Попрятушечка

Рождение девочки выпало на утро воскресения. Маленькое существо с тёмными глазами завернули в  кулёк, свёрнутый из байкового одеялка, и перевязали розовой ленточкой. Это традиция -- розовая лента, значит, девочка.

Из роддома мама приехала в дом мужа. Свекровь хлопотала на кухне, готовила угощение для тех, кто придёт "на родины". А свёкр задумчиво ходил по хате, мешался под ногами свекрови, та сердито шлёпала его по спине мокрым полотенцем, и шипела: "Шёл бы ты отсюда!"

Мама была непреклонна в выборе имени для своей дочери. Свёкр не мог привыкнуть, и оттого донимал маму: "Ну, может Оксаночка? Или Аннушка?" Мама тихо отвечала: "Нет! Её будут звать Настенька!"

Суета взрослых никак не сказывалась на завёрнутой в одеяло новорождённой. Она  спала.  Гости вот-вот должны были уже прийти, свекровь разливала горилку по графинам, приехавшие родственники шумно гомонили на веранде. Только свёкр был удручён: ну какая Настенька в украинской хате? Хоть бы Олеся. Ну или ...

В этот момент он зашёл в комнату, где стоял телевизор. Транслировали детскую фильм-сказку "Морозко". Свёкр увидел тот момент, когда Морозко страшивал: "Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная". А девушка тонким голосочком отвечала:"Тепло, Морозушко! Тепло, дедушка!" Тогда Морозко спросил: "Как звать-то тебя?" И она, с милой стеснительностью: "Настенька"...

Свёкр резко повернулся и вышел из комнаты, подошёл к маме и сказал: "Пусть будет Настенька".
Мама выдохнула.

Маленькая попрыгунья. Девочка с большими карими глазами. Настенька приезжала в хату к родителям отца и первым делом принималась за наведение порядка. Больше всего её восхищал огромный деревянный буфет! В нём было столько всего, что требовало расстановки по своим местам: гранёные стаканы, рюмки, стеклянные чашки, тарелки, лежащие вперемешку с газетными обрывками открытки, наручные часы, оторвавшиеся пуговицы, семечки, крошки, рассыпавшаяся махорка, металлические гаечки и болтики.

Девочка спрашивала позволения навести порядок, и бабушка с дедушкой, умиляясь четырёхлетней крохе, благодушно разрешали. А сами садились на диван рядом и наблюдали за действиями внучки.
Та подвигала к буфету большой деревянный стул с изогнутой спинкой, влезала на него и начинала священодействовать: определять предметы по местам.

"Попрятушечка" -- вполголоса говорил дед. "Попрятушечка наша".

Настенька не понимала, что там бормочет дедушка, сосредоточенно расставляла посуду, вытирала тряпкой крошки, сортировала газетные обрывки отдельно от открыток. В этот момент для девочки существовал только буфет, и самым важным было расставить посуду в гармоничном порядке.

А ещё она была чрезвычайно счастлива, что ей разрешили по хозяйничать в буфете!


Потом родители её увезли насовсем, и дедушка грустно вздыхал: "Увезли нашу попрятушечку. Кто будет наводить порядок в буфете?"

Позже, через несколько лет деда не стало. И больше никто не называл Настеньку попрятушечкой.

Мама говорит, что "попрятушечка" с украиского означает "хозяюшка".

 

 


Рецензии