Крылатый лев

 (Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)



«…но когда четыре евангелиста возьмут и принесут меня к Господу, тогда услышу слово Его: «чадо!» Ибо я делаюсь сыном Божиим чрез исполнение заповедей, и мне отпустятся грехи. Но как принесут меня к Иисусу? – Проломавши кров. Что же кров? Ум как верх существа нашего. На этом крове много земли и черепицы, то есть земных дел; но когда все это будет сброшено, когда будет разломана и освобождена от тяжести сила ума, когда потом спущусь вниз, то есть смирюсь (я не должен возноситься вследствие облегчения ума моего, но по облегчении обязан ниспуститься, то есть смириться), тогда исцелюсь и возьму одр мой, то есть тело, возбуждая оное к исполнению заповедей. Ибо не только должно восстать от греха и познать свой грех, но и взять одр, то есть тело, для делания добра. Тогда можем достигнуть и созерцания, так что все помыслы в нас скажут: «никогда ничего такого мы не видали», то есть никогда не имели такого разумения, как ныне, исцелясь от расслабления. Кто очищен от грехов, тот поистине видит».

           (Блаженный Феофилакт Болгарский «Толкование на Евангелие от Марка»)




8 мая христианский мир чтит память святого Марка, автора одного из Евангелей, составляющих знаменитое четвероевангелие. Родился Марк в I веке (более точная дата рождения не установлена) в городе Кирена (Крит) Римской империи (по другой версии – в Иерусалиме), а скончался, будучи до этого избиваем и мучим, по дороге в судилище, со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Произошло это 25 (23) апреля, по одной версии – 68-го, по другой – 63-го года от Рождества Христова в Александрии. По происхождению он был евреем и являлся «апостолом от семидесяти»: основал Церковь в Египте, был первым епископом Александрии, где положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки… Он был учеником апостола Петра (в «Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой»  (1 Петра. 5:13).  А житие святого евангелиста повествует о том, что в ночь взятия Христа в Гефсиманском саду, он следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов  (Мк. 14: 51 – 52).
 
Мощи святого покоятся в специально построенной для этого базилике собора святого Марка в Венеции (строительство продолжалось около 30-и лет, под покровительством нескольких поколений венецианских дожей), а попали они в Венецию, благодаря венецианским купцам, спасшим их в 828-ом году: Буоно и Рустико.

Вот как об этом рассказывают разные источники. Прибыв в Александрию, они узнают, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. И, поскольку в городах Венецианской лагуны проповедь христианства была связана с именем апостола Марка, купцы решают спасти мощи святого от поругания. Для этого они переносят реликвию на корабль, прибегнув к хитрости. Как известно, мусульмане не только не едят свинину, но и стараются не прикасаться к мясу этого животного, считающегося в этой религии и упоминаемого в главной священной книге – Коран – «нечистым». Но не потому, что свиньи любят поваляться в грязи (наоборот, так они чистят себя, ухаживая за своим телом снаружи, и всё подряд они тоже не едят, это – миф и, довольно несправедливый, опровергаемый, в первую очередь, теми, кто сами растили этих животных), а – в более широком, или, иными словами, – символическом смысле...). Так вот купцы прячут мощи Марка в большой корзине, за свиными тушами, а для большей надёжности  прячут корзину в складках паруса одного из судов. Так им удалось избежать таможенного досмотра и доставить святую реликвию в Венецию.
 
После перенесения мощей святого в город, апостол Марк становится его небесным покровителем (заменив святого Феодора). А символом города становится знак этого евангелиста – крылатый лев. (Многим должны вспомниться мосты с крылатыми львами нашей «северной Венеции» – Санкт-Петербурга; если кто не знал об этой параллели ранее, теперь, должно быть, догадается, что имелось в виду…). 

По многим свидетельствам современников и историков церкви, Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Того, что Марк слышал от апостола, как своего учителя, посетив его в Риме, где Пётр находился «в узах» (в темнице, в цепях и под стражей). По выражению блаженного Иеронима: «…при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Похоже, что писалось оно по своеобразному плану, кроме того, живость, картинность и оригинальность повествования – всё это (и многое другое) говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции. Например, других евангелией. Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) и т.п. – свидетельствует о том, что Евангелие, в первую очередь, предназначалось для новообращённых из язычников (доносить эти «азы» верующим христианам – не было необходимости, они всё это знали). А, нередкое употребление в нём латинских слов  («легион», «спекулятор» и др.) объясняется тем, что место написания Евангелия – Александрия или Рим. Но, разумеется, не это является главным для этой, священной для христиан, книги. Главным является тот факт, что одна из центральных тем «Евангелия от Марка»  – это тема силы Божией: ГОСПОДЬ ДЕЛАЕТ ТО, что ЛЮДЯМ СДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНО. Для чего апостол намеренно останавливает и акцентирует внимание читателей (слушателей) именно на делах и словах Спасителя, в которых, без каких-то лишних пояснений, очевидным образом проявляется его Божественное всемогущество.


Пс1: Апостол Марк является покровителем не только города Венеции (Италия), но и египетских христиан, а также острова Райхенау (Германия), на котором хранится часть мощей апостола.

ПС2: Кому интересен не только современный взгляд на данную тему и комментарии к нему, стоит поинтересоваться иной многочисленной информацией. Например, толкованием «Евангелия от Марка» Оптинскими старцами и др.



(В написании материала использована информация из открытых источников).



(фото: Яндекс)


Рецензии