На рыбалку с топором

Старинное село Аскиз (оно упоминается ещё в начале   ХIХ в., когда Минусинск и Абакан – столица Хакассии, ещё тоже были сёлами) поразило меня, городского подростка, своей  самобытностью, и какой-то глубокой сельской мудростью.            
       В виду отсутствия своего жилья, нашу семью разместили в доме местного жителя Черпакова, имевшего большой «пятистенный» дом. Его сын – Илья, был мой одногодок и учился в нашем классе.
        Хакасс  и местный житель , он в свои 13-14 лет, был намного  более знаком с природой, знал охоту и рыбалку, ориентировался в лесу и в степи.
 Однажды в октябре он зашёл в нашу половину дома и предложил сходить на рыбалку. Я удивился:
- В такое время?
- Так мы не с удочками, а с топором, - ещё больше удивил он меня.
- Как это?
- Пойдём – увидишь.
       Я тоже взял обычный топор и мы пришли на берег горной речки с таким же названием – Аскиз (Белая девушка – по хакасски). Речка берёт начало где-то высоко в Саянских горах. небольшая, но бурная, потому замерзает постепенно, с образования «заберегов» - прибрежной ледяной  корки. Ледок здесь тонкий и очень прозрачный, словно стекло.
       Илья тихо подходит к такому «заберегу», смотрит сквозь лёд, видит скопившуюся в некоторых местах рыбу и с силой бьёт обухом топора по льду. В результате удара образуется пробоина во льду, а в ней -несколько неподвижных рыбок. Илья их собрал и двинулся дальше.
- Понял? – спросил он меня.
- Да.
На следующей такой прибрежной льдинке он подозвал меня и говорит:
- Бей!
      Я ударил, а для большей эффективности еще несколько раз, и вытащил из пробитой лунки  пару хариусов  (это сибирский вид речной форели). Илья поправил меня: надо ударять по льду только один раз: тогда  создаётся Гидродинамический удар, который и глушит рыбок (нечто подобное взрыву). А следующие удары – впустую, эффекта не дают.
      Мы прошли вдоль берега какое-то время и
      закончили «рыбалку», набрав  два десятка  рыб.
                Оказывается и на  топор  «клюёт»!


Рецензии