Зарисовка ко Дню Победы

Бах Ефим Абрамович. Ветеран войны, коммунист, партийный, заслуженный строитель и просто мой дедушка Фима.

Уже почти не осталось тех, кто победу помнит, но все по-прежнему отмечают и вспоминают. Это хорошо. В Интернете множество обсуждений поведения и спекуляций на празднике, обвинений в неискренности. Но, как бы там не было, главное, что мы пока помним.

Еще живы ветераны. И их внуки, помнящие рассказы дедов и бабок. Великая Отечественная еще не перешла в разряд мифологии. Мы рассматриваем детские фотографии, на которых вместе с дедушкой ходили на парад или отмечали праздник дома, когда за столом собирались однополчане. Военные товарищи моего дедушки были в Ленинграде, кто-то в Мурманске. Именно туда в 1940 году послали служить его и других мальчишек одного с ним призыва.

Почти никто не уцелел из тех, с кем он целый год прослужил в Мурманске, пока было еще мирное время. Летом 1941 года уже никого не было в живых. Дедушка уцелел чудом. Просто повезло, говорил. Он, как и остальные мальчишки, не успел ничему научиться за тот предвоенный год в армии. В книжках воины всегда отважные. «Дедушка, ты тоже сражался храбро?» «Сражался, как мог, Аннушка. И страшно каждый раз было. Война – всегда страшно». А свои фронтовые 50 г он, если получалось, менял на кусочек сахара. Все Бахи были и остаются сластенами. То ли потому что прадед был кондитер, и патока навсегда перемешалась в нашу кровь, то ли просто порода такая. До конца своей жизни дедушка не мог смотреть спокойно на конфетку или вафельку.

Я помню, как в 1991 году я с ним и с бабушкой плавала на теплоходе «Советская конституция» по маршруту Москва – Санкт-Петербург. В самом Питере мы провели, вроде, только денек. Для меня это было первое знакомство с городом. Дедушка Петербург знал хорошо и очень любил, часто ездил на встречи 9 мая, но в тот раз времени было немного. Поэтому мы объехали весь город на такси, пробок тогда еще не было. Таксист был молодой и, открыв рот, слушал дедушкино: вот, из этого дома мы отстреливались, здесь был склад, здесь еще что-то, здесь убили такого-то…

Мне кажется, мы поднимались на Аврору и в музее войны были. Я запомнила образец блокадного хлеба, похожего на закаменелую картофелину, который, собственно, и делали из картофельной шелухи в том числе. «Что ты! Мы ели его очень бережно, над газеткой. Чтобы потом собрать крошечки и тоже съесть. Зубы я тогда и потерял - цинга. Но родители после войны расстарались поставить мне новые. Мне же только 24 года было, когда война закончилась. Многие тогда резали и ели коней. Но это я не мог. На фронте нас еще хоть как-то кормили, что-то выдавали. На гражданке страшнее было».

Кстати, меня поразила история, которую отец вспомнил случайно, по рассказам того же дедушки. Когда дед служил в Ленинграде во время блокады, узнать, как у него дела было сложно, практически невозможно – письма не доходили. А он был у своих родителей младший, поздний, 12й любимый ребенок – мезенчик. И, вот, его не особо грамотная мама, моя прабабушка с ума сходила от тревоги, жив ли ее сын. Она, кстати, не очень-то умела читать и писать, лишь немного на идиш. Зато, как и многие женщины ее круга, была по-житейски мудра. Она придумала делать ему денежный перевод. Деньги отправлять было можно, они доходили, и, главное, приходило уведомление о том, что получены. Как же дедушку раздражали ее переводы! Ну, что можно было купить в тот момент в Ленинграде? Зачем она это делает? Неужели не понимает, что нет уже никаких магазинов, а тем более продуктовых. Недовольно отправлял 20-летний дедушка ей деньги обратно. А она удовлетворенно кивала: раз получил и выслал обратно, значит, жив. И снова посылала ему эти три рубля.

На фронте дедушка служил в артиллерийской разведке, отстоял Ленинград на протяжении всех 871 дней и даже успел немного поработать переводчиком. Десять классов школы, семейный идиш и школьный немецкий в то непростое время интерпретировались как почти профессионализм.

С праздником победы! Самый важный праздник в году. И неважно какого цвета флаг и куда повязана георгиевская ленточка. Память важнее.

 #ПодвигНарода #ИменаПобеды


Рецензии