О наших победах и траурах

    
            Вспомним о вдовах и матерях павших на войне
Фото на фронт мужу и отцу. 1943 г. Ирина Васильевна Чупрова (моя мать) с детьми.   
 Сегодня Россия готовится с размахом отметить 70 лет  со дня окончания Великой Отечественной Войны.
 Страна славит тех, кто защитил нашу землю и освободил Европу  от коричневой чумы фашизма.
 По случаю 70 лет со дня Победы руководство России вспомнило и наградило памятными медалями Тружеников тыла, т.е. тех, кто своим  трудом в тылу ковал нашу Победу.
   К великому сожалению, мы, отдавая должное по случаю круглых дат со дня Победы подвигам мужей и сыновей, забываем о подвигах их жен и матерей. О том, как  вдовы и матери воинов, не вернувшихся с Войны,  растили своих детей и внуков, делая все  для того, чтобы они были не  только сыты и обуты, но и выросли достойными памяти своих отцов. Во многом благодаря их героическому труду в послевоенные годы страна поднялась из руин, оставленных войной.
 На мой взгляд, материнский подвиг вдов Войны достоин уважения и памяти не менее, чем воинские подвиги их мужей и сыновей.     Уважаемый читатель, не забывай об этом.               
               
                5 мая 2015 г.
         
                Про  нравственную глухоту               
Земляк пенсионного возраста, назову его Зн, прочитав на Проза.ру мою публикацию «Эхо прошедшей войны», которая приведена ниже, обратился ко мне:  «Убедительно прошу удалить про эхо войны. Я об этом знаю, и ты знаешь, а другим знать не к чему. Война  грязное дело, а мы не воевали, нам ли судить». 

   Жителям Нарьян-Мара много пишут о героическом прошлом их земляков – участников ВОВ. Только местный историк Ю.В. Канев опубликовал не одну книгу о них. Но как говорится, идеальных героев в реальной жизни не бывает. В подтверждение своих слов приведу пару примеров.  По случаю  65-летия или 70-летия окончания ВОВ, один из участников её в  воспоминаниях  в местной газете с одобрением (а не осуждением)  рассказал, как его бойцы в качестве сувениров забирали кое-что у жителей Латвии, после того, как их освободили.
 А дочь погибшего политрука в воспоминаниях об отце, с гордостью сообщила о посылках с фронта, которые присылал им отец. Когда они об этом писали, видимо, не знали, что в начале 1944 года, когда наши войска начали освобождать Европу, Сталин был вынужден принимать меры, чтобы остановить стремительно нарастающую волну мародерства в наших войсках.  Иначе, как нравственной глухотой авторов приведенных выше воспоминаний  упоминание о том, что их герои имели отношение к  тому, что еще при жизни Сталина именовалось мародерством,  назвать не могу.
Можно понять героев их воспоминаний, которые буквально ошалели, увидев после нищеты в СССР, как жили люди в буржуазных Латвии, Эстонии и в Восточной Пруссии. В результате не могли удержаться и присваивали кое-что из увиденного. Но  не авторов воспоминаний. Хотя и их понять можно, если учесть, что они выросли в стране, одной из любимых песен которой была песня со словами: « и все вокруг мое».
До них не дошло, что бойцы, позарившиеся на безделушки,  политруки, отправляющие посылки с фронта домой, и тем более те, кто как:
- знакомый мне по Каунасу командир дивизии «Катюш», вывезший из Германии столько ящиков  барахла, что  даже в середине 80-х годов не все их распаковал;
-  муж  певицы Руслановой, будучи генерал – лейтенантом Советской армии, отправлял на Родину из Берлина драгоценности и барахло вагонами, если не  эшелонами,
 в той или иной мере уподобились фашистам. Дав тем самым  повод для разжигания  на Западе и в республиках Советской Прибалтики волны русофобии еще в 50-60-е годы прошлого столетия. Эта волна буквально захлестнула меня, прибывшего в 1963 году в центр национализма Советской Прибалтики Каунас в качестве молодого специалиста после окончания Ленинградского университета.
Более подробно о том, как эта русофобия  формировалась в после военные годы, читатель может найти в Интернете, хотя бы, в трудах  Льва Копелева.
   Земляк, названный мной выше Зн,  попросил  удалить с Проза.ру статью «Эхо прошедшей войны», и я сделал это.  Хотя и напрасно. Так как полностью согласен с народными пословицами: лучше горькая правда, чем сладкая ложь, и что народ должен знать своих героев в лицо.
 Горькие  воспоминания и размышления  о причинах распада СССР, изложенные мной в книге «О жизни в СССР, причинах его развала и последствиях» вынуждают  согласиться с  демократами – горлохватами,  что одной из основных причин распада СССР явилась подмена  коммунистической идеологией  горькой правды о Советской действительности на сладкую ложь. Этой подслащенной  идеологией на продолжении 70 лет  партийное руководство  СССР дезинформировало  население страны в своем стремлении воспитывать молодое поколение в духе верности КПСС.
 А в результате достигло обратного – полного неверия: ещё во времена Хрущева в Ленинграде родилась пословица: мы пережили блокаду, переживем и коммунизм. Я уж не говорю про 80-е годы, когда наиболее продвинутая часть населения СССР смогла  не только слушать западные  радиостанции « Голос Амереки» и  «Свобода», но и видеть по телевидению, как живут на Западе.
Сказанное в равной мере относится к изложению истории о тяжелейших временах и событиях Великой Отечественной войны, когда истинно трагический героизм подменяли на приукрашенный, как в случае с героями-панфиловцами. Либо просто на вымышленный.
     Потому и  решил донести своё «Эхо» до читателей, как  частицу               
      горькой правды о прошедшей войне. 
            
                Эхо прошедшей войны

     Сегодня утром в «Одноклассниках»  знакомый (Зн) написал мне:
«На днях встретился  с  В, он тебя знает, в Москве жили в одном номере».
Я с пяти утра сидел за своим ноутбуком, собирая в кучу, все что опубликовал за этот год на Проза.ру, чтобы затем подготовить из этой кучи  книжку для издания в родном Нарьян-Маре.  Тем не менее, отвлекся от своего занятия, чтобы коротко ответить знакомому.
 Я:
Отцу этого В. было приказано вынести нашего отца в бессознательном состоянии, раненного в левое предплечье,  с поля боя в госпиталь. Но он  бросил его зимой на куче сена, о чем у него хватило   жестокости  рассказать нашей матери.  Через год или два он утонул. Наша мать, узнав об этом, сказала, это его бог покарал.
На этом наш разговор не прервался.
Зн:
«А В.- это знает? Неприятная история, хотя на войне всякое бывает. Я шокирован и не знаю, как общаться с ним»
Я:
 как говорят: это не его вина, а его беда. И  дети за отцов не отвечают. Извини, я не знал, что ты и сейчас с ним общаешься, а то бы не написал.  В.  я  об этом  в Москве рассказал, дополнив, сказанным выше. Так, что продолжай общаться с ним. Ваших отношений сказанное мной не должно касаться.
Если бы отец  В. выполнил данный ему приказ, то наш бы отец не попал в списки "Без вести пропавших", которых Сталин приказом "Ни шагу назад" всех скопом зачислил в предателей отчизны, а их жен и детей (меня в том числе) лишил пенсии. Наша мать не получала пенсии за погибшего мужа, по крайней мере, до 1952 года (до мобилизации из армии моего брата Ивана), Хотя, кажется, за несколько лет до смерти Сталина какую то мизерную пенсию семьям "Без вести пропавших" стали выплачивать. Но наша мать была женщина гордая, и она отказывалась  идти просить эту пенсию, заявляя, кто нас её лишил, пусть тот нам её и оформит.
Вот такой разговор состоялся сегодня у меня с Зн. После которого из-за нахлынувших на меня воспоминаний, я вынужден был отложить в сторону свою «кучу», чтобы в очередной раз вспомнить не вернувшихся с войны отца и старшего брата Федора. Как мать, гордо отказавшись от пенсии (или пособия) круглосуточно работала, чтобы её  дочки Таня, Лена и сын Игорь были сыты, обуты и росли достойными памяти их отца.   И что я написал о тех годах в  2012 году к  80-ти летию родной школы №1 г. Нарьян –Мара в своей первой книге «Все что в сердце отложилось»:
Год 1945-й, как принято сейчас говорить, год Великой Победы, не принёс нашей семье существенного облегчения, а только ещё больше усилил душевные страдания по не вернувшимся с войны отцу и брату. Видимые облегчения в нашу семью пришли лишь в конце 1951 года, когда после демобилизации из армии вернулся брат Иван.
 
    Фото на фронт мужу и отцу Ирина Васильевна (моя мать) отправила в 1943 г.
Душевная боль нашей семьи (думаю, и многих других семей) от того, что наш отец, сложив голову за Родину, был приравнен Сталиным, а, значит, и государством ; к предателям, осталась на долгие годы. Тем более, что государство иезуитски не давало забывать об этом, заставляя заполнять в отделе кадров при устройстве на работу, получении допуска для работы с секретными документами, защите диссертаций, поездке за границу и везде, где была графа про отца, соответствующие анкеты. Иногда приходилось униженно оправдываться перед наиболее ретивыми начальниками кадров за то, что отец пропал без вести.
Прошло шестьдесят пять лет со дня окончания войны. Более пятидесяти лет нет Сталина. Страна признала: да, среди миллионов без вести пропавших некоторые сдались в плен и даже приняли  участие в войне на стороне Гитлера, но это ; не более нескольких процентов от общего числа безымянных воинов, сложивших головы на полях сражений. Имена большинства из них выявлены соответствующими службами.
Но я не помню, чтобы государство извинилось перед их вдовами, матерями и детьми за необоснованные обвинения их близких и перенесённые ими страдания. По данным «Книги памяти» из 3 317 человек, не вернувшихся с фронта жителей нашего округа,  1095 числятся пропавшими без вести.
В боях за Родину на фронтах войны с Финляндией и Отечественной войны принимали участие все взрослые мужчины из родового дома Чарнышевых: получившие тяжёлые ранения, но оставшиеся в живых  мои двоюродные дяди Тимофей и Яков Перфильевичи, Аким и Василий Петровичи, не вернувшиеся с войны мои отец Иосиф Иванович и старший брат Фёдор Иосифович. 
Погиб в боях за Родину мой двоюродный брат, танкист Ефим Иванович Носов, родной брат известной и уважаемой в Нарьян-Маре учительницы немецкого языка Романенко (Носовой) Александры Ивановны.
   О своих неудачных попытках убедить руководство общества ветеранов войны Нарьян – Мара, сначала по случаю 65-летия, затем 70-летия со дня окончания ВОВ, установить скромный памятник более чем тысяче воинов из Ненецкого округа, до сих пор числящихся «Пропавшими без вести». На мое обращение перед 70-летием со дня окончания ВОВ, направленное Председателю Совета ветеранов труда и войны НАО В.К. Корепанову, содержащие слова:
 - большинство, из «без вести пропавших», это безымянные герои, выполнившие приказ: пошедшие под огонь пулеметов;
 - в народе говорили, что «на миру и смерть красна», а они геройски выполнили свой долг – сложили свои головы не на миру, а один на один с неминуемой смертью;
 - подавляющее большинство из них  не удостоились участи быть по человечески захороненными.
                «Их кости до сих пор омывают дожди».
 Потому и числятся они  в списках «без вести пропавших».
 Так может быть пора  уже не только извиниться перед ними в газете, но и поставить к 70 летию Победы им скромный памятник, рядом с памятниками другим героям войны,      
                Вячеслав Кузьмич  Корепанов мне  так и не ответил.
   Зато после публикации  обращения на Проза.ру, откликнулась  одна из прочитавших его. Уважаемая Мария Гринберг сообщила  следующее: «Памятник пропавшим без вести солдатам (скульптор В. И. Злоба) открыт на Поклонной горе в 1995 году».

   P.S. Отзыв Натальи из Литвы, присланный по Емайл. В Литве сегодня все русское вне закона, потому Наталья пишет на русском с использованием латынского шрифта:
«Dobrij den Igor ! Spasibo , cto ne zabivaete i prisilaete svoi dumy , kotorimi hochetsia podelitsia s druzjami.  Tema vojni, lichno dlia menia, vsegda boleznenno interesna. Moszet potomu , cto ja virosla v semje voennogo. Otec iz 9 klassa zakonchiv voennoe uchilische bil napravlen na front v 1942, gde komandoval vzvodom . Osvoboszdal Litvu,  doshel do Germanii . A potom, posle vojni, sluszil v Bobrujske i v Borovuhe. Tak, cto mesta to -znakomie...Pravda, mne i goda ne bilo v to vremia...Szal, cto ne mogu ego sejchas rasprosit o Borovuhe .S detstva slushala o vojne ot ejo neposredstvennih uchastnikah, poetomu dlia menia eto sviataja tema i ochen bolno slushat kak perepisivajt zanovo eje stranici .Mne bilo interesno prochitat vashe pismo. Spasibo. Privet ot nas s Valeroj vsem Chuprovim.»
Переведу её письмо на кириллицу: «Добрый день Игорь! Спасибо, что не забываете  и присылаете свои думы, которыми хочется поделиться с друзьями. Тема войны лично для меня всегда болезненно интересна. Может потому, что я выросла в семье военного. Отец после 9-и классов закончил военное училище, и был направлен на фронт в 1942, где командовал взводом. Освобождал Литву, дошел до Германии. А потом после войны служил в Бобруйске и в Боровухе. С детства слушала о войне от непосредственных участников её. Поэтому для меня это святая тема и очень больно слышать, как переписывают заново её страницы. Мне было интересно прочитать ваше письмо. Спасибо. Привет от нас с Валерой всем Чупровым.»      
Как говорится, мир тесен. Когда-то, давно, давно  маленькая Наташа с отцом и матерью жили в Боровухе под Полоцком, а сегодня моя семья обитает в ней.
 
                От громких побед к глубокому трауру
       В последние два года наш Президент и Главнокомандующий В.В. Путин неоднократно  заявлял, что Россия не бросает друзей в беде. И не только заявлял, но и делал это. Сначала в Крыму, затем в Донбассе. Наш Президент сделал все возможное, чтобы сохранить дипломатическими путями как единое государство дружественную России многонациональную Сирию.      Когда дипломатия не помогла и Сирия оказалась на краю гибели под напором ИГИЛ - агрессивной наемной организации под названием Исламское Государство Ирака и Леванта, финансируемой Саудовской Аравией и Катаром. В.В. Путин принял решение вступить в войну на стороне законного правительства Сирии, руководимого президентом Б. Асадом. Поставив этим под угрозу не только строительство газопровода «Турецкий поток», но и под угрозу полного разрыва добрососедских до того момента отношений с Турцией. Так как, судя по всему, для Турции, США и НАТО главным врагом на Ближнем Востоке после урегулирования вопроса с Ираном стал не ИГИЛ, а независимое от США государство Сирия, и её президент Б. Асад. 
 Ровно год назад  на Проза.ру в статье «Кто вы, сегодняшний мистер Путин?» образ сегодняшнего В. Путина, как политика, ваш покорный слуга, охарактеризовал  мало совместимыми  чертами: хладнокровность и взвешенность – с одной стороны,  непредсказуемость – с другой.
 Нанеся удар по противникам Асада крылатыми ракетами с малых катеров (водоизмещением менее 100 тонн) из Каспийского моря, В. Путин полностью подтвердил свою непредсказуемость для всех, в том числе и для ЦРУ США.  А хладнокровность оказалась присуща не только нашему Главнокомандующему, но и его воздушным асам, посеявших своими точными ударами с воздуха ужас в рядах наглых до того вояк ИГИЛ.
    К огромному сожалению, В. Путин и его штаб недооценили мощи врага, с которым вступили в битву за освобождение Сирии, и всех возможных последствий войны против ИГИЛ. Оказалось не совсем напрасно США тратили миллиарды долл. на подготовку наемников и террористов по свержению законных правительств Ирака и Сирии, многие из которых сегодня перешли на сторону ИГИЛ. Не сумев противостоять нашим на поле боя, они сумели, как утверждают почти все эксперты Запада, нанести нам ответный подлый удар – взорвать гражданский лайнер с туристами.  Не согласны с этой версией сегодня, по понятным причинам, Египет и Россия. Но уже сам факт, что пассажирское воздушное сообщение  между Россией и Египтом решено приостановить, говорит, что другие версии гибели А321 маловероятны.
   Сегодня нашему Президенту надо в полной мере проявить свою взвешенность в принятии сверхтяжелых решений. В том числе, по вопросу стоит ли, уже  купивших путевки в Египет направлять в Турцию? Как говорится, два снаряда подряд в одну воронку не падают. Поэтому вероятность попытки совершения следующего теракта с самолетами, вылетающими из Турции, вряд ли меньше, чем из Египта.
               
                7 ноября 2015 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.