Глава 15. Учение и воспитание дикого человека
Первым делом, они стригли всего дикаря, с головы до ног. Работа с ним была, такая тяжелая, что и полдня на его стрижку не хватило. Потом они купали его в «бане». Море они и называли «баней», если купались в нём, как в бане, для чистоты. Да, и вода морская чудом была так чиста, почти, как в настоящей бане. И мыло, и мочалка, и полотенце – всё это было сделано своими руками на этом острове. Правда, не такое всё уж, было, как настоящее: мыло было сделано из кокоса, мочалка – из шкур леопардов и обезьян, а полотенце – из пальмового листья. Вот, так же они мыли и дикаря. Помывшись, он выглядел, не так уж и чисто, но и не так, как в среду, в день первой встречи с людьми на этом острове. Его уже можно было назвать нормальным человеком, не считая, что он ещё не умеет разговаривать с людьми.
А доктор Михаил в это время и дальше продолжал лечить бедных Андрея и Макара, но уже поменьше, так как они начинали уже постепенно выздоравливать. Михаил, иногда, тоже помогал воспитывать дикаря. Другие дела были у всех, такие же, как и прежние.
В пятницу оставалось три дела с дикарём: обучить его русскому языку, приучить потом его к правилам культурного обращения с людьми, к соблюдению общепринятых законов среди людей, и ещё, так же, приготовить ему место в жилище. С этим все мог согласиться лишь только один дядя Павел.
Прошёл первый день учения дикого человека. Денису стало интересно, умеет ли он разговаривать. Он, кое-как, пытался с ним разговаривать, проверял, хорошо ли научил его этот Павел. Ничего от дикого человека он не мог добиться, и с такими словами он пришёл к Павлу:
- Странно, как же вы были логопедом? – удивился он. – Он, как и вчера, так и сегодня не умеет говорить.
- Нет, Денисушка, нет! Я был логопедом, и, причём, очень хорошим. Но, чтобы его, хоть заковеркато, но выучить русскому языку, надо учить его год, а то и два. Напрасно удивляешься. Моя жена – это тоже морячка, но, просто, она работает на другом корабле. Жена сказала мне, что ни к чему путному не приведёт меня эта логопедия. Она сказала, что уж лучше быть моряком или капитаном корабля, чтобы гораздо больше денег зарабатывать. Так я и стал капитаном корабля.
Но логопедия дикаря закончилась, намного скорее, чем предполагал сам дядя Павел. Не прошло и двух месяцев, как дикаря уже можно было иногда немного понять, что он говорит. Хоть, как много и прошло времени, с тех пор, как островитяне первый раз встретились с диким человеком, но никто ещё не забыл, что первая встреча произошла с ним в среду. Гордясь своим подходом к обучению дикаря, Павел, даже выразил своё удивление всем:
- Выходит, что этот человек, хоть и дикий, но он очень умный. Другого такого бы, и по годам не выучишь. Молодец!
- Молодец я, странно, не, молодец, Павел, и я не то себе Павел сам, - заковеркато сказал дикий человек.
- То ты хочешь сказать, что ты хвалишь меня? – переспросил его дядя Павел.
- Да. Ты хвалишь меня, Павел, себе сам, - заковеркато ответил он, но потом постарался поправиться. – Да сказать хочу я, что хвалишь Павла я.
- За что?
- За что хвалишь Павла я, Павел научил я.
- Не «я», а «меня», - поправил дикаря Павел.
Но тот, только, наполовину поправился:
- За что хвалишь Павла меня, Павел научил меня.
- Вот-вот, уже, почти, идеальная речь! – похвалил дикаря Павел. – Только, стараться тебе надо говорить, как можно сильнее, и у тебя всё получиться! Вот, повтори то же самое, что ты только что говорил. Просто, вместо слова «хвалишь», скажи «хвалю».
- За что хвалю меня Павла, Павел научил меня.
А Павел, знай, своё, и дальше хвалит:
- Молодец, вот как надо!
Вот такая была наука Павла. С первых дней дикий человек совсем не умел разговаривать. Но потом он постепенно научился, и с каждым новым днём он начинал говорить, всё лучше и лучше. И место в жилище для него, со временем, так же было готово. А через четыре месяца после знакомства с людьми, он уже совсем умел разговаривать. Он разговаривал, почти, так же, как и настоящий русский. И, вправду, он был очень умный, раз научился в своей «школе» общаться, всего, за каких-нибудь четыре месяца. Ведь, все же нормальные дети учатся в школе, гораздо дольше, не меньше девяти лет. Такой «школой» наши герои называли пень под пальмой, где и проходило учение дикого человека.
По истечению ещё большего времени дикий человек научился разговаривать, уже так хорошо, как и сам дядя Павел. Но он ещё не всё понимал, что он сам делает, и в чём заключается разница поведения обезьян от поведения настоящего человека. На уроки хорошего поведения потратился ещё один месяц. Павел учил его многим правилам культурного и воспитанного человека, и не забыл сказать самое главное:
- Всегда, когда встречаешься с кем-то знакомым, надо говорить «Добрый день!» или «Здравствуйте!», если прощаешься – «До свидания!». Если кому-то сделал плохо, хоть нарочно, хоть нечаянно, всё равно надо сказать «Извините!». Культурному человеку перед тем, чтобы что-то попросить, нужно сказать «Пожалуйста», а если что-то тебе дают, тогда отвечать «Спасибо!»
Эти главные правила этикета дикий человек всегда старался выполнять, да и другие, так же.
После того, как с уроками хорошего поведения было покончено, прошло ещё несколько дней. Всё-таки, стало интересно путешественникам, как это он, и каким образом, один-одинёшенек, оказался на этом острове. Этот человек рассказывал свои приключения:
- Родился я в Крыму, на берегу Чёрного моря. Да случилось такое, что, вот, мы плывём на корабле «Крым» в Турцию, на юг. С нами плыло несколько человек и одна какая-то собака. В Эгейском море были буря и шторм, чересчур сильные. Наш корабль шатался, и вдруг потонул, со всем и со всеми. Только я один спасся. Меня волны забросили на этот остров, и я здесь живу.
И, вдруг, воскликнул Денис:
- Я видел потонувший ваш корабль со скелетами ваших напарников.
- И где он находится? – спросила мама.
- Не знаю, я забыл, где видел.
И любой человек забыл бы, если оказался бы в такой ситуации, в какой оказался сам Денис.
- Точно это был тот корабль? – спросил дикий человек.
- Да, точно. Я и собачий скелет видел, и, так же, видел ржавую доску, на которой было написано «Крым».
- Под водой ты видел? – спросил папа.
- Да, под водой. Разве, не верите?
- Верим, верим, - ответили взрослые, вместе с диким человеком.
Михайловы пациенты тоже слышали этот разговор. Макар спросил:
- Как звать дикого человека? Скажи своё имя.
- Человек, - ответил тот.
- Странное имя, - удивился Андрей, - кто же тебе такое имя придумал?
- Сами же обезьяны.
- Почему?
- Я им сказал, что я – человек.
- А, мама какое имя тебе дала? – спросил Михаил. – Как же ты раньше назывался?
- Подавно не знаю, я же много лет прожил на этом острове.
- Значит, нам самим придётся ему имя придумывать, - решил Павел.
- Да, пусть он сам себе имя придумывает, - предложил Герасим.
Тогда дикий безымённый человек подошёл к календарю. Этот календарь, который висел на стене над столом, был ворованный Герасимом из пиратского корабля. Дикий человек подошёл к нему, и в недоумении спросил:
- Что это такое?
- Это – календарь, - ответил Павел. – По календарю мы узнаём то, что в какое день происходило.
- Так, в какой же день мы впервые встретились, и я вас нашёл? – поинтересовался дикий человек.
Все немного подумали, поразмышляли, и вскоре вспомнили ту дату, когда происходила их первая встреча с диким человеком. А потом они, взглянув на календарь, убедились и сказали:
- В среду, оказывается.
- Значит, моё имя Среда, - сказал дикий человек.
- Не может быть! – воскликнул Герасим.
- Среда, и только Среда! Другого имени у меня и быть не может! Я сам себя так назвал!
- Напрасно вы себя называете Средой, - сказал Павел. – И, точно, нигде, и не у кого, такого имени нет. Есть много других имён, например: Сергей, Николай, Тимофей, Фёдор, Богдан, Геннадий…
- День, когда я впервые встретился с вами, дороже всего!
Так ни кому и не удалось убедить дикого человека, что такого имени нет. Так у него и появилось имя Среда, которое он, сам же себе, и придумал.
Теперь их всех стало девятеро. И они, всё ещё долго продолжали жить на этом острове, в жилище, которое построили сами себе.
Продолжение следует...
http://www.proza.ru/2017/05/11/20
Свидетельство о публикации №217050802249