Его военные пути дороги

Живет в нашем городе замечательный человек: воин и труженик – в пошлом, а ныне - пенсионер, Борис Васильевич Ким. Родился он в Самаре 1924 году. После окончания десяти классов мечтал поступить в институт, а после института – заняться мирным трудом.
Но все его мечты и планы перечеркнула война, и уже в августе 42-го он был призван в армию и направлен в Куйбышевское пехотное училище. После шестимесячного обучения все училище было отправлено на фронт под Курск, где в это время разворачивалась грандиозная битва, в которой в июле 43-го с обеих сторон участвовало более четырех миллионов человек, 69 тысяч орудий и более тринадцати тысяч танков. В районе деревни Прохоровка 12 июля 1943 года произошло самое крупное танковое сражение, в котором участвовало с обеих сторон больше тысячи танков. И наша победа в этой битве стала коренным переломом во Второй мировой войне. Старший сержант Ким в этом сражении командовал взводом автоматчиков и был награжден орденом Красного Знамени.
А в феврале 1944-го старший сержант Ким в составе 1-го украинского фронта участвовал в Корсунь-Шевченковском сражении. Тогда нашими войсками была окружена и уничтожена крупная группировка противника: немцы потеряли более 50 тысяч человек убитыми, более 18 тысяч были взяты в плен. За участие в Корсунь-шевченковской операции молодой боец получил свою вторую боевую награду – орден Красной Звезды.
Мы сидим с Борисом Васильевичем на кухне его уютной трехкомнатной квартиры, пьем чай и ведем нашу мирную беседу. На столе – печенье, шоколадные конфеты, варенье из слив и малины, пирожки, вафли. А накрыла нам этот роскошный стол его жена Зоя Андреевна, с которой старый солдат живет вот уже более полувека. А рядом играют две внучки – дошкольницы Даша и Настя.
Говорит в основном ветеран, а я слушаю и не перестаю удивляться его феноменальной памяти: он помнит все города и поселки, которые освобождал от немцев, помнит все сражения, в которых участвовал, помнит имена и фамилии своих командиров и однополчан. И это в 82 года, и после того, как этим событиям минуло более шестидесяти лет!
–Когда наша часть освободила Молдавию, - продолжил свой рассказ ветеран, - меня направили на четырехмесячные курсы офицеров разведки. А по окончании курсов присвоили звание младшего лейтенанта и назначили командиром роты разведки. В этом звании я участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии.
–Борис Васильевич, вы прошли трудный боевой путь от Курска до Вены. А было ли во время войны у вас такое, что без преувеличения можно назвать геройским поступком? – спрашиваю я старого солдата.
Немного подумав, он сказал: «Да, был и такой случай». И начал рассказ:
–Когда мы вошли в Чехословакию, наша механизированная танковая бригада попала в окружение, и с ней была потеряна связь. Случилось это в ноябре 44-го, когда мы уже гнали немцев в их собственное логово, и когда уже ни у кого не было сомнений в нашей победе. Вот тогда вызывает меня к себе командир части и дает такое задание: «Бери немецкий транспорт (был у нас такой), трех солдат из своей разведроты, надевайте поверх нашей формы немецкие шинели и каски – и в путь! Прорвитесь через полосу немецкого окружения, найдите нашу танковую бригаду и передайте командиру на словах срок выхода из окружения. Это необходимо для проведения нами встречного боя». Итак, задание получено…. И мы, четверо военнослужащих из разведроты, начали его выполнять. Благополучно проехали немецкую передовую линию, прошлись по тылу, проехали несколько селений, занятых немцами. Нашли нашу танковую бригаду, передали её командиру срок выхода из окружения, и благополучно возвратились на том же немецком транспорте в свою часть.
–Но ведь вас могли обстрелять и немцы и наши?
–Да так оно и было в действительности, - спокойно подтверждает Борис Васильевич. – Несколько раз мы были обстреляны и своими, и немцами. А напоследок, когда мы были уже почти дома, нас чуть не расстрелял свой штурмовик. Спасла сигнальная ракета, которую мы выпустили. Очевидно, родились в рубашке.
Танковая бригада вырвалась их окружения. А за эту блестяще проведенную военную операцию все ее участники были награждены орденами Отечественной войны I степени.
За освобождение Вены младший лейтенант Ким был награжден вторым орденом Красного знамени.  Победу Борис Васильевич встретил в Чехословакии, но бои продолжались еще в течение полумесяца: немецкая группировка никак не хотела сдаваться.
А прямо из Праги их часть была направлена на Дальний Восток, где участвовала в войне с Японией. Здесь лейтенант Ким командовал взводом автоматчиков. В одном из боев его взвод ворвался в расположение японской воинской части с тыла, и расстрелял из автоматов целую роту самураев. Оставшихся в живых пятерых японцев, в том числе и одного офицера, взяли в плен. За эту операцию лейтенант Ким был награжден вторым орденом Красной Звезды.
Всего же за ратные подвиги, мужество и геройство, проявленные в боях, Борис Васильевич награжден пятью боевыми орденами, а также медалями «За освобождение Будапешта», «За освобождение Праги», «За освобождение Вены», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
Демобилизовался Борис Васильевич в 1946 году и более сорока лет проработал в тресте «Драгстроймонтаж». Строил драги в Якутии, Хабаровском крае, Амурской области: принял участие в строительстве двадцати драг. Сейчас ветеран войны и труда на заслуженном отдыхе. Жизнью своей доволен. Пенсии на самое необходимое хватает.
Моя статья – это всего лишь строчка в летописи самой жестокой и кровопролитной войны. Но без нее, без этой строчки, не будет полной картины этой грандиозной битвы.

2006

Умер 16 апреля 2014 года в возрасте 90 лет.


Рецензии