать вообще сил нет. Главное - живы и относительно здоровы. И на том спасибо. И вообще... судя по всему, надо этого чудика поблагодарить. Как бы там ему это ни удалось, а получается, что он нас спас.

- Ты, это... в общем, спасибо тебе, братуха. Я не знаю, как ты это сделал, но я реально уже с жизнью попрощался.

Юный шаман просиял.

- Я сам не ожидал, что получится! Говорю же - ты очень тяжелый... я таких тяжелых еще не встречал. Но главное, что получилось, верно? Ты же уже в порядке?

- Кажется, да... Ты прав - главное, что получилось! А теперь надо отсюда валить как можно скорее.

Ни холода, ни комаров я уже не боялся. Лучше ночевать в лесу и даже в болоте, чем в бандитском логове. Что он имел в виду, когда сказал, что я тяжелый?  Наверное, тяжело реагирую на гипноз... Может быть, никогда не задумывался об этом.

Прислушиваясь к каждому шороху и предварительно сканируя пространство, пытаясь проникнуть взглядом как можно глубже в сырую темноту, я медленно обогнул дом. Мой байк был там, где я его оставил, за поленницей.  А вот садовый инвентарь, стоявший в переднем углу сарая, теперь в беспорядке валялся на земляном полу. И явно чего-то не хватало... я пригляделся: так и есть, здесь не было лопат! Они наверняка еще приедут до утра, чтобы прибраться.  Как мы вовремя! Надо будет Андрюху обязательно предупредить об опасности - может, он и не знает, к кому сторожем нанялся?

Метров двести я вел байк за руль, не решаясь шуметь. И только оказавшись на соседней улице, сел в седло. Ахентхи в этот раз держался уже увереннее. Все-таки нормальный пацан, быстро перенимает опыт, толк с него будет. Со временем. Интересно, надолго ли он в наши края? Ладно, доберемся до фермы, выспимся, а потом...

Не успел я закончить мысль, как Ахентхи попросил остановиться. Я подумал, что ему надо отлить, подрулил к обочине. Но он не спешил уходить с дороги. Наоборот, вышел на середину шоссе (в обычное время опасно, но в четыре утра дорога пустынна, да и не так темно уже, заря занимается). Он посмотрел на меня и раскинул руки с таким торжественным пафосом, что я едва не засмеялся.

- Будем прощаться, Филя!

- Погоди... как прощаться? Ты куда собрался?

- Мне пора дальше по трассе. Я ведь тут транзитом.

- Да погоди ты... что, посреди дороги, среди ночи? Видишь - трасса пустая, кого ты утром поймаешь?  Да и не трасса это - так, боковое ответвление. Дай хоть до мотеля подброшу, там дальнобои всяко останавливаются, кто-нибудь возьмет.

- Я знаю, что боковое... Но мне уже недалеко. И как раз хорошо, что пустая. Легче дышать.

- Ну, смотри... Может, еще встретимся когда?

- Может, встретимся. Спасибо тебе за все!

- И тебе спасибо.

Я не считаю себя сентиментальным, но неожиданно почувствовал острую тоску расставания с человеком, которого еще несколько часов назад увидел впервые, а теперь ощущал почти как родственника... вот оно - видовое родство! Неважно, русский ты, китаец или малаец - а все люди братья.  И всегда могут прийти к взаимопониманию. Вот взять Ахентхи... я почти ничего о нем не знаю, но это незнание - какие-то мелочи. Ну, узнал бы я его фамилию или увидел бы на карте, где находится его родной город, или знал бы, живы ли его родители, сколько у него сестер и братьев, и что они едят на завтрак - бананы или круассаны? И что дала бы мне эта информация?  Вряд ли я узнал бы что-то принципиально новое для себя... Чего я такого не видел в жизни, что могло бы меня сильно удивить? Что такого особенного в этом иностранном пареньке, что могло бы стать открытием? Разве что его владение гипнозом... так и это - не такая редкость, если подумать. И живи мы с ним в соседних домах или на соседних континентах - это не так важно. Это совершенно ничего не меняет. Мне и так про него все понятно. 

Я хотел предложить Ахентхи обменяться координатами, но тут же понял, что это не имеет смысла, учитывая срок, на который мы расстаемся. Ведь мы с Аськой на нынешней хате недолго останемся, уже через неделю собирались другое жилье подыскивать - повыше и чтобы солнца побольше. А то в ее положении нельзя ютиться в сыром углу с окном во двор-колодец. Единственная моя "константа" на данный момент - это телефон мамы. Но у них осенью собираются всему дому номера менять, так что и эти сведения скоро устареют.

- Ахентхи, на возьми на память! - в неожиданном порыве я снял с руки часы чешского производства, которые два года назад выиграл в карты у дальнобойщиков. Я вообще-то не картежник, и играю плохо. Но, не зря говорят - новичкам везет.

Он принял подарок и  улыбнулся приятной искренней улыбкой. Затем порылся где-то у себя в рукаве и протянул мне непонятного вида брусок. Однако, странный сувенир! Но дареному коню зубы не смотрят.

- Ну все, прощай! - он поднял вверх обе руки и помахал ими, затем повернулся ко мне спиной и пошел.

Я взглянул на лежащую в ладони штуковину, напоминающую  "пустышку" домино, только крупноватую для игры. Из чего она? Для пластмассы тяжеловата,  для камня - слишком теплая. Я перевернул брусок и пригляделся - на обратной стороне еле различимо проступал мельчайший узор, по рисунку больше всего похожий на какую-то сложную схему... непонятно, был он чем-то нанесен или являлся текстурой материала.

- Эй, друг, погоди! Что это? Для чего оно?

Ахентхи оглянулся и начал что-то отвечать, но в этот момент вокруг него возникло светящееся ярко синее кольцо, он виновато улыбнулся и меняющимся голосом пробормотал:

- Трасса открылась... выхожу за контур.

Несколько секунд кольцо бешено вращалось вокруг его фигурки, становящейся все более прозрачной и расплывчатой. Затем все резко исчезло. Я стоял один посреди шоссе. В руках у меня была непонятная штуковина. Небо на востоке розовело.

Нет, я не испугался! Вот честно! Нет, у меня не отвисла челюсть, я не подумал, что сошел с ума или что я сплю. Чувство, которое на меня обрушилось в тот момент, можно сравнить, наверное, с тем, что испытывает человек, нашедший на улице лотерейный билет, повертевший его в руках, а затем выкинувший за ненадобностью. И на следующий день узнающий, что выигрыш по этому билету - миллион долларов. Дикая смесь досады и злости на себя и отчаяния от того, что поздно что-то изменить, буквально оглушила меня. Я стоял, как идиот, не в силах сдвинуться с места. Впрочем я и был идиотом... Только сейчас до меня дошло, ЧТО у меня была возможность узнать, и насколько я НИЧЕГО не узнал!  Не потому что не было времени или Ахентхи отказывался рассказывать. Более того, я уверен, что спроси я - он бы с готовностью рассказал... Но я НЕ СПРОСИЛ! Я так был уверен, что мне ВСЕ ПОНЯТНО!

Кто он, откуда? С другой планеты? Из параллельного мира? Из будущего? Еще откуда-то, чему на человеческих языках нет названия? И Ахентхи - это его имя или вид существ, к которому он принадлежит? Или должность? Он сказал, что ему двадцать три... двадцать три ЧЕГО? Я уже ни в чем не был уверен. Что толку гадать! Я столкнулся с чем-то необъяснимым, неизвестным, что, может, до меня никому не выпадало... Никому и никогда из всего человечества. У меня был уникальный шанс - один из триллиона! И  я упустил этот шанс. Упустил, скорее всего, навсегда.

Мой нынешний бизнес - вовсе не результат внезапно возникшей любви к естественным наукам. Это потом уже в процессе так получилось, что заинтересовался, потом на биофак поступил, сначала просто редких зверюшек контрабандой провозил и продавал, чтобы окупить расходы на путешествия, да  и семью кормить надо... потом уже всерьез занялся изучением, потом своя сеть питомников появилась, начал разводить экзотических рептилий в неволе,  попутно диссертацию написал... но это все потом было. Началось-то все с попыток найти где-то на земле то самое непонятное животное, которое мне Ахентхи на своей пластинке показывал! Стоит ли говорить, что не нашел. Нет на земле такого животного. Даже похожего ничего нет. Даже близко! И все, что у меня осталось от этой встречи - белая прямоугольная пластинка с поперечной бороздкой с одной стороны и непонятным едва различимым рисунком с другой. Занимаясь биологией, я понял, что этот рисунок отдаленно напоминает ДНК под микроскопом. Но только очень отдаленно. Как звездное небо напоминает черное пальто в белую крапинку. Да и то... просто на все остальное он похож еще меньше.  Она не оставляет следов ни на каком материале. И на ней самой не оставляет следов ни алмазный резец, ни лазер, ни ультразвук. Если засунуть ее под микроскоп - видно не больше, чем невооруженным глазом. Та же однородная масса без малейшей детализации.

Я пытался исследовать "сувенир" всеми доступными мне способами. О том, чтобы отдать специалистам - нет и речи! Государство прикарманит - и на этом все закончится. А главное, меня и мою семью потом в покое не оставят. Самих превратят в подопытных кроликов. Нет уж, я, может, и дурак, но не настолько! Никакие попытки самостоятельно узнать об этой штуке больше, чем я знал о ней с первого взгляда, не увенчались успехом.

Что это? Откуда оно взялось? В чем его предназначение? Нет у меня ответа. Может быть ты, внучек, когда-нибудь сможешь это узнать?

.....
* Вы говорите по-английски? Я немного понимаю, если будете говорить медленно.


Рецензии
Здравствуйте, Василий! Прочел Ваш рассказ! Действительно по описанию Ахентхи напоминает Эви.

Понравилось, что повествование построено от первого лица. Сам я еще не пробовал подобный прием использовать, но тоже захотелось с ним поэкспериментировать. В Вашем рассказе это способствует раскрытию персонажа и вживанию в ситуацию. Особенно любопытно, что сам главный герой (человек добрый, но простоватый, что хорошо отражено даже через стиль его речи) до последнего не понимает, что происходит, хотя для читателя намеки выглядят вполне прозрачными.

Есть забавные моменты, способные вызвать улыбку, иногда даже смех. Интересны и отсылки к определенному периоду истории нашей страны. Как я понимаю, основное действие разворачивается в перестроечное время?

Любопытно показаны факторы, способные за короткое время сблизить двух совершенно незнакомых людей (алкоголь и ситуация, угрожающая жизни). Интересно наблюдать, как на протяжении рассказа меняется отношение главного героя к Ахентхи. Сначала он смотрит на него с высокомерным покровительством, потом ему кажется, что он все про него понял, хотя на самом деле не понял ничего. Можно, наверно, здесь провести параллель с отношением к представителям других культур, чужакам. Рассказ словно предостерегает от поспешных выводов, от самоуверенности, от иллюзии понимания чужой культуры, о которой знаешь совсем мало. Ведь Филе-Филиппу даже в голову не пришло, что он может чему-то поучиться у этого непонятного шамана-гипнотизера, может узнать что-то важное, чего не знал раньше. И в итоге героя постигает чувство глубокой досады. Он всю жизнь пытается понять то, о чем мог просто спросить у незнакомца, и тот ответил бы ему, если бы Филипп оказался готов его слушать и слышать.

Что мне не очень понравилось в форме изложения (как в этом рассказе, так и в предыдущем, который у Вас прочел) - так это пояснения в скобках и слова, полностью написанные заглавными буквами. Мне кажется, это несколько простит художественный текст. Но это - на мой субъективный вкус. И я не вправе Вам что-либо советовать в таких вопросах: Вы гораздо более опытный автор, чем я.

Рэйн Грэй   27.05.2018 21:45     Заявить о нарушении
Спасибо! Да, мне самому немного не нравится, что единственный способ выделения здесь - заглавные буквы. Я предпочитаю курсив.Советовать в праве любой человек. Свежий взгляд - это всегда важно. Подумаю, что можно с этим сделать. Просто оставить слова невыделенными - тогда при таком построении фразы не будет акцента на нужное слово. Значит, надо как-то фразу переделать. А как - пока не могу придумать.
Интересна мысль о непонимании чужой культуры, хотя у меня замысел был проще: каждый человек - это целый мир. Каждая личность уникальна. И у каждого человека - свой язык. В одни и те же слова и понятия он может вкладывать совершенно иной смысл, чем мы привыкли. И когда нам кажется, что мы друг друга прекрасно поняли, что нам о человеке "все ясно" - зачастую это "понимание" - наши собственные домыслы, а знания о нем - всего лишь иллюзия, наше собственно толкование обрывков информации.

Если интересно, от первого лица придуманных персонажей у меня есть еще вот это: http://www.proza.ru/2013/06/17/1987
и "Остров пяти камней". Тоже в некотором роде дебют - мой первый и пока единственный детектив.

Василий Котов   28.05.2018 08:21   Заявить о нарушении
И да, основное действие происходит в конце восьмидесятых. Всегда проще писать о том, что хорошо знаешь. Поэтому я и взял период своей юности. Вообще главных героев удобнее всего делать своими ровесниками - в смысле эпохи. Это самое простое. Иначе очень много времени уходит на изучение матчасти. Либо, если взят период, который нам известен, но мы тогда были детьми, а персонаж - взрослый, или наоборот мы знаем это время с позиции взрослого, а описываем восприятие ребенка, то может возникнуть ощущение фальши - особенно для тех, кто знает это время "изнутри". Такое явление как психология поколения все-таки существует. В этом смысле проще даже брать далекие исторические времена - здесь только матчасть изучать нужно. А какими были люди того времени, как они воспринимали свое время, что чувствовали - этого все равно не знает никто, можно только догадываться :).

Василий Котов   28.05.2018 08:40   Заявить о нарушении
Меня на идею про другие культуры натолкнула необычная внешность персонажа и то, что он прибыл издалека. Но, видимо, он так описан для того, чтобы как раз различия между конкретными индивидами подчеркнуть. Ведь у каждого человека - свой собственный мир. И каждый из нас в мире другого человека - это гость, иностранец. Это и правда интересная метафора.
Спасибо за ссылки! Как будет возможность - с интересом прочту. У Вас на странице много произведений и поэтому сложно решить, с чего начать, так что наводки на конкретные, особо значимые для Вас, вещи - очень кстати!
Мысли по поводу эпох интересные. У меня вот историческое образование, к слову сказать, но писать пока тянет не о прошлом и не о настоящем, а о будущем.

Рэйн Грэй   29.05.2018 19:54   Заявить о нарушении
Нет, это не то чтобы очень значимые для меня, я просто дал ссылки на то, что имеет отношение к теме нашего разговора :). А для меня значимые вещи - совсем другие. Но ведь значимые для автора - вовсе не значит интересные для читателя.

А Ваше мнение как историка мне было бы интересно по поводу "Принцессы без горошины". Это тоже фантастика, но с некоторыми историческими деталями. Их там минимум, поскольку я в истории - ни бум-бум, поэтому ради этих нескольких деталей старательно изучал матчасть, чтобы не наклеить откровенных ляпов. Даже карту восточной Европы 15 века разглядывал :).

Василий Котов   29.05.2018 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.