Джордж Оруэлл и мы

Джордж Оруэлл. 1984

Антиутопия – это произведение-предупреждение. Писатель рисует нам возможное будущее не для того, чтобы его проект кто-либо осуществил (так поступают создатели утопий), а чтобы люди ужаснулись этой выдумке и постарались предотвратить ее реализацию на практике.

Антиутопии бывают разные. Евгений Замятин в "Мы" описал полностью придуманное общество – то, которое вряд ли возможно в реальной действительности. А вот у Джорджа Оруэлла в "1984", наоборот, изображена такая империя, которая очень недалеко ушла от реально существовавших тираний: сталинского СССР и нацистской Германии. Оруэлл описал тоталитаризм 20 века, построенный на идеологии, тотальном оболванивании населения и контроле за его мыслями. В СССР и Германии такой тип государства был сильно персонализирован в образе реального вождя – у Оруэлла функцию вождя выполняет "Старший брат" ("Большой брат") – не человек, а аватар Партии.

Оруэлл перенес русскую и немецкую тоталитарную практику на англо-саксонскую почву, предупреждая своих сограждан, что подобное нельзя исключать в Англии и США – тогдашних цитаделях демократии. И его озабоченность была не напрасной: роман только-только напечатали (первая публикация состоялась в 1949 году), а США чуть не вляпались в антиутопию Оруэлла в годы разгула маккартизма (первая половина 50-х).
 
В 70-х годах 20 века Пол Пот и его банда явно позаимствовали основные черты оруэлловской Океании при построении в Камбодже своей людоедской Кампучии. Вплоть до того, что лидеры компартии именовали себя "брат" № такой-то…

Американские и камбоджийские попытки воссоздать в реальности идеальный оруэлловский тоталитаризм несколько настораживают. Создается такое впечатление, что антиутопии не столько воздействуют на читателей, озабоченных распространением тоталитаризма в мире, сколько используются строителями тоталитарных обществ в их практической деятельности. Ведь что мы видим сейчас? Вслед за США и Камбоджей по пути реализации оруэлловских идей в реальной жизни пошло и ООО "Россия". Очень похоже, что в Кремле роман Оруэлла стал настольной книгой, наряду с "Проектом "Евразия" Дугина и другой подобной литературой. До 2014-го использование "1984" не бросалось в глаза, но этот год и следующие за ним заставляют все чаще вспоминать книгу Оруэлла. "Он живет в каком-то ином мире" - сказала одна немецкая тетка после телефонного разговора с нашим Старшим Братком. Не в "каком-то ином" - в "Оруэлле" он живет! Книжки надо читать!

Главные лозунги выдуманной Океании Оруэлла:   "Война – это мир", "Свобода – это рабство", "Незнание – сила" - начали претворять в жизнь с некоторым своеобразием, свойственным православной чекистской цивилизации, но, в общем и целом, следуя "заветам" Оруэлла. Двоемыслие у нас культивируется примерно с середины 20-х годов – в этом плане ничего менять не пришлось ("говорить заведомую ложь и одновременно в нее верить, забыть любой факт, ставший неудобным, и извлечь его из забвения, едва он опять понадобился…"). Идея оруэлловской "недели ненависти" была творчески переработана в администрации Старшего Братка, в результате чего та стала перманентной и нескончаемой. Мы ненавидим своих врагов с утра до глубокой ночи, засыпаем с ненавистью к ним и с ней же просыпаемся.

Всей "интеллектуальной" обслуге нашей Внутренней партии были разосланы выдержки из романа, чтобы они их заучили и неуклонно претворяли в жизнь: "Партийцу не положено иметь никаких личных чувств и никаких перерывов в энтузиазме. Он должен жить в постоянном неистовстве – ненавидя внешних врагов и внутренних изменников, торжествуя очередную победу, преклоняясь перед могуществом и мудростью партии". Яровые, железняки и прочие милоновы следуют этой установке как Священному писанию. 

"Тот, кто контролирует прошлое – контролирует будущее" – этот постулат  строителями нашего оруэлловского будущего претворяется  в жизнь почти по тексту романа. Правда, система изменения нашего прошлого налажена пока не так четко, как в книге Оруэлла (таковы национальные особенности), но в этом и нет необходимости: подведомственное население не знает прошлого, поэтому его и не помнит. Так что  систематическая переделка прошлого просто не нужна. Достаточно пары часов  просмотра зомбоящика и зритель свято верит, что в 1941 году на нас напали бандеровцы при поддержке гитлеровской Германии. 

За "мыслепреступления" у нас тоже наказывают – за посты, репосты и даже "лайки". Причем не важно, какая мысль нашла свое выражение в репосте или "лайке" – главное, что она была! Сейчас этот тип преступлений стало выявлять гораздо проще, чем это было описано у Оруэлла – даже телеэкраны в квартиры ставить не нужно: мыслящий народ, который и совершает их, общается с другими мыслящими через социальные сети. Деятелям "министерства любви", расположенного на Лубянке, уже не нужно проводить спецоперации (как в "1984"), чтобы разоблачать злоумышленников.

Похоже, что следующим этапом осуществления проекта будет превращение реального существующего Старшего Братка в настоящего оруэлловского Старшего Брата. У нашего Братка есть огромный недостаток – он смертен. А это значит одно: он умрет и конец России (недавно нам это сказали прямым текстом и не соврали). И разве может такой исход устроить нашу Внутреннюю партию? Разумеется, нет. Они рассчитывают выдаивать из страны "баблос" (по терминологии В.Пелевина) вечно. Поэтому им нужен такой Братан, который никогда не покинет нас. Сегодняшние технологии позволяют создать настоящего Старшего Брата не на плакатах (как в романе Оруэлла), а прямо в телевизоре – так ни у кого не будет сомнений, что он существует. Такую возможность предвидел опять же великий Пелевин в "Generation П". И, вполне возможно, что пелевинские рекомендации в
администрации СБ уже выполнили – уж очень резко Браток помолодел пару лет назад.   

Итак, хотя антиутопия Оруэлла еще не осуществилась на практике в полном соответствии с каноном, но вполне очевидно, что подобные попытки явно предпринимались и даже в 21 веке без них не обходится. Есть ли вина в этом Оруэлла? Я думаю, что примерно в той же мере, что и у производителей топоров - в тех убийствах, которые совершены с использованием их продукции. Частенько случается так, что предмет, предназначенный для мирных целей, злодеи используют в своих преступных делах, но разве можно винить в этом тех, кто произвел этот предмет?… Оруэлл писал роман для людей – для тех, кто не хочет очутиться в положении героя "1984" Уинстона, которого заставляют любить Старшего Брата. Там, где по-настоящему читают Оруэлла – нет и никакого намека на Старшего Брата. А где чтению предпочитают просмотр телеканалов, контролируемых братками – там удивляться осуществлению антиутопии Оруэлла не нужно – это вполне логичный финал.


Рецензии