Легенды Севера

Этим летом я вместе со своей семьёй ездила в деревню Ившинская Архангельской области к моей бабушке по папиной линии. Бабушка Луиза была очень рада нас видеть, она, как и мы очень скучала.
Запах свежескошенной травы дурманил наши головы. Жаркое июльское солнце выгоняло нас на берег Северной Двины, а лёгкий ветерок весело подзадоривал нас с братишкой, предлагая позапускать воздушного змея. Время бежало весело и незаметно. Мы и не поняли, как пришёл август и принёс новые развлечения.
Как же интересно ходить в лес по грибы и ягоды, особенно если не докучает вездесущая мошка гнуса.
«Тихая охота» - так иногда называют операцию по поиску грибов, но в северных борах это занятие напоминает поход в сказку.
Под ногами хрустит белый многолетний мох, который, кажется, помнит поступь самого Деда Мороза, и временами создаётся впечатление, что сейчас не конец лета, а настоящая зима со снежными кочками, но вот только почему-то совсем не холодно и всё вокруг живёт своей жизнью, как бы совсем не замечая меня. Белки, переговариваясь друг с другом, скачут с дерева на дерево, ёж деловито спешит по своим делам, на ветвях сплетничают сороки. Но этих всех зверей и птиц я видела и раньше, а вот это что такое? Размером с среднюю собаку, весь чёрный, даже отдающий в синеву окрас, гигантский клюв , небольшие умные глаза- как две чёрные бусины долго смотрят изучающе на меня. От неожиданности я даже присела на корточки. И тут сзади подошёл папа и этот гигант, не спеша, расправив крылья, медленно, с достоинством хозяина здешних мест улетел восвояси. Отец сказал, что теперь мне обязательно повезёт, потому как встретить настоящего ворона большая редкость и хорошая примета. Эта встреча запомниться мне надолго. Я шла и думала про эту сказочно красивую птицу, как мне на глаза попали грибы, которых я никогда не видела. Вернее сначала я заметила на фоне белого мха красные пятна крови. Слегка испугавшись, я присела, чтобы лучше разглядеть что же это такое, и вскоре поняла, что это странные белые грибы, а их по-видимому сок похожий на кровь заливал неровную поверхность шляпки.
Вот это чудеса, не поход в лес, а сплошные загадки.
Придя домой и оставив корзины с белыми и подосиновиками в прихожей,  первым делом я побежала к бабушке Луизе со своими вопросами.
Нет, что касается ворона, я узнала довольно много: что и живут-то они триста лет, и умеют подражать разным голосам и даже человеческому, и умная эта птица, и даже считается, что ворон верный помощник самой матушке-природе в лесу за порядком следит и обо всём ведает. А вот про грибы странные бабушка ничего не ответила сославшись на усталость и на то, что, мол, слышала про них когда была маленькой девочкой да с годами память как вода талая стала уходить и не всё припомнишь-то.
Немного расстроившись, не получив желаемого ответа я пошла на сеновал. Облака медленно и вальяжно растянувшись по вечернему небу, ласточки и стрижи летали высоко, и казалось, соревновались с самим летним ветерком кто быстрей. Сено пахло цветами и голову кружило от всего этого великолепия. Бабушка сказала, что тот, кто встретил ворона может загадать желание или что-то спросить у него, и он обязательно всё исполнит.
В голове крутились и переплетались мысли о птицах, зверях, цветах, грибах.
Не знаю как, но я вдруг оказалась на той самой поляне,  где я видела ворона. И вот это чудо – он опять стоял передо мной. Я не сразу поверила своим ушам, но всё-таки я чётко услышала вопрос:
-Ты хотела меня о чём-то спросить?
Не знаю почему, но я сказала:
-Расскажи мне про эти странные грибы.
-Так слушай же и не забывай. Не забыв, расскажи друзьям, а ворогам молчок- закрой рот на замок.
Эту историю я слышал от своего отца, а тот в свою очередь от своего. Так этот сказ и передавался в нашем роду от отца к сыну.
Давным-давно в этих местах жил народ-Чудь белоглазая, потому как глаза их были настолько светло-голубыми, что можно было спутать с белым. Жил народ этот в здешних местах охотой кормился, ягоды, грибы собирал и матушке природе поклонялся. Но как говорят, не бывать отаре без паршивой овцы,так и здесь жил один мужичок- слабый, завистливый и злобный был он. Не любили его остальные жители селения. Бабы обходили, мужики подтрунивали, да издевались. Пекс - так звали того человека, что кстати по-чудски означает «слабый», обижался на односельчан и тайно вынашивал план мщения. Мечтал он завести себе волка настоящего, чтоб хоть не любили его, так хотя бы боялись его все.
А в это время в лесу под  чутким наблюдением моего предка жила одна стая волков. Был там один молодой и сильный самец – звали его Рахта, что по-чудски означает богатырь и был он влюблён в очаровательную Раху-волчицу того же племени. На охоте молодой волк показывал чудеса ловкости и силы, пытаясь привлечь внимание своей избранницы, и его усилия всё-таки увенчались успехом. В начале лета в логове молодой пары появились очаровательные щенки. Три мальчика были похожи на отца, такие же лобастые и широколапые, а маленькая очаровашка- дочка была точная копия своей мамы. Всё лето Рахта приносил добычу своей многочисленной семье и вот ближе к осени, когда щенки уже подросли сама Раха, оставив детей с папой, решила сама пойти на охоту.
И надо же такому случиться в это же самое время и Пекс решил поохотиться. Надо сказать охотник из него был не важный , да и собаки даже своей не имел.
И вот на этой самой поляне они встретились. Гордая, сильная и умная волчица и злобный, невысокий мужичок. Пекс сразу заметил, что волчица с щенками. Радость его не знала предела наконец-то он, убив взрослых волков, заберёт себе самого сильного волчонка и воспитает себе злобного и матёрого раба, способного разорвать любого, кто вздумает посмеяться над его хозяином. Взяв стрелу он направил её в сторону волчицы и натянув тетиву, «заговорил» её на то, чтобы она не убила, а ранила и та послушно полетела и попала в лопатку Рахе.  Даже не взвизгнув, волчица исчезла в чаще леса. Она сразу поняла, что идти к логову нельзя и начала плутать по полям, болотам и чащобам. Превозмогая усталость и боль, раненая Раха приковыляла домой. Рахта увидев любимую с рваной раной всё сразу понял. Вылизав напоследок щенков и жену, молодой волк направился по следам Рахи, слизывая её кровь с травинок и земли. Придя на эту поляну, Рахта разгрыз себе лапу и пошёл в другую сторону от логова.
     В это время Пёкс, увидев, что волчица скрылась, несильно расстроился. Вернувшись в деревню, он попросил соседей дать ему собак, пообещав дать им в благодарность шкуры волков. Злобный мужик повёл свору собак в лес к этой поляне.
Когда-то сильный волк лежал с прогрызенной лапой на камне посередине болота. У него не было сил идти дальше и он готов был принять, возможно последний в своей жизни бой со сворой собак. Рахта готов был умереть. Ведь он знал, что его щенки и любимая Раха в безопасности.
      Мой прадед пролетал мимо, и, увидев всё это, не мог не рассказать об этом матушке-природе. Узнав о поступке молодого волка и восхитившись его преданностью и самопожертвованием, хозяйка лесов приказала вырасти белым грибам и разлила на их шляпках волчью кровь. И когда Пёкс пришёл на поляну со сворой собак, те взяв след, начали носиться по кругу.
     Пёкс вернулся восвояси ни с чем и его злобным намерениям не суждено было сбыться, а Рахта т Раха излечились и у них ещё не раз были щенки.
     А грибы те в народе стали называть «волчья верность», памятуя тот случай.
    И вдруг я почувствовала, что на моём носу кто-то сидит. Открыв глаза я увидела красивую лесную бабочку, которая то расправляла, то складывала свои большие, красочные крылья. И её ничуть не смущало, что она сидела на моём носу, но залетевший на мгновенье летний ветерок согнал непрошеную гостью. И я поняла, что и ворон, и рассказ про волков, и чудь белоглазую мне, наверное, приснились.
    Но помниться ворон говорил, чтобы я запомнила легенду и рассказала её своим друзьям. Вот я так и сделала, ведь вы мои друзья, не так ли?


Рецензии