Три дня в Ольштыне или Сюрпризы Польши

В Польшу я ездила на форум эсперантистов.
Подруга по группе польского языка возглавляет вместе с мужем организацию эсперантистов у нас в городе. Я к ним пристроилась, чтоб съездить в Польшу, под видом "МОЖЕТ БУДУ ИЗУЧАТЬ ЭСПЕРАНТО?". Могу сказать после поездки, что точно не буду, т.к. контингент эсперантистов в основном от 70 лет и старше. Молодежи мало, моего возраста чуть побольше, в общем, на мой взгляд организация потихоньку вымирает.

Поездка начиналась не совсем удачно, мы выехали на 1 день позже (муж Галины приболел), затем на вокзале у мужа Галины была истерика, с тряской тела ( представляете здоровый мужик ведет себя, как 5-летний мальчик). Я в шоке от увиденного.

Приехав в Ольштын, Галина меня сразу бросила, только мы поселились, сказав: "ОБЩАЙСЯ!"

Но мне не привыкать к таким ситуациям. И я пошла в Старый Город на концерт шоумена ЁМО (из Франции), тоже эсперантиста.
Стою на площади, слушаю живую музыку и приплясываю, а ЧТО ДЕЛАТЬ? Народ пока стоит смирно, а эсперантисты сидят на стульях. Я тоже- эсперантистка, но знаю из них только Марьяна (организатора), и Ёмо, с которыми уже коротко пообщалась.
Стою я на площади и думаю:" Я столько преодолела, чтоб попасть сюда: получение визы, поездка в 30-градусную жару в автобусе без кондиционера в течении 5- часов, приставание с вопросами польского пограничника по поводу моей деловой визы...

И что ж теперь в этот прекрасный теплый вечер я буду зажиматься и не наслаждаться жизнью в ПОЛЬШЕ?
НИ ЗА ЧТО!!"
Потом мне удалось присесть на стул. А Ёмо всё зажигает и зажигает... Часть молодых эсперантистов уже пляшет, я тоже хочу..., но куда деть сумку, с которой я приперлась?

И вот звучит рокн-рол, я не могу сидеть, сумку отдаю Марьяну, тот её-какой-то польке. И я ТАНЦУЮ… О, как я оторвалась!!! Потом та полька сказала, что танцевала я замечательно !!!

Два часа я наслаждалась концертом, а потом надо было ехать домой, в студенческую общагу на окраине Ольштына.
Метнулась к кафе-надо же что-то поесть, я целый день без еды! Но вокруг одни пицы и фаст-фуды. Сажусь в автобус, помня , что в студенческом городке есть магазин, который работает до 22-00 (время 21-40).

В автобусе спрашиваю водителя о цене билета, а тот в ответ-поздно уже... в общем, что-то по-польски, что не надо платить. Я В ШОКЕ! Это был 1-й сюрприз в Польше. Я так понравилась водителю, что он решил меня прокатить бесплатно. "Дзенкуе бардзо, дзенкуе бардзо!!!"

Залетаю в магазин без пяти минут десять, хватаю еду, и несусь в общагу. Там меня ждёт очередной сюрприз, сначала мне показалось, что он неприятный, но я ошибалась..

Моими соседками оказались 2 бабушки, одной точно 90 лет, а другой-??? Приблизительно за 60… Дыхание в груди спёрло: "Чёртовы организаторы, ПОСЕЛИЛИ!!!
 Они мой возраст смотрели?! Сейчас же помчусь к Гале и поплачусь в жилетку..."

Но тут я себя остановила: «В чём дело, Наталья? Посмотри на ситуацию с другой стороны!» Вспомнила книгу "Просто вместе" А. Гавальды, где главная героиня с нежностью ухаживала за 80-летней женщиной...

Когда я пригляделась, то мои бабушки оказались не бабушками, а настоящими женщинами, да и вообще девушками.
90-летняя Хелена уже накрутила 2 бигуди на челку, мазала кремом ноги, Мария- Магдалена была с прекрасными крашенными волосами (блондинка, хорошо постриженная). Хелена немного помнила английский, а Мария прекрасна говорила по-русски. Кроме того, они знали ЭСПЕРАНТО!!!
 Встретили меня, как родную, дали кипятильник, предложили свою еду...
Мы говорили на 3-х языках: польском, русском и английском. Хелена рассказала, что она любит танцевать. И я вспомнила, как на старой площади я её видела танцующей...ОБАЛДЕТЬ!!!

Потом душ и спать...

На другой день по программе эсперантистов было запланирована поездка в дендрарий на автобусе в 11-00.
Мои девушки поднялись в 6-00, мне пришлось встать в 7-00, т.к. Марии нужно было уложить волосы феном, и она деликатно ждала, когда я открою глаза, чтоб она: "Немножко пошумит". Мария в красивом японском халате, с серебряным браслетом на руке, на её тумбочке крем для лица "Нина Ричи".
А как они меняли наряды? А какие шляпки, шальки и.т.д?
Они приехали с чемоданами на колесиках, а я- с сумкой, где лежали пару запасных маек. Да, это был хороший урок! Настоящие женщины!!!
Девушки побежали в столовку, а я пила кофе дома.

Времени вагон. Пошла ещё раз осматривать территорию городка. Вчера я её бегло осмотрела. Рядом озеро с маленьким песочным пляжем. В 9-00 утра уже собираются отдыхающие, растоптанный песок ровненько разглажен грабельками после вчерашнего дня. Озеро и природа вокруг красивы...

Посидела на скамейке перед озером, пообщалась с полькой, которая, как оказалась, была нянькой и выгуливала годовалую девочку.

Время 10-30, мои девушки собираются в поездку, последние приготовления-Хелена припудривает носик! ОБАЛДЕТЬ!
Потом они рванули к автобусу, я чуть замешкалась и потеряла их след.

 Стою перед общагой и думаю: в которую-то сторону пойти, организаторы что-то говорят по-польски, но я почти ничего не понимаю. И тут как спаситель появился Ян, поляк и эсперантист (вылитый Пьер Безухов в фильме "Война и мир"), он тоже не знал, где автобус, но мы с ним объединились и пошли за одной парой поляков из нашей тусовки. Ян их догнал и спросил, туда ли мы идём? Оказалось туда.

В автобусе, естественно, мы с Яном сели вместе. Оказалось, что он почти не знает русский, а я очень мало знаю польский. Ну, вот радость, он знает английский!
Я стала болтать по-английски. Ян говорит по-английски хуже, чем я предполагала, поэтому он понимал не всё.
Но ничего, бывает и такое общение.

Дендрарий оказался очень красивым местом, там подписаны не только каждое дерево, кустик, но и травинка, естественно по-польски. Мы гуляли среди этой красоты, дышали фантастическим воздухом. Потом нас остановили и посадили за столы-попить воды с конфетами и печеньем, попеть песни на эсперанто...Конфеты ела, песни не пела…

Моя соседка Хелена посидела чуть-чуть и стала прогуливаться. Быстрая, как таракан, теперь понятно, почему она дожила до стольких лет-ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ...

После дендрария по плану намечались лекции в общаге на эсперанто, а вечером- ресторан "Колорово". Т.к. никто не знал, где этот ресторан, то было объявлено, что собираемся в 17-30 на остановке местного автобуса.
На лекциях мне делать было нечего, и я наметила себе шопинг, а вот вечером собиралась сама добираться до ресторана. Попросила Яна помочь мне узнать адрес, и как на карте его найти.

Вооружившись этими знаниями, я после экскурсии, рванула на местном в автобусе в Торговый центр "Альфа», полька, сидящая рядом в автобусе, дружелюбно подсказала, где выйти и как найти два входа в этот центр.

На улице стояла 30 -градусная жара, а в "Альфе" -прохладно (кондиционеры). Я начала свой ЗАБЕГ по магазинам, изучая распродажи и ассортимент. Это заняло у меня 5 часов, в перерыве перекусила в местном кафе польской кухней. За это время -только пару покупок. Я вымоталась, ноги отнимаются.
Время 19-00, в "Колорово" уже час, как гуляют!
И я решаю идти в ресторан.

Но где эта улица 1-го Мая? В какую сторону идти от перекрестка? Случайно встретила Марию с родственницей,
 Мария и родственница узнали для меня, где эта улица. Оказалась рядом.
Иду по улице, мне надо найти ещё одну улицу...
Спрашиваю молодую польку, она любезно мне отвечает и идет вместе со мной. Оказалась потом чешкой. Так, сопровождаемая чешкой (хотя ей было совсем в другую сторону), я дошла до ресторана. Чешка пожелала мне хорошо повеселиться и всего наилучшего. Вот и ещё один сюрприз Польши. «Дзенкуе,дзенкуе, я тоже Вас люблю».

В ресторане все уже поели и идет награждение победителей ,которые участвовали в викторине по эсперанто. Я протискиваюсь за самый дальний стол, сажусь рядом с моей Галиной, и вытягиваю ноги под столом, они гудят.
А  ШОУ продолжается.

Принесли огромаднейший торт, на котором изображен флаг эсперанто и цифра 50 (50 лет эсперанто в Ольштыне). Вокруг торта зажгли фейерверки. Все хотят сфотографироваться вместе с тортом. Я -отказалась, подумала, что для меня это лишнее.

Поделили торт. Торт есть, а чая нет, надо заказать у официанта, что я и сделала. Пока ждала чай-съела торт. Но вот и долгожданный чай. "С Вас 5 злотых, пани". Я высыпаю польскую мелочь на скатерть, ах- только 4 с гаком, лезу в кошелек за бумажкой в 20 злот. "Не надо, не надо"-говорит официант, забирая со скатерти только 4 злота. «Дзенкуе, дзенкуе». Я удивлена в очередной раз очередным сюрпризом Польши. Т.к. чай без торта было пить скучно, то у соседа напротив (попросив, естественно) взяла кусочек торта.
Галя с умным видом общается на эсперанто с соседом, на меня ноль внимания.

Заиграл наш известный шоумен ЁМО, и народ понёсся в пляс.
Вдруг (неожиданно для меня) приглашает поляк (вчера я рядом с ним танцевала рокн-рол на площади), танцевать рокн-рол. Я -девушка спортивная, и когда танцую одна рокн-рол, то мне здоровья хватает. А тут партнер оказался спортивнее меня. Мы танцевали, как 2 подростка, переживающие гормональный взрыв. У меня, аж сердце зашлось. Но удовольствия я получила море, и мой партнер -тоже. Тут же он приглашает меня на польский медленный танец. Я танца не знаю, сбиваюсь, танцую, опять сбиваюсь. Какой-то «польский краковяк»!
Как его танцевать, знают только поляки!!!Это танец у нас не задался! Но всё равно внимание мужчины приятно!

Итак ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МАРАФОН начался!
Мы танцевали какой-то ручеёк по парам ( в моей паре оказался испанец), быстрые танцы сменяли медленные. В ресторане плохо работала кондишка, так, что все танцующие просто обливались потом, но НЕ ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ!!! Я обливалась потом и танцевала со всеми. Дыхания хватало!!!
Опять меня приглашает уже другой поляк на свой «краковяцкий» танец. Я польщена, но опять сбиваюсь, смеюсь и говорю, по-русски, что не умею танцевать этот танец. Но танец мы дотанцевали... Этот поляк раньше проходил мимо нашего стола и посмотрел мне прямо в глаза. Многозначительно...

Галина общается с Энрико (поляк из Гданьска) на эсперанто, я сижу рядом- отдыхаю от марафона. И тут я  неожиданно для себя приглашаю Энрико потанцевать. Сначала медленный, а потом он остается танцевать быстрый.... Галя осталась без собеседника. Прости, я не нарочно.
 
Народ потихоньку уходит из ресторана, в первую очередь те, кто не танцует.
Но танцоры доплясали до последнего танца, хоть и обливались потом...
Выходим из ресторана: Галя, Энрико и я, идем на автобус. Нас обгоняет пара (муж с женой, прекрасные танцоры), у мужа наполовину мокрая футболка, и хватает энергии ещё нас обогнать.

На остановке уже темно и плохо видно расписание автобуса. У меня- очки, у Гали -мобильник с подсветкой, у Энрико-часы. Так общими усилиями мы выяснили, что последний автобус через 3 минуты. И что ты думаешь?! Ровно через 3 минуты он подошел.

Дома, в общаге, меня ждут мои девушки.
Хелена была в ресторане, но меня не видела. Я её тоже…
Я ложусь спать, полная впечатлений, ужасно хочется спать, но мои ноги не дают этого сделать- они гудят, как ТРАНСФОРМАТОРЫ!

Наступил новый день. Как уже стало традицией, я проснулась в 7-00. Марии надо сушить волосы феном. "А где Хелена?"-спрашиваю я.
"В 6-03 она пошла гулять!"- отвечает Мария. Вот так! Даром времени она не теряет, Хелена так и догуляла до 8- часов, до завтрака, по очень красивой природе.
А я всё сплю, сплю.

Попив кофе, я составляю план на день. На улице жарище, значит пешая прогулка с эсперантистами по парку отменяется. План по шопингу не выполнен, злоты не потрачены. Вперед, в магазины! После прогулка по Старому Городу, затем поплавать в озере, а вечером эсперантисты собираются на пикник у озера. А я может пойду в Старый город, а может...

В 9-30 я уже в знакомом центре "Альфа". РЕШАЙСЯ, Наталья, РЕШАЙСЯ!
Ну, я и решилась.
За 5 часов шопинга я истратила почти все злоты (оставив мелочь на дорогу) и стала рассчитываться карточкой. С распродажи куплена одна футболка. Всё остальное с новых коллекций в дорогих магазинах. Дешевые вещи на мне не сидят, УВЫ! На мне сидят только ДОРОГИЕ.
В перерывах между покупками опять посетила польское кафе. Все-таки у них потрясающий "холодник"!

Выхожу на воздух из "Альфы". А небо всё в тучах, может пронесет, и дождя не будет?
Сажусь на скамеечку, сняла босоножки, надо дать ногам отдохнуть. Опять гудят как "трансформаторы"!

Глазею на прохожих поляков. Вдруг ко мне подходит поляк, просто одетый, с мороженым и пакетом из "Альфы", спрашивает разрешения присесть.
Доев мороженое, он начинает жаловаться на курящую рядом молодежь. Потом ещё что-то говорит, а  я, как китайский болванчик, киваю головой.
Поляк забеспокоился: "Пани понимает по -польски?" "Трохе понимает и трохе говорит."
После этого и начался наш диалог. Я говорила по-русски, с добавлением польских слов, а он-по-польски, вставляя русские слова.
 ОТЛИЧНО мы друг друга поняли!

Поляк рассказал мне про свою родню.
Узнав что, я из России, из близкого к ним Калининграда, пожаловался на то, что теперь нам трудно к друг другу ездить (из-за шенгена). Обсудили мы и последние выборы польского президента.

Все поляки, которых я встретила в Польше были за Комаровского, ни одного за Качинского… даже мои девушки из общаги....

Потом  пан показал мне здешние достопримечательности: тюрьму-напротив "Альфы", горсуд, воеводство. И всё это было в поле моего зрения. Затем рассказал, где есть дешевые обеды (всего за 10 злотых), дешевые магазины и книжный, куда я собиралась заглянуть...

Мы пообщались полчаса и разошлись каждый своей дорогой. Самое интересное, что я нашла все магазины потом, о которых он говорил, и пообедала задешево в том месте, где он указал.
Ещё один сюрприз Польши!
ДЗЕНКУЕ, ДЗЕНКУЕ!!!

Погода окончательно испортилась, под холодным сильным дождем я бегала по магазинам, где и отогревалась. Купила грамматику для иностранцев, изучающих польский, книжку "Про Карлсона" на польском, и ещё кой-какую мелочь. Дождь лил 3 часа.
 Полетела моя прогулка в Старом Городе и купание в озере. Я вернулась в студенческий городок.

Моих девушек в комнате не было. ДА! Мы встречаемся только по ночам и утрам.
Куда же пойти вечером? Этот вопрос встал передо мной ребром. Дождь закончился и похолодало. Ноги сами понесли меня к озеру на пикник.

Народ подтягивался. Жарили сосиски, накрывали столы скатертями, поставив на них бутылки с минералкой, чтоб не унесло от ветра. Принесли булочки, пиво на разлив, зажгли костер.

Подошел вице-президент Ольштына с семьёй. Меня, как единственную представительницу российских эсперантистов, познакомили с ним. "Очень приятно". "Взаимно". Пожатие руки. На этом официальная часть закончилась.

Рядом оказалась полька, которая прекрасно знала русский, и совсем не знала эсперанто.
Поговорили о том, о сём, о русских и польских песнях, о русской литературе.

Столы стояли и на открытом воздухе, и в беседке. Стало ещё прохладнее.
Получив свою сосиску и булочку я пошла прятаться в беседку, где почти все места были заняты, и спросила одного пана о свободном месте возле него, там и приземлилась.

Потом оказалось, что Майкл из Варшавы-такая же, как и я," приглашенная звезда", знакомый одного известного во всем мире эсперантиста (который сидел напротив), эсперанто не знает, но знает немного русский, и прекрасно говорит по- английски. Вот на английском и русском мы общались. Пришли к выводу, что эсперанто - нежизнеспособный язык: молодежь учит английский, а эсперанто учить не хочет, поэтому так много престарелых эсперантистов, которые начинали учить этот язык 40-50 лет назад...

Но я все-таки подмерзала. Уже играл Ёмо, но народ не очень хотел танцевать, общих заводных танцев не получалось. Как обычно, танцевали 2 семейные пары...
Я спросила Майкла о танцах, он не танцует.

 Когда заиграл рокн-рол мне так захотелось танцевать! Но группы поддержки не было.
Вдруг подходит ко мне Майкл и начинает со мной танцевать рокн-рол 60-х годов. Схему танца я не знала, но не растерялась и поддержала его. Все смотрели на нас. И у нас неплохо получалось.
Потом заиграли цыганочку. Майкл скинул куртку (разогрелся), и мы ещё станцевали цыганочку, тоже неплохо.
Цыганочку я не люблю, поэтому потом ускользнула от Майкла к Яну. Посидели, поболтали с Яном, посмеялись.

Опять рокн-рол, опять я танцую с Майклом рокн-рол его юности.

Наконец-то организовалась группа девушек, которые очень любят танцевать, как и я.
Мы стали отрываться. Холодно? О чем Вы говорите? Кофты скинуты, танцуем в одних футболках…
В общем, ЗАЖИГАЕМ!

В перерыве между танцами ко мне подошел очередной любитель "польского краковяка", тот, кто вчера возвращался в мокрой футболке...
И попытался меня поучить этому танцу. Я танцевала и смеялась, т.к. половину танца я сбивалась, но мне было уже все равно...
Срочно надо дома выучить этот польский танец!
У меня не будет отбоя от приглашений в Польше, умей я его танцевать!

Да, ещё между танцами принесли заказной торт, не такой большой ,как вчера, но всё же.

Мы с девчонками танцевали и танцевали, пока не пошел дождь. Пикник срочно прекратился.

Мои девушки дома уже спали, да и мне давно пора спать. Завтра я уезжаю в 6-40, а встать надо ещё раньше.
Полная впечатлений и нервного возбуждения, я не могу заснуть.
Молодежь из-за холода разгулялась, шумит на территории, у входа в нашу общагу (наше окно как раз над входом), шумит, пока идет по лестнице.

В комнате тоже неспокойно.
Дайте мне минутку тишины и я засну. Но НЕТ!!! Мария громко храпит. "Мария, ПОМОЛЧИ!"-мысленно ей говорю.
Замолчала, тут же эстафету храпа переняла Хелена. Потом это уже был ХОР ХРАПА, где они по очереди солировали. И здорово у них это получалось!
 А я лежу в постели и УМИРАЮ ОТ ХОХОТА!
Видно ночь будет бессонной для меня.

Проснулась Хелена, пытается открыть дверь, чтоб пойти в туалет. Щёлкает замками туда-сюда, но дверь не подается. Села на постель. Я встала-пытаюсь открыть Хелене дверь, она действительно НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ!
 Что ж теперь в 5 утра по простыням спускаться из окна? Я матерюсь, дверь открывается.
Хелена возвращается из туалета и запирается.
Вскоре и я иду в туалет. Опять проблема с дверью. С трудом её открываю и больше не закрываю на замок.
ХВАТИТ НАМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ!

Я всё-таки поспала немного, проснулась ни свет, ни заря.
Приняла душ, выпила кофе, собрала сумку.
5 утра. Встает Хелена (ей тоже на ранний автобус). Мне уже делать здесь нечего - собираюсь уходить.
Просыпается Мария, прощается со мной и записывает свой номер телефона, а я ей-свой.
Забыла сказать, мои девушки из Варшавы!

Стою на остановке местного автобуса, мой нескоро-через полчаса. Нервы не выдерживают и я прыгаю в первый подъезжающий, который с пересадкой. Где пересаживаться-не знаю.
В автобусе едет один поляк, которого я и пытаю о пересадке. Оказалось, что нам по пути. Он будет пересаживаться и ехать мимо вокзала.
Я «сажусь к нему на хвост» и благополучно добираюсь до вокзала.

Там минут 15 искала свой автобус.
Вдруг его вижу и несусь, как угорелая. Автобус полный, и я чуть не вскакиваю в него, но в последний момент  благоразумно спрашиваю: "До Калининграда", "Нет, до Варшавы".

И опять ВДРУГ вижу Хелену.
ОБНЯЛИСЬ КАК РОДНЫЕ.
Оказывается Хелена вызвала такси (всего за 15 злотых).
НАСТОЯЩАЯ ЖЕНЩИНА! Не перестает удивлять и радовать. Хелена машет мне рукой из автобуса на прощание.

Варшавский автобус уехал, появился мой, калининградский, и Галина с мужем.

Через два дня мне позвонила Мария из Варшавы, узнать, как я доехала, рассказать, как она доехала, я ей рассказала о Хелене, а она мне о жаре в Варшаве.
В заключении Мария пригласила меня в гости!!! Последний сюрприз Польши!!!

18.07.2010


Рецензии
Хорошая поездка! И весёлая!
Аж завидно.

Жму на зелёную кнопочку.

Всего Вам самого доброго и побольше таких поездок.

Галина Санорова   19.05.2021 23:44     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв и пожелания!
Прошу прощения за поздний отклик. Обстоятельства Жизни. Всех благ!

Наталья Зозулина   30.04.2022 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.