46-2. Школа даосов о смерти как бессмертии
ШКОЛА ДАОСОВ О СМЕРТИ КАК БЕССМЕРТИИ
В своих рассуждениях мудрецы пришли к мысли, что даос может овладеть самым совершенным оружием, которым является бессмертие.
- Но, - заметил я, - это оружие, наверное, обрести не очень просто. Ведь побороть смерть при нынешних условиях жизни человеку почти невозможно. Даосы часто говорят о странствующих и возвращающихся, но те, которые не возвращаются к нам, вероятно, умирают?
На эти слова мудрец Лецзы отреагировал таким замечанием:
ВОЗВРАЩАЮШИЕСЯ
Янцзы сказал однажды в утешенье другу ясно
О том, чтоб за всю жизнь свою он смерти не боялся:
- «Представь ты только, как для древних смерть была прекрасна!
Достойно уходили все, кто с жизнью расставался.
Во времена те отдыхом была смерть для достойных,
Для недостойных же была она, как ниц паденье,
Смерть, как конец всех свойств, пристойных или непристойных,
Считалась, как к своим первоначалам возвращенье.
Все древние «вернувшегося» мёртвым называли,
Живого – «странствующим», и за жизнь его молились.
И если странствующие вернуться забывали,
То по понятьям древних бездомными становились.
Когда ставал бездомным кто, его все порицали,
Как человека, дом покинувшего своих близких,
Со временем, кто знал его, знакомство отрицали,
Считая отщепенцем иль изгоем или низким.
Того, кто в положении семью оставлял трудном,
Уйдя бродить по свету, бросал дом, не возвращался,
Безумным непременно называли, безрассудным,
За ним позор такой потом на жизнь всю оставался.
Но были в древности, кто тело, жизнь свою ценили,
Способностями, мастерством, умом своим хвалились,
И создавая себе славу, других хоронили,
Забыв смерть, именем перед живущими кичились.
Их люди умными и дальновидными считали,
Но кто был прав из этих всех, судить об этом сложно.
Одних хвалили все при том, других же осуждали,
Мудрец лишь знал, кого судить, кого одобрить можно?».
Когда Гуань Чжуна спрасили все о ритуале:
- «Как «возвращающихся» в путь последний провожают»?
Он молвил: «Всё равно мне – сожгут тело ль закопают,
Зависит разве от меня в конце жизнь иль в начале?
Пусть тело под открытым небом для ворон оставят,
В пруду утопят, с хворостом сожгут на огне ярком,
Иль перед всеми, в саван обрядив, в гробу поставят,
От этого не будет мне ни холодно, ни жарко.
Ведь тело наше в жизни всего только оболочка,
Мы рано или поздно себя в мире проявляем,
А смерть дана нам, как перед обновленьем отсрочка,
Мы все не уничтожаемся и не исчезаем».
К сказанному, подумав, Лецзы добавил ещё такие слова:
ВОЗВРАЩЕНЬЕ
В былых преданиях о Жёлтом Предке говорится:
«Движенье формы, не форму, а тень лишь порождает,
В движенье звука, не звук, эхо может появиться,
Движенье небытья бытье собою проявляет,
А форма тела это – то, чему конец настанет.
Придёт конец Вселенной ли, того никто не знает,
Предположить лишь можно нам, что после смерти станет.
Закончится ли Путь, если начала не имеет,
Все вещи бытием во времени не обладают,
Живущий каждый в мире своей жизнью не владеет,
Имеющие форму - форму все свою теряют.
Всё неживое, собственно, не то, что раньше жило,
Форму хранящее - не то, что формой обладало,
Отжившее всё в мире покой вечный заслужило,
В живых оставшееся - жить не может, как попало.
Кто хочет вечно жить - границ естественных не знает,
Всю силу жизненную он от Неба получает,
Скелет с костями, тело всё земля ему рождает,
Он вечным светом заряжён, и свет сам излучает.
Всё его чистое при смерти к Небу возвратится,
Как жизненная сила, его форму покидая,
Разъединившись, мутное, с землёй соединится,
Своё всё к подлинному состоянью возвращая.
Так возвращенье умерших на Небо происходит,
Когда душа, покинув тело, в небеса стремится,
И там свой подлинный дом к радости своей находит,
И чистоту, где очищается, чтоб вновь родиться».
В конце нашей беседы все мудрецы сошлось в одно мнении, что самым совершенным оружием человека являются Знания, и применять их можно только в Недеянии.
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217050800142